Правовое регулирование казачества в современной России

Актуальность темы исследования. Современный политический процесс в России характеризуется высокой напряженностью, конфликтностью, динамичностью, что настоятельно требует всестороннего научного анализа обстановки, необходимого для выработки адекватной политики в отношении различных социально-политических субъектов.

В конце 80-х гг. XX в. важным фактором общественно-политической жизни России стало движение за возрождение казачества. Решающую роль в реанимировании идей казачьей "вольницы" сыграли процессы десоветизации и демократизации, трансформация политической системы, повлекшая за собой общий кризис государственности, особенно в сфере социальных и межнациональных отношений, личностной и массовой психологии. В короткий срок на территориях, в дореволюционный период принадлежавших казачьим войскам (например, в Ростовской, Волгоградской, Астраханской областях), и в ряде крупных городов России (в Москве, Уфе, Самаре) и постсоветских государств (в Риге, Таллинне, Алма-Ате) возникли казачьи организации, были зарегистрированы станицы и хутора, округа и отделы, войска и общества.

Социальную основу движения за возрождение казачества составили потомки казачьих родов или люди, считающие себя таковыми; по оценкам некоторых экспертов, их насчитывалось в СССР около 5 миллионов человек (учитывая, что последний раз принадлежность к казачеству фиксировалась всесоюзной переписью населения 1926 г.). В результате бурного "перемешивания" социума за годы советской власти носители казачьего самосознания почти равномерно были представлены во всех основных социальных группах. Современные казаки вместе с поддерживающими их группами населения составили значительный социальный слой с далеко не пассивной жизненной позицией.

Большинство из новообразованных казачьих организаций посвятили свою деятельность историко-культурным и патриотическим аспектам возрождения казачества. Вместе с тем, в уставах многих казачьих объединений, в том числе одного из крупнейших общероссийских Союза казаков России, декларировалась "готовность к сотрудничеству с любыми общественными организациями на демократической платформе"1.

Первыми нормативными актами, положившими основу правовому оформлению движения за возрождение казачества в 1992 г., стали Закон гу

Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов", Указ Президента РФ "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества"3 от 15 июня 1992 г. и Постановление Верховного Совета РФ "О реабилитации казачества" №3321-1 от 16 июля 1992 г.4

Политическая реабилитация казачества подстегнула проходившие в научных кругах и на страницах прессы дискуссии о природе российского казачества, о его происхождении, вкладе в становление и развитие российской государственности, о месте и роли современного казачества в процессе демократизации российского общества, в решении социально-политических и экономических задач, в защите государственных интересов, борьбе с преступностью, охране общественного порядка.

Готовность принять самое активное участие в определении судьбы современного казачества проявляли представители различных политических партий и движений.

Само казачество активизировало деятельность, направленную на определение своего социального статуса, самоидентификацию и преодоление неоднозначности оценок по отношению к себе со стороны различных слоев российского общества; стремилось восстановить


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: