Какую литературу мы можем изучать?

19.03.12.

ЗАНЯТИЕ 1. «Методы исследования»

Классификация методов исследования.
Малоформализованные и высокоформализованные методики»

1. Методы педагогического исследования: теоретические и эмпирические. Их соотношение в исследовании.

2. Теоретические методы в психолого-педагогическом исследовании:

· анализ литературы,

· моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их достижений на различных этапах поисковой работы др.

3. Эмпирические методы в психолого-педагогическом исследовании:

· наблюдение,

· педагогический эксперимент,

· экспертная оценка,

· изучение педагогической документации,

· анализ результатов учебной деятельности студентов или школьников, их творческих работ и выполнения тестовых заданий, наблюдения, обобщение педагогического опыта.

4. Опытно-экспериментальная работа в психолого-педагогическом исследовании. Опытная работа, и формирующий эксперименты по исследованию возможностей отдельных педагогиче­ских средств и их групп, формирующий эксперимент.

5. Диагностика в психолого-педагогическом исследовании: принципы, структура, этапы.

Этапы исследовательской деятельности.

1 блок вопросов:

Этапы исследовательской деятельности

Объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования.

Методы исследования.

На 1 этапе научного исследования основное внимание уделяется изучению литературных источников с целью:

· Обоснование научной проблемы исследования, исходя из противоречия между достигнутым в науке уровнем познания и новыми фактами;

· Выявления и накопления научных фактов с помощью анализа и синтеза разнообразных источников знания, а также научного описания фактов;

· Теоретического обобщения результатов первичного научного исследования (объяснение, сопоставление, выводы);

· Формулирование объекта, предмета, цели и задач исследования.

Какую литературу мы можем изучать?

Монографии, статьи, авторефераты, документы, материалы круглых столов и пр.

Сопоставляя данные, полученные из источников с фактическим положением дел в выбранной области, а также учитывая собственный опыт, исследователь определяет научную проблему и намечает пути ее решения.

Научная проблема – это совокупность взаимосвязанных вопросов, составляющих сердцевину темы исследования, решение которых является существенным вкладом в теорию и практику науки. С ее постановки, по сути, начинается научный поиск истины, т.к. она выступает связующим звеном между эмпирическим и теоретическим уровнями познания.

Отсюда появляется актуальность темы исследования.

Как правило, проблема рождается на фоне выявленного и зафиксированного противоречия. В числе движущих противоречий научного познания наиболее частыми являются:

· Противоречия между распространенной, принятой теорией или концепцией и вновь обнаруженными научными фактами, характеризующими состояние или характер функционирования явления, процесса, объекта;

· Противоречия между теоретическими построениями и эмпирическими знаниями о явлении, процессе, объекте, которые в силу изменившихся условий функционирования вступают в новый этап своего развития, переставая соответствовать ранее сложившимся и еще продолжающим действовать теоретическим постулатам (например, деятельность молодежных объединений нового типа, возникших в условиях политического плюрализма, демократии и пр.).

· Противоречия между произвольно организованным процессом обучения и воспитания в рамках специально созданной для этих целей педагогической системы и научно обоснованной моделью данного процесса, успешное внедрение которой в практику зависит от совокупности социальных и психолого-педагогических условий, факторов, средств (которые и необходимо выявить и обосновать исследователю);

· Противоречия в самой психолого-педагогической концепции, которые начинают явно и остро проявляться в результате новых условий социального развития, рождения новых психолого-педагогических систем;

· Противоречия между потребностью социально-педагогической практики (или потребностями развития самой науки) и отсутствием или низким, недостаточным уровнем конкретных исследований в той или иной области науки.

Объект научного исследования представляет собой некую конкретную часть реальной действительности. Он охватывает не отдельные предметы, явления и ситуации, а целый класс сходных предметов, явлений и ситуаций в их диалектическом единстве. Объект исследования существует объективно, независимо от воли людей. Он не создается и не конструируется ими.

В качестве объекта психолого-педагогического исследования могут быть:

· Социальные институты и системы (вузы, школы и пр.);

· Отдельные элементы таких социальных институтов (пед коллективы, содержание высшего пед. образования и пр.);

· Процессы обучения, воспитания;

· Различные виды деятельности, состояния и свойства личности;

· Зависимости и взаимоотношения (личность – группа);

· Механизмы функционирования пед. систем или процессов (пед. технология формирования готовности личности к определенному виду деятельности и т.д.).

Предмет исследования в отличие от объекта носит субъективный характер, т.е. определяется самим исследователем. Это может быть:

· реальное «жизненное» явление или процесс;

· специально создаваемая в научных целях «проблемная» ситуация;

· модель определенного вида деятельности (например, подготовка специалиста) или процесс обучения (экспериментальная его методика);

· конкретная система (учебно-воспитательное учреждение, личность студента и пр.) или отдельные части,

· элементы системы (например, содержание образования, потребности личности и пр.).

Конкретной формой научного предвидения в научном исследовании выступает гипотеза – логически обоснованное предположение о характере связей и отношений изучаемых процессов и явлений. Она – необходимое связующее звено между теорией и проводимым исследованием на пути получения нового знания. Гипотеза позволяет правильно определить основные направления научного поиска, отобрать необходимые факты для решения поставленной проблемы и определить оптимальный путь их наилучшей организации.

Важно! Наиболее слабое место в диссертациях – это формулирование гипотезы и реализация ее положений в процессе исследования. Нередко она выдвигается после завершения опытно-экспериментальной работы или даже в конце исследования.

В гипотезе не обязательно все положения должны подтверждаться. Настоящее исследование сто-то подтверждает, что-то отвергает!

Разработка гипотезы – сложное и кропотливое дело. При ее формулировании нужно выполнять следующие требования:

1) гипотеза не должна иметь слишком много ограничений и допущений, лучше всего если их будет два-три;

2) в гипотезу не стоит включать не уточненные и не усвоенные исследователем понятия и термины;

3) в гипотезе нельзя допускать ценностных суждений и оценок;

4) гипотезу необходимо сформулировать таким образом, чтобы ее можно было доказать или опровергнуть, то есть чтобы она не осталась навсегда гипотезой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: