Виды товарных знаков. Особенности правовой охраны коллективного и общеизвестного товарных знаков

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы самые разные виды обозначений. Среди них – словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения (напр., звуковые, обонятельные, световые) и их комбинации (перечень ГК не ограничен).

Наиболее популярными являются словесные обозначения, они обладают большей различительной способностью, чем другие виды обозначений. Они могут восприниматься на слух и визуально, что делает их более доступными потребителю, например, при воспроизведении устной рекламы. Словесные обозначения разнятся между собой. Они могут представлять собой отдельное слово или словосочетание, например существительное с прилагательным. В последнее время большую популярность приобрело использование в качестве словесного товарного знака целой значимой фразы, слогана.

К изобразительным обозначениям могут относиться изображения живых существ, предметов, природных или созданных человеком объектов, фигуры любых форм – квадраты, овалы, прямоугольники, ромбы и т.п., композиции линий, пятен, фигур на плоскости. Натуралистическое изображение вышеназванных объектов встречается в товарных знаках очень редко. Как правило, они в различной степени стилизованы. В большинстве случаев изображения являются абстрактными. Возможно и использование символов, нов этих случаях нельзя забывать о том, что использование общепринятого символа в обозначении может повлечь отказ в регистрации товарного знака.

Наиболее привлекательными и охраноспособными обозначениями являются достаточно простые, лаконичные изображения, не перегруженные всевозможными декорирующими элементами. Простое обозначение легче запоминается, внимание потребителя не рассеивается на многочисленные составляющие элементы, присущие, например, сложным изобразительным обозначениям.

Объемное обозначение – это изображение какого-либо объекта, фигуры, комбинации линий и т.п. в трех измерениях – длине, ширине и высоте. По существо это изображение формы изделия либо его упаковки. При этом необходимо, однако, иметь ввиду, что объемное изображение известного всем предмета не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Оно должно обладать различительной способностью, т.е. быть оригинальным, непохожим на другие изделия аналогичного назначения. Чаще всего в качестве объемных товарных знаков охраняется оригинальная упаковка товара, например, коробка для конфет или печенья, банка или бутылка для напитка, флакон для духов или туалетной воды и т.п.

К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов различного характера: изобразительных, словесных, объемных и т.д. Например, комбинированным обозначением является обозначение, включающее стилизованное изображение какого-либо архитектурного сооружения или слово, либо словосочетание. Зачастую словесным элементов комбинированного знака является часть фирменного наименования владельца товарного знака.

Огромное распространение в последние годы получили комбинированные обозначения в виде этикеток. Этикетки для напитков, лекарственных препаратов, обертки для конфет, печенья. В качестве комбинированных товарных знаков заявляются фрагменты коробок для конфет, чая, сигарет и т.д.

Общеизвестный товарный знак

По заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.

Товарный знак и обозначение, используемое в качестве товарного знака, не могут быть признаны общеизвестными товарными знаками, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака другого лица, который предназначен для использования в отношении однородных товаров.

Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная настоящим Кодексом для товарного знака.

Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку означает признание исключительного права на общеизвестный товарный знак.

Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.

Правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: