Товарный знак и знак обслуживания как объекты правовой охраны. Условия охраноспособности

В рыночных условиях наряду с фирменными наименованиями важное значение имеют знаки, слова и символы, помогающие потребителям ориентироваться в однородных товарах и услугах различных фирм, приобретать наиболее качественные товары и избегать подделок. Имеются ввиду товарные знаки и знаки обслуживания.

Товарный знак есть обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Главная функция товарного знака – отличительная. При этом товарный знак помогает отличать не любые, а лишь однородные товары различных производителей. Другая важная функция – рекламная. Товарный знак, маркирующий хорошо зарекомендовавшей себя товар, делает ему рекламу, повышает репутацию производителя, увеличивает объемы сбыта товаров и размеры прибыли.

Правовая охрана товарного знака в РФ предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном ГК РФ и в силу международных договоров РФ.

Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо.

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанный в свидетельстве. Формы свидетельств на товарный знак и приложений к ним введены в действие с 15 сентября 2003 года приказом Роспатента от 22.08.2003 № 109 «Об изменении форм свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), свидетельства на общеизвестный товарный знак, свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара и форм «приложение» к свидетельствам на товарный знак (знак обслуживания), на коллективный знак, на общеизвестный товарный знак, на право пользования наименованием места происхождения товара».

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы самые разные виды обозначений. Среди них – словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения (напр., звуковые, обонятельные, световые) и их комбинации.

Правовую охрану в качестве товарных знаков могут получить не все обозначения (вне зависимости от их вида). ГК РФ установлен ряд оснований, препятствующих их регистрации. Прежде всего, устанавливается невозможность регистрации обозначений, не обладающих различительной способностью. Запрет не регистрацию таких обозначений обусловлен тем, что в случае предоставления им правовой охраны в качестве товарных знаков они не смогут служить средством индивидуализации товаров, работ или услуг. К обозначениям, не обладающим различительной способностью, могут быть отнесены, в частности, обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесного характера; реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения таких товаров и др.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков и обозначения, которые состоят только из элементов, которые принято называть неохраноспособными. К таким обозначениям законом отнесены обозначения, вошедшие во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; являющиеся общепринятыми символами или терминами; обозначения, характеризующие товары, в том числе указывающие на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, время, место, способ их производства или сбыта; обозначения, представляющие собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством или назначением товаров.

Вместе с тем, действует правило, на основании которого такие обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, если они в результате использования для конкретных товаров приобрели различительную способность.

Препятствием для регистрации обозначения в качестве товарного знака является тождественность или сходство до степени смешения составляющего его элемента (элементов) с государственной символикой (гербами, флагами, эмблемами и знаками государств). Такое же правило действует в отношении наименований и символики международных, межправительственных организаций, а также в отношении официальных, контрольных или пробирных клейм, печатей, наград и других знаков отличия. Кодекс допускает включение перечисленных элементов в товарный знак в качестве неохраняемых, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, являющиеся ложными или способными ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя. Такими обозначениями являются, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, об определенном изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.

Основанием для отказа обозначению в регистрации в качестве товарного знака является его противоречие общественным интересам, принципам гуманности и морали. Примером таких обозначений могут быть антигосударственные или антиобщественные лозунги, неэтично примененная государственная символика; обозначения, затрагивающие религиозные чувства и оскорбляющие человеческое достоинство, в т.ч. слова и изображения непристойного характера; обозначения, носящие антигуманный характер.

П. 4 ст. 1483 содержит перечень объектов, воспроизведение которых с той или иной степенью точности в товарном знаке делает его регистрацию невозможной. Это официальные наименования и изображения особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах. При этом ГК сразу же указывает, что данное положение имеет исключение – воспроизведение упомянутых в рассматриваемой статье ГК РФ объектов возможно в товарных знаках, регистрируемых на имя собственников данных объектов, либо при наличии их согласия на регистрацию.

Следующий критерий охраноспособности обозначения, заявляемого на регистрацию в качестве товарного знака, связан с обозначениями, которые охраняются в одной из стран-участниц ТРИПС как идентифицирующие вина и спиртные напитки, происходящие с территории конкретного государства (производимые в границах географического объекта этого государства). При этом такие товары имеют определенное качество, репутацию или иные характеристики, определяемые их происхождением с определенной территории. То есть, заявленным обозначениям, воспроизводящим подобные обозначения и применяемые для маркировки вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта, должно быть отказано в регистрации в качестве товарного знака.

Условно признаки охраноспособности товарного знака, основанные на положениях ст. 1483 ГК РФ можно разредить на две большие группы: абсолютные, которые были рассмотрены выше, и иные, суть которых сводится к запрету регистрировать в качестве товарных знаков обозначения, которые могут нарушать права третьих лиц на объекты промышленной собственности, авторского права или личные неимущественные права.

При этом необходимо иметь ввиду, что указанные основания для отказа корреспондируются с положениями, содержащимися в статье 6 Парижской конвенции, указывающей, что товарные знаки могут быть отклонены при регистрации в случае, «если знаки могут затронуть права, приобретенные третьими лицами в стране, где испрашивается охрана».

Так называемые иные основания для отказа в регистрации, в свою очередь, также могут быть разделены на две группы. Основания первой группы – основания, предусмотренные пунктами 6 и 7 ст. 1483, по которым проводится экспертиза. Основания второй группы – это основания, по которым экспертиза не проводится, но которые в соответствии с Кодексом, могут стать основанием для оспаривания регистрации товарного знака и признания ее недействительной. Основания второй группы содержатся в пп. 8, 9 указанной статьи. Заявляемое на регистрацию в качестве товарного знака обозначение не должно быть тождественным или сходным до степени смешения с принадлежащим другим лицам товарными знаками или с заявленными обозначениями других лиц. В целях проверки соответствия заявляемого обозначения этому критерию во внимание принимаются только действующие, так называемые «живые» товарные знаки или заявки на регистрацию товарных знаков. Не учитываются товарные знаки, правовая охрана которых прекращена в соответствии со ст. 1514 ГК РФ, товарные знаки, заявки на которые обозвана или признаны отозванными в соответствии со ст. 1495, 1497, 1512 ГК РФ, заявки, по которым признаны решения об отказе, возможность оспаривания которых утрачена; заявки, по которым в адрес заявителей были направлены уведомления о невозможности регистрации в связи с неуплатой или несвоевременной уплатой пошлины за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него. При анализе этого признака также принимается во внимание однородность (или ее отсутствие) товаров, в отношении которых зарегистрирован (подан на регистрацию) тождественный или сходный до степени смешения товарный знак. Обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах. Если же обозначения имеют отдельные отличия, но в целом ассоциируются друг с другом, то они признаются сходными до степени смешения. Для установления однородности товаров принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки. Кроме того, необходимо учитывать потенциальную возможность возникновения представления у потребителя о принадлежности товаров одному изготовителю В рамках анализа этого же признака заявленного обозначения выявляется наличие (или отсутствие) его тождества или сходства с товарным знаком третьего лица, охрана которому предоставлена в соответствии с международным договором Российской Федерации, и имеющим более ранний приоритет. В рамках действующего законодательства знаками, охраняемыми в Российской Федерации в соответствии с международным договором, являются – международные знаки, заявленные или охраняемые в Российской Федерации на основании Мадридского соглашения о международной регистрации знаков или Протокола к Мадридскому соглашению, а также общеизвестные товарные знаки, охраняемые в соответствии со ст. 6 bis Парижской конвенции. То есть знаки, ранее не зарегистрированные на территории РФ, но получившие правовую охрану в результате их признания общеизвестными.

Еще одним признаком охраноспособного обозначения является отсутствие тождества или сходства до степени смешения с охраняемым наименованием места происхождения товара. При этом во внимание принимаются любые товары, а не только однородные тем, в отношении которых зарегистрировано наименование места происхождения товара. Из этого общего правила есть исключение, оно имеет место в тех случаях, когда лицо, испрашивающее правовую охрану для товарного знака, одновременно имеет исключительное право на это наименование. При этом действует установление, что в случае наличия у заявителя такого права, наименование места происхождения товара может быть включено в состав товарного знака в качестве неохраняемого элемента. Но это установление сопровождается условием – регистрация товарного знака испрашивается в отношении товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товаров.

Вреди признаков охраноспособных заявляемых обозначений имеются и такие, соответствие которым не проверяется в ходе проведения экспертизы Роспатентом, но которые, в случае установления факта нарушения могут явиться поводом для оспаривания регистрации товарного знака или признания ее недействительной. Так, заявляемое обозначение не должно быть тождественным или сходным до степени смешения с фирменным наименованием или коммерческим обозначением (либо их частями), или селекционным достижением. При анализе этого признака принимается во внимание дата возникновения права на эти объекты и дата приоритета товарного знака. Если права на фирменное наименование, коммерческое обозначение или селекционное достижение возникли ранее даты приоритета заявляемого товарного знака, то в регистрации товарного знака должно быть отказано, либо его регистрация должна быть признана недействительной в соответствии со ст. 1512 ГК РФ. Следует отметить, что ранее действовавшее законодательство не принимало во внимание наличие прав на селекционное достижение, нередко имевшее оригинальное название. Право на коммерческое обозначение не могло приниматься во внимание ввиду отсутствия правовой охраны таких средств индивидуализации.

Среди признаков этой группы имеется еще один. Заявляемые обозначения не должны быть тождественными или сходными названиям известных в Российской Федерации на дату подачи заявки произведений науки, литературы или искусства или их фрагментами. При анализе этого признака во внимание должно быть принять следующее. Предоставление правой охраны таким обозначениям возможно, если на это имеется согласие правообладателя. В-третьих, для понимания установлений рассматриваемой статьи необходимо определиться с понятием «известности». Так, под «известным» следует понимать такой объект, о котором все знают и который пользуется широкой известностью в обществе. Известным, в частности, может считаться тот объект, который включен в словари и энциклопедии, справочники, упоминания о котором содержатся в периодических изданий, который упоминается в СМИ.

Признаком, относящимся к этой же группе, является признак отсутствия тождественности или сходства заявляемого обозначения имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известному в РФ лица. При анализе этого признака во внимание должно быть принято установление закона о том, что известным лицо должно быть на дату подачи заявки на регистрацию товарного знака, а также наличие или отсутствие согласие этого лица или его наследника. При определении известности лица, чье имя, псевдоним, факсимиле и т.п. могут явиться основанием для отказа в регистрации товарного знака необходимо руководствоваться и обращать внимание на такие факты, как упоминание в словарях, справочниках, периодике, СМИ, а также принимать во внимание общую осведомленность общества о данных объектах. Следует иметь ввиду, что сравниваемые обозначение должны также оцениваться с точки рения их соответствия требованиям пункта 1 ст. 1483 ГК, что означает их проверку на наличие различительной способности. Так, например, широко распространенные в Российской Федерации фамилии Иванов, Орлов, достаточно часто являются фамилиями персонажей различных литературных произведений. При этом они не обладают различительной способностью и не могут выполнять индивидуализирующую функцию, присущую товарным знакам. Подобные обозначения могут быть зарегистрированы только в случае их оригинального или запоминающегося исполнения. Применительно к рассматриваемому признаку важно также принимать во внимание положения п. 3 ст. 1483 ГК, запрещающей регистрацию товарных знаков, которые являются ложными или способными ввести в заблуждение относительно товара или его изготовителя. Так, например, ряд известных имен и фамилий может ассоциироваться с определенной территорией, может ввести потребителя в заблуждение относительно местонахождения производителя товара.

Следующей признак рассматриваемой группы – отсутствие тождественности или сходства до степени смешения заявляемого обозначения промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Упоминание такого объекта, как промышленный образец, является очень актуальным, поскольку достаточно часты коллизии между правами на промышленные образцы и правами на объемные товарные знаки, регистрация которых предусмотрена ГК РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: