Идеологическая политика Октавиана Августа

Октавиан оформил свою верховную власть в духе староримских традиций, старательно избегая одиозных в обществе титулов эллинистического басилевса, древнеримского рекса или республиканского диктатора. Основными слагаемыми власти Октавиана стал набор нескольких высших магистратур, привычных общественному сознанию, но в совокупности создающих верховную власть. Октавиан, чтобы не возбуждать общественное мнение быстрой концентрацией своей власти, растянул процесс сосредоточения разных магистратур на несколько лет. В период с 27 по 23 г. до н. э. Октавиан соединил в своих руках полномочия консула, народного трибуна, он был поставлен во главе сенатского списка и стал как бы председателем высшего органа Римской республики, постоянный титул императора закреплял его права как главнокомандующего вооруженных сил. Для укрепления своей власти Октавиан широко использовал морально – религиозный фактор и поддержку общественного мнения. Прежде всего он позаботился о придании своей власти некоторого сакрального характера. Внутренняя политика Августа проводилась под знаком реставрации старины, что логически вытекало из духа глубокой реакции, охватившей все общество. Август в своей внутренней политике был ярким представителем этой реакции. Хотя в начале своей деятельности он, как и его предшественники, выставлял себя защитником суверенитета народа, однако при «восстановлении республики» отказался от этого принципа. Реставрация должна была идти достаточно далеко, во всяком случае дальше Гракхов. Нужно было восстановить не демократическую республику эпохи гражданских войн, но старую аристократическую республику нобилей с преобладанием сената, второстепенной ролью комиций, с ее простотой жизни, добрыми нравами и т. п.

Многое было здесь реакционной утопией. Август, как и Сулла, пытаясь восстановить старую республику, в действительности создавал новую монархию. Однако формально произошло возвращение к сенатскому режиму. Авторитет «отцов» (patrum auctoritas) был восстановлен в прежних рамках. Постановления комиций, как и прежде, нуждались в одобрении сената. Высшему органу в государстве было даже присвоено право, которого он никогда не имел раньше: право суда над своими членами. Особый комитет из высших магистратов и 15 сенаторов подготавливал проекты постановлений, вносимых в сенат.

Однако стремясь поднять авторитет сената так высоко, Август вынужден был освободить его от всех «сомнительных» элементов. В последние десятилетия гражданских войн, начиная с Суллы, в состав сената, как мы видели, попало много случайных элементов, по своему происхождению не имевших никаких прав заседать в курии. Среди них были сулланские и цезарианские командиры, вольноотпущенники, провинциалы и т. п. Число сенаторов после Цезаря превысило 1 тыс. человек. Во время неоднократных «чисток» сената (в 28, 18 и 8 гг. до н. э., в 4 и 14 гг. н. э.), которые Август проводил на основании своих цензорских полномочий, он уменьшил количество сенаторов до 600.

Нельзя не заметить вместе с тем и тот факт, что Октавиан Август, сознавая, что располагает высшей властью, не стремился уклониться ни от этой власти, ни от проявлений подобострастия (о чем говорилось уже в начале настоящей главы, в параграфе «Оценка и самооценка принципата Августа»). Трансформации идеологии способствовали и «монументальная пропаганда» Августа - крупномасштабное строительство, свидетельствовавшее о его силе и подчеркивавшее его значимость, и политика в области монетной эмиссии. Тем не менее, он не был изобретателем монархической идеологии в Риме. Монархическая идея в римском государственном праве существовала фактически всегда. После изгнания Тарквиния Суперба, она в определенном смысле сохранялась в высших экстраординарных магистратурах и была умело использована в новых условиях.

При всей своей схожести с монархией, принципат Августа имел едва ли не официальное название «восстановленная республика» (respublica restituta). Согласимся с утверждением Я.Ю. Межерицкого о том, что роль «республиканской» составляющей принципата не сводилась к «фасаду», «ширме» или «декорации». «Республиканизм» был почвой, на которой выросла идеология принципата, и одновременно - ориентиром политики Августа.

Одной из важнейших составных частей идеологии как республиканского, так и императорского Рима, являлась религия. В этой сфере также происходят процессы, свидетельствующие о становлении монархического мировоззрения.

Религиозная тема достаточно широко представлена на монетах, что подтверждает стремление принцепса закрепить государственную религию; часто она сливается с темой «император», Август часто изображался в виде Аполлона. Подтверждают религиозный аспект императорской власти и другие источники. Во 2 г. до н.э. было постановлено, чтобы магистраты, жрецы, весталки ежегодно приносили клятву Августу перед Алтарем Мира, который увековечивал его как отца «Римского мира» (Pax Romana). Императорский культ в форме почитания «божественного Юлия» (divus Iulius); его матери Венеры (Venus Genetrix) и почитания гения самого Августа (genius nomen Augusti) раньше всего установился в восточных провинциях, идеологически наиболее подготовленных к восприятию не просто правителя-царя, но и правителя-полубога. В Пергаме, Эфесе, Никомедии и др. были возведены первые храмы в честь Августа и богини Ромы, установлена специальная жреческая коллегия императорского культаи введены празднества. В посвятительных надписях Август недвусмысленно именовался богом и ему, наравне с другими богами, посвящали алтари, приносили жертвы и клялись его именем. Вряд ли стоит объяснять причисление Августа к сонму римских «богов» одним только подобострастием и страхом сограждан перед принцепсом. Вероятно, в основе почитания лежали в первую очередь личные качества императора, выверенность его решений. Принципиальный материалист С.Л. Утченко пишет о том, что политический гений Августа - явление почти устрашающее. Тем более римляне, привыкшие обожествлять все чем-либо замечательные предметы и явления, решили, что такому человеку нужно поклоняться, с чем, в частности, было связано присвоение ему 27 г. до н.э. почетного эпитета Augustus.

Таким образом, не желающий быть монархом принцепс тем не менее воспринимался именно как монарх - священная личность, обладающая широчайшими полномочиями. Римская идеология времени принципата Августа, выросшая на почве «республиканизма», во всех ее проявлениях эволюционировала в сторону «монархизма».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: