Искусство империи Октавиана Августа

После убийства Юлия Цезаря и четырнадцати лет гражданской кровопролит­ной войны к власти пришел внучатый племянник Юлия Цезаря Октавиан Август. Его правление представляло собой монархию, скрытую под маской республики. Как образно выразился римский писатель и философ Сенека, «Октавиан облекся в одежды республики».

Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что правление Августа было не­ким «золотым веком» всей культуры Древнего Рима, и особенно литературы. Как заметил Гораций, «в Риме все стали писать стихи». Будучи человеком мудрым и дальновидным, Август стремился поддерживать свое государство не только си­лой оружия. Он окружил себя людьми, понимавшими силу искусства. В кружке Мецената собирались поэты, прославлявшие стихами правление Августа, - Гора­ций, Тибулл, Вергилий.

Публия Вергилия Марона (70-19 до н.э.) и Октавиана Августа связывала друж­ба со школьной скамьи, личное покровительство Октавиана обеспечило Вергилию положение в высшем обществе Рима.

На протяжении всего срока правления Октавиан не раз прибегал к поэтическому дару Вергилия с целью оправдания и прославления своих деяний. Например, стре­мясь навести порядок в голодной и разореннойусобицами стране, Октавиан опирал­ся на военных, предоставляя им землю, отнятую у прежних владельцев. Вергилий, отражая картину происходивших событий, написал первое крупное произведение «Буколики» (пастушеские песни). Уставшие от бесконечных кровопролитных усо­биц римляне восприняли Октавиана как символ мира, он казался современникам чудесным явлением, неким посланцем богов.

О Мелибей, наш бог спокойствие это доставил. Ибо он бог для меня, и навек... -

восклицал Вергилий устами героя.

Вторым крупнейшим произведением Вергилия стали «Георгики» - земледель­ческая поэма в четырех книгах, воспевающая хлебопашество, садоводство, ско­товодство и пчеловодство. Вергилий в ней подробно и профессионально излагал сельскохозяйственные приемы (проверку качества почвы, прививку деревьев, ле­чение захворавших овец, способы поимки отроившихся пчел), перемежая их от­ступлениями философского и мифологического содержания. Август понимал важ­ность эстетического начала и силу воздействия поэзии на людей, поэтому, стараясь привлечь внимание граждан к сельскому хозяйству, он поручил прославление об­раза земледельца поэту. Труд земледельца, признававшийся единственным до­стойным римского гражданина и воспетый звучными стихами Вергилия, не мог не вызвать уважения даже у тех, кто не отличал пшеницу от ячменя. Так как поэма по­строена в форме советов, в сознание читателя проникали сведения, давно позабы­тые в римских образованных кругах. Разумеется, ни Август, ни Меценат, ни другие читатели «Георгик» не смотрели на труд Вергилия как на простое «руководство» -это была настоящая поэтическая книга.

Опыт с «Георгиками» был настолько удачен, ибо поэма помогла оживить лю­бовь к земле и сельскому труду, что на очередном этапе своей политической дея­тельности Август, не задумываясь, прибегнул вновь к поэтической поддержке.


Поскольку одним из предков Ромула по материнской линии считался Асканий-Юл, сын Энея, ведшего свой род от Афродиты, еще при Юлии Цезаре возникла ге­неалогическая концепция, опирающаяся на звуковое совпадение «Юл» и «Юлий». При Октавиане, стремившемся укрепить державную мощь рода Юлиев, она при­обрела особое государственное значение. Развить тему о божественном проис­хождении своего рода Август вновь доверил другу и безупречному приверженцу - Вергилию. Так была создана героическая поэма «Энеида», самое прославленное произведение поэта.

Будучи от природы миролюбивым человеком, Вергилий как патриот не мог не радоваться успехам римского оружия и не гордиться, наблюдая за тем, как Рим на его глазах превращался в мировую империю. Поэтому он, не задумываясь, ока­зал Августу столь нужную общественную поддержку. В «Энеиде» Вергилий про­возглашал идею мирового господства Рима. Состоящая из двенадцати песен поэма напоминала циклические поэмы Гомера о Троянской войне: «Одиссею» в первых шести песнях, посвященных странствию Энея, и «Илиаду» в последующих шести, где описывается борьба Энея с местным царем за обладание Лацием.

Не входившим в кружок Мецената, но выдающимся поэтом-лириком того време­ни был Овидий Назон, написавший «Метаморфозы» и поэму «Искусство любви», своеобразную инструкцию влюбленным о том, как добиться взаимности.

Ориентация на греческое классическое наследие была характерна не только, для литературы. В архитектуре также эксплуатировались достижения прошло­го под знаком канонизации греческой ордерной системы. Император восстанав-. ливал старые и посвящал римским богам новые храмы. В этот период римля­не, придававшие первостепенное значение декоративному эффекту, разработа­ли новый способ отделки фасадов, разделив конструкцию и декор. В отличие от греков, вытесывавших то и другое из цельных мраморных блоков, они возводи­ли стены из кирпича и бетона, а затем при помощи скоб навешивали мраморную облицовку и приставляли колонны, предпочитая вычурную коринфскую капи­тель. Известные слова Светония о том, что «принял Август Рим кирпичным, а оставил мраморным», отражают именно новый подход в строительстве.

Был отстроен новый форум, форум Августа, где все выражало идею торжества государства. В глубине, на высоком подиуме, располагался храм Марса, коринф­ские колонны которого были почти в два раза выше колонн Парфенона и состав­ляли около 15 м. Все рыбные, овощные и мясные таберне были убраны на новый форум Боарио, специально предназначенный для торговли, где помимо торговых рядов находились храм, посвященный богине плодородия, и храм Геркулеса - по­кровителя продавцов олив. Тутже находился театр Марцелла, первый стационарный театр Древнего Рима. Театры, одеоны (круглые здания для музыкальных состязаний) былиобязательнывантичномгороде. Номестадлязрителейрасполагалисьневесте-ственнойвыемке холма, какв греческих театрах, анаспециально возведенных стенах.

На юге Франции Август основал колонию, где до сих пор сохранились здания храмов, театров, акведуки, мосты.

Период правления Октавиана Августа являлся временем расцвета неоаттиче­ской школы в скульптуре, мастера которой копировали шедевры древнегреческой пластики. Скульпторы в те годы создавали многочисленные портреты Августа, изображая его как бога, жреца, полководца, государственного деятеля. Идеалом художественного стиля в скульптуре считались чистота линий, изысканность и монументальность. Все статуи представляли Августа могучим атлетом, почти клас­сическим героем, хотя, по словам римского писателя Светония, император не от­личался крепким здоровьем. «Он с трудом переносил и холод, и жару. Зимой он


надевал не только четыре туники и тол­стую тогу, но и сорочку, и шерстяной на­грудник, и обмотки на бедра и голени».

В греческой пластике героя обычно показывали обнаженным. Но при точном портретном сходстве показывать импера­тора обнаженным римским скульпторам было невозможно. Поэтому на героику на­мекали, оставляя обнаженными до колен ноги либо помещая рядом символ Афро­диты - амура на дельфине (поскольку род Юлиев, к которому принадлежал Октави-ан, пошел от Афродиты).

На Палатине возводили роскошные дворцы, получившие название палаццо по месту их расположения.

Традиционно их украшали фресковой
живописью так называемого третьего
помпейского стиля,орнаментального,
не­
обычайно ИЗЯЩНОГО, характерной чертой Фреска третьего помпейского стиля,
которого Стало «мелочное ПИСЬМО». РоСПИ- Национальный музей. Неаполь
си третьего помпейского стиля требуют

рассмотрения на близком расстоянии. При наличии архитектурной композиции вы­делялась стена, которая уподоблялась разделенному на части панно с изображением колонн, ваз, всевозможных мелких статуэток, фигурок сфинксов (этот стиль поэто­му нередко называют египетским). На иллюзорных фронтонах и карнизах - кусти­ки, цветы, птицы, гирлянды, ленты, ажурные сооружения типа трельяжей. Как и в росписях второго стиля, плоскости стен украшали пейзажем, мифологическими композициями, натюрмортами.

Помимо фресок интерьеры домов принято было украшать мозаикой. Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. И как вечны были музы, так веч­ны должны были быть и посвященные им картины. Поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветных камней. В Греции в V в. до н.э. это была цветная галька, затем научились варить непрозрачное (глушеное) стекло - смальту. Такой маленький кубик цветного камня или стекла назывался модулем, и чем меньше он был, тем изящнее и богаче выглядело произведение. Наивысшего расцвета техника мозаики получила в I в. до н.э. - в эпоху Октавиана Августа, когда не только полы в вестибюлях, атриумах и дно бассейнов украшали мозаикой, но огромные моза­ичные панно помещали в нижней части стен. На Палатине сохранились фрагмен­ты мозаичного декора дома Лавинии, жены Августа.

Декорировали не только дворцы, но и термы, и даже рыночные лавки. В табер-не на рыбном, овощном и мясных рынках вход в каждую лавку был украшен мо­заикой, так что, не входя, можно было составить представление о том, чем торгуют.

Искусство империи Юлиев - Флавиев

После смерти Октавиана Августа наступило время правления династии Юлиев-Клавдиев: Тиберия, Калигулы, Клавдия, Нерона.

Следование классическим традициям Древней Греции во времена Августа ус­тупило место помпезности, характерной для всех видов изобразительного искус-


ства. Роскошными были дворцы Тиберия и Калигулы на Палатине. Это были стро­ения в несколько этажей с застекленными окнами и, что особенно интересно, построены из бетона. Римский бетон, конечно, отличался от современного, однако бетонные опоры могли нести на себе конструкции огромного веса и разных конфи­гураций. Сверху бетон облицовывали мрамором, мозаикой или штукатуркой. Со­оружения Юлиев-Клавдиев грандиозны, но особенной гигантоманией отличалось время Нерона. На площадях устанавливали статуи богов и самого Нерона, строи­ли роскошные дворцы.

При Нероне впервые использовали возможности бетона для формирования внутреннего пространства здания. В Золотом доме, дворце императора, получив­шем свое название из-за позолоченного фасада, именно благодаря использованию нового строительного материала был сооружен купольный зал восьмиугольной формы. Помещения богато декорировали драгоценными мозаиками, настенны­ми росписями и скульптурными рельефами. По свидетельству Светония, здесь имелся украшенный резьбой потолок из слоновой кости с механическим при­способлением, который мог раскрываться, и тогда на собравшихся обруши­вался каскад цветов. Сенека описывал столовую, в которой был потолок из под­вижных панелей, устроенных таким образом, что картины сменяли одна другую в соответствии с переменой блюд. Колоннады были сооружены из желтого ну-мидийского мрамора. Между колоннами красовались вызолоченные мраморные статуи богов и героев. Высокий свод ворот украшала великолепная квадрига Ли-сиппа, увлекавшая ввысь Аполлона и Диану. Сквозь обширные и многочислен­ные колоннады открывались прекрасные виды на цветники и деревья сада, где были устроены фонтаны. Возле дворца плескалось обширное озеро, по берегам которого стояли скрытые деревьями мраморные портики.

После смерти последнего императора из династии Юлиев-Клавдиев и года; гражданской войны власть перешла к Веспасиану, основателю династии Флави­ев. Будучи расчетливым политиканом, Веспасиан прекрасно понимал, что попу­лярность у народа можно быстрее завоевать, если строить не дворцы, а форумы, амфитеатры, термы. Известно, какое большое место занимали в жизни древних римлян зрелища. «Хлеба и зрелищ!» - этот лейтмотив жизни римского плебса продиктовал и основные типы римских построек.

Для проведения одной из самых любимых форм увеселений чисто римского про­исхождения - гладиаторских боев строились амфитеатры. Состязания беговых ко­лесниц проходили на ипподроме.

После приходаквластиФлавиевпостройкиНеронадемонстративноразрушались. Снесли и знаменитый Золотой дом Нерона. В одном из его корпусов оборудовали термы, озеро засыпали, а на его месте воздвигли амфитеатр Флавиев, больше из­вестный как Колизей. Название связано либо с неподалеку стоявшим вызолоченным колоссом Нерона, либо с размером самой постройки: «колоссеум» - колоссальный.

Здание амфитеатра, за основу которого был взят театр Марцелла, имело че­тыре этажа. Три этажа представляли собой аркады, поставленные одна на дру­гую, четвертый - сплошную стену. Впрочем, Веспасиан не отказался от стилевых пристрастий своих предшественников, и здание было пышно декорировано ко­лоннадами. Замечательно было продумано размещение ордеров. В нижнем ярусе использовался сдержанный тускский, во втором - изящный ионический, в треть­ем - роскошный коринфский, в четвертом - легкие и нарядные коринфские пиля­стры. При таком расположении колонн различных ордеров здание зрительно об­легчалось в верхних частях, а низ казался более массивным, поскольку призван нести основную нагрузку. Изнутри здание было облицовано мрамором, а снару-


Амфитеатр Флавиев. Рим

жи - известковым туфом. Первая галерея предназначалась для привилегирован­ного сословия. Здесь же находилась императорская трибуна для императора, се­наторов, жрецов, весталок и судей. Вторая - для граждан (мещан, обывателей), третья предоставлялась простолюдинам. На четвертом этаже находились дере­вянные скамьи и места для стояния.

Представление в Колизее смотрели одновременно 50 тыс. зрителей, которые через 80 входов и выходов по 60 лестницам могли быстро занимать и освобож­дать места. В жаркие или дождливые дни над ареной натягивали тент. Для теат­ральных представлений арену застилали деревянным полом, для боя гладиато­ров засыпали песком, а для сцен морского сражения заполняли водой с помощью подходившего к зданию рукава акведука.

В честь торжественного открытия амфитеатра император Тит, сын Веспаси-ана, велел устроить сражения гладиаторов между собой и борьбу гладиаторов с дикими зверями; праздник длился сто дней. В итоге погибли десятки тысяч гла­диаторов и около пяти тысяч диких зверей.

От времен Флавиев, любивших отмечать памятные события монументами, со­хранилась триумфальная арка Тита, поставленная в честь победы в Иудейской войне 70 г. н.э. Типы триумфальных арок сформировались еще в годы правления Августа. Сначала их ставили по случаю триумфа полководца-победителя, торже­ственно вступавшего в столицу от Марсова поля до Капитолия. Со временем три­умфальные арки начали возводить в различных городах империи в честь раз­личных торжественных событий (например, в Сузе, на северо-западе Италии, по случаю окончания строительства дороги через Альпы), для прославления рода. Триумфальная арка Тита была сооружена на высоком участке священной дороги форума Романо и украшена рельефами, изображающими триумфальное шествие Тита в сопровождении богини победы Виктории и гения римского народа.


Так же, как в архитектуре, помпезность была характерна для скульптуры и жи­вописи. Статуи запечатлевали человека непременно в эффектной позе, колоссы от­ливались из драгоценных металлов, мраморные изваяния покрывались позолотой.

В живописи художественные идеалы времени Флавиев нашли свое выражение в декоративных росписях четвертого, «пышного», стиля. В нем соединились ар­хитектурные построения второго стиля и богатство орнаментальных украшений третьего. На плоскости стен размещали большие сюжетные композиции, чередуя их с «окнами», через которые «виднелись» пейзажи, что нашло отражение в пери­од позднего Возрождения в творчестве Веронезе (см. цв. вкл.).

Иногда в верхней части стен художники изображали галереи и балконы с человеческими фигурами, смотрящими сверху на присутствующих. Преоблада­ли красные (пурпурные) и зеленые тона. Высокого мастерства достигли древне­римские художники при передаче предметов и живой природы. Подобно тому как греческие живописцы V в. до н.э. Зевксис и Паррасий поражали современ­ников абсолютно «живым» изображением винограда и занавеса, римские умели показать прозрачность стенок стеклянных сосудов, сквозь которые видна вода, зрелость сочных плодов, бархатистую поверхность фруктов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: