Для ведения строительства первого рудника на Коробковском месторождении была создана специальная организация «КМАстрой».
При рассмотрении программы капитального строительства КМА на1933 г. возникли большие разногласия по вопросу о темпах строительства первого рудника. Некоторые деятели Госплана СССР пытались доказать нецелесообразность продолжения работ, так как руды КМА, якобы, потребуется только в 1938 – 1939 гг. Отсюда и устанавливалась незначительная сумма капиталовложений – 2 млн. руб.[2] 4 января 1933 г. состоялось заседание Наблюдательного Совета по КМА при Совете Труда и Обороны СССР, где развернулась острая борьба мнений, которая, в конце концов, и решила судьбу стройки. Шахте быть! Но ставились жесткие условия: «Закончить проходку первой шахты не позднее 15 мая 1933 года при обязательном достижении высокого качества работ при проходке ствола».
Опыта строительства глубоких шахт в таких горно-геологических условиях, как на КМА, тогда не было. Шахтный ствол глубиной 150 метров надо было пройти в породах, обильно насыщенных водой. Водоносные пласты находились под огромным давлением верхних пород. Вода и плывуны способны в любой момент размыть стенки шахтного ствола и затопить выработки. Выход нашли в применении способа искусственного замораживания грунта.
|
|
Замораживание околоствольной выработки было некачественным и в конце 1932 г. на глубине 41 м произошел прорыв обводненных песков (плывунов) в ствол, и проходка была остановлена. После ликвидации аварии работы по проходке продолжались.[3] Основная масса грузов перевозилась на лошадях. Стоимость одной тонны обходилась от 60 до 120 рублей. На одну только перевозку грузов в 1932 г. и первой половине 1933 г. было израсходовано около 15 тысяч рублей из общих расходов в 5 млн. рублей. Электростанция мощностью 500 киловатт не обеспечивала потребности строительства шахты.[4]
Не хватало электроэнергии, жилья, но энтузиазм рабочих и колхозников, привлеченных на помощь строителям, не знал предела. Чтобы наверстать упущенное, руководство «КМАстроя», партийный комитет с секретарем Н.П. Топоровым на общем собрании коллектива решили встать на ударную трудовую вахту.
Вот что вспоминал о переживаниях тех дней тогда шахтер, а в последние годы диспетчер комбината, ныне покойный А.Г.Малыгин.
«В январе 1933 года я вместе с группой проходчиков приехал с Донбасса на Курскую магнитную аномалию. Здесь шла проходка первого разведочного ствола. На площадке стояли деревянный копер, заправочная и дизельная станции, компрессорная, механическая мастерская, в которой стоял всего один станок, одноэтажное здание библиотеки. Там, где сейчас профилакторий комбината «КМАруда», виднелись три домика. Неподалеку от них — пекарня, столовая, магазин, Это все, с чего начинался город Губкин... Соревнование было исключительно острым. Каждой бригаде хотелось первой выйти на руду…
|
|
…Все мы чувствовали, что руда близка, что вот-вот она должна показаться. Бывало, кончается смена, а уходить не хочется: а вдруг до руды осталось несколько сантиметров...
…Когда мы устанавливали рекорд проходки, то от бани до столовой шли с песней».
Был избран штаб, который установил ночные дежурства, чтобы оперативно устранять возникающие трудности, организовывал социалистическое соревнование. Итоги его регулярно освещались в газете «За третью металлобазу СССР» — органе партийного комитета, профкома и управления «КМАстрой», которая с 1931 года издавалась в городе Старый Оскол.
Постоянное внимание строительству шахты уделял Наблюдательный совет при СТО и его председатель академик И.М. Губкин. Начиная с 1931 года, Иван Михайлович ежегодно приезжал в Коробково, спускался в шахту, давал советы строителям.
Торжественный момент — подъем бадьи с первой рудой Курской магнитной аномалии, по предварительным прикидкам, должен был произойти накануне 1 Мая. Но долгожданное свершилось раньше. 22 апреля 1933 года проходчики бригады А.Г.Малыгина, как обычно, спустились в ствол. Одно действие отбойным молотком, другое и вдруг Малыгин почувствовал, что упирается во что-то необыкновенно твердое. Убрали пустую породу, немного расчистили площадку. С большим трудом, но Алексей Григорьевич отбил от монолита несколько кусков. Утром, в конце смены, он снял с себя куртку и как редчайшие самородки, положил в нее первые куски руды и поднял ее на-гора. Еще ни один человек в мире не держал в руках это бесценное богатство Курской магнитной аномалии, Малыгин был первым. Наверху проходчиков с нетерпением ждали. Управляющий «Шахт-строя» Л.Я.Каменный каждому пожал руку, поздравил с победой и пригласил в кабинет. Там горняки высыпали руду прямо на зеленый бархат стола так, словно это была не руда а, по меньшей мере, изумруды. (Приложение 4).
27 апреля приехал академик И.М.Губкин. Первую бадью с рудой решили поднять именно к его приезду. Когда Иван Михайлович подошел к стволу, горняки опрокинули бадью к его ногам, подчеркивая тем самым его огромную роль в свершившемся событии.[5]
Учитывая исключительную роль академика И.М. Губкина в освоении Курской магнитной аномалии, профсоюзная конференция горняков рабочих КМА (кстати, где он присутствовал и выступал) обратилась с ходатайством о присвоении его имени строящейся Коробковской шахте.[6]
К середине 1933 года шахта углубилась до 105 метров, а в октябре 1934 года она прошла через всю толщу богатой руды до 145-го горизонта и «села» на твердое кварцитное основание. В ноябре 1935 года первые 5000 тонн богатой железной руды были отправлены на Липецкий завод «Свободный сокол», результаты пробной плавки превзошли все ожидания.
Для промышленной разработки руды надо было построить вторую шахту и соединить ее с первой. С проходкой второго шахтного ствола надо было спешить, так как работать под землей опасно, если нет второго, запасного выхода на поверхность. Произвести подземную сбойку обеих шахт предполагалось во второй половине 1936 года. В 1936 году первенец КМА — Коробковский рудник — должен был дать 200—300 тысяч тонн промышленной руды. (Приложение № 5)
Неожиданная авария в июне 1936 года привела к остановке строительства, на два года стройка была законсервирована.
1939 год стал переломным в жизни шахты. Планом третьей пятилетки предусматривались быстрые темпы развития черной металлургии.
|
|
Весной 1939 года начальником «КМАстроя» был назначен Василий Михайлович Кислов, который до этого строил угольные шахты в Подмосковном бассейне и там за ударный труд был награжден орденом Трудового Красного Знамени. (Приложение № 6).
С приездом нового начальника коллектив шахтостроителей - стал быстро расти. В мае в нем уже насчитывалось триста человек. Ожидалось прибытие еще тысячи строительных рабочих, горняков и инженерно-технических работников. Со всех концов страны потянулись на стройку люди, ранее оставившие ее, из-за консервации. Сооружать первенец КМА изъявили желание молодые колхозники окрестных сел. Вчерашние полеводы, животноводы, механизаторы зачислялись в кружки технической учебы, где и начинали осваивать азы горняцких и строительных специальностей. Старооскольский райком ВКП(б) направил технических работников, кроме горняцких профессий, были направлены дорожный мастер Михайлов, прораб Херсонцев и другие.
Центральный Комитет партии был озабочен состоянием дел на шахте имени Губкина. В Курской области была учреждена единица парторга ЦК ВКП(б), на эту должность назначают секретаря Старооскольского райкома партии Михаила Григорьевича Боева и направляют в «КМАстрой». Партийная организация под руководством М.Г. Боева развернула среди строителей боевую массово-политическую работу. Партийное бюро изучало причины, мешающие росту производительности труда, развитию стахановского движения, предлагала администрации в короткие сроки ликвидировать узкие места.
В 1939 году начальником шахты имени Губкина был назначен Николай Михайлович Шумейко. Начальник шахты с инженерно-техническими работниками настойчиво изыскивали внутренние резервы, ломали старые технические нормы. Большое внимание уделялось технической подготовке рабочих, овладению своей специальностью каждым тружеником строительства.
Буровые бригады строителей достигли тогда невиданных темпов работ, резко возросла производительность труда. Это позволило сменам буровых мастеров Ф.И. Лунева, Апатенко занять почетное место в рядах стахановцев строителей шахт КМА. До нас дошли фамилии лучшего бурильщика «КМАстроя» Жданова, который первым стал перевыполнять норму в полтора раза, его инициативу подхватили каменщик Богомолов, штукатур Енин, слесари Агафонов, Павлов и многие другие. Большим тормозом в строительстве был долгострой, железная дорога от города Старый Оскол. Вагоны ходили тогда за полтора часа от Старого Оскола до Лебедей. Штаб стройки во главе с Кисловым и Боевым взяли этот объект под особый контроль. Начальник «кмастроевской» дороги Филипп Осипович Строцкий был обеспечен всем необходимым, было выделено 400 человек рабочих, в основном женщин, проживающих в селах вдоль трассы до Старого Оскола, два паровоза, мотовоз, состав из 6 вагонов. Особой заботой было окружено строительство деревянного моста через реку Оскол, а всего было построено 10 мостов по трассе. Труд строителей ознаменовался успехом, железная дорога от города Старый Оскол до шахты имени Губкина вступила в строй осенью 1939 года. Особенно на этой стройке отличилась бригада Кривошеева.
|
|
Массовый энтузиазм на стройке, желание каждого внести свою лепту в ускорение темпов строительства - принесли свои результаты. Коллектив «КМАстроя» с первых месяцев стал выполнять и перевыполнять плановые задания. План строительно-монтажных работ 1939 года был выполнен на 100,2%.
19 сентября 1939 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР населенный пункт при шахте Курской магнитной аномалии Старооскольского района Курской области был отнесен к категории рабочих поселков и ему присвоено имя академика Губкина. Эта дата и является на сегодня днем рождения города.
Как уже ранее говорилось, большим тормозом в строительстве был долгострой, железная дорога от города Старый Оскол. Вагоны ходили тогда за полтора часа от Старого Оскола до Лебедей. Штаб стройки во главе с Кисловым и Боевым взяли этот объект под особый контроль. Начальник «кмастроевской» дороги Филипп Осипович Строцкий был обеспечен всем необходимым, было выделено 400 человек рабочих, в основном женщин, проживающих в селах вдоль трассы до Старого Оскола, два паровоза, мотовоз, состав из 6 вагонов. Особой заботой было окружено строительство деревянного моста через реку Оскол, а всего было построено 10 мостов по трассе. Труд строителей ознаменовался успехом, железная дорога от города Старый Оскол до шахты имени Губкина вступила в строй осенью 1939 года. Особенно на этой стройке отличилась бригада Кривошеева.
Важное событие в жизни горняков и строителей произошло 14 февраля 1941 года. В этот день проходчики шахт №1 и «Вентиляционная», двигаясь навстречу друг другу, произвели подземную сбойку и обменялись дружескими рукопожатиями. Теперь оставалось недолго до начала нормальной эксплуатации рудника, который уже имел два выхода на поверхность. В процессе горно-подготовительных работ в первом полугодии 1941 года на-гора было выдано 45 тысяч тонн богатой руды, которая была направлена на Липецкий металлургический завод.
Шел июнь 1941 года... Созидательную работу «кмастроевцев» прервала немецко-фашистская агрессия. Начался второй перерыв в строительстве железорудного рудника, продлившийся с 1941 по 1945 год.
Сразу после окончания войны из шахт принялись откачивать воду, восстанавливать горные выработки. Два мощных подвесных насоса за час выкачивали на поверхность 1200 кубических метров воды. Когда уровень воды в шахте снизился, можно было приступать к работам по углублению шахты. Нехватало рабочих рук, ещё не все фронтовики вернулись. Основной костяк коллектива «КМАстроя» составляли те, кто начинал работать в довоенное время, - это начальник «КМАстроя» В. М. Кислов, механик П. М.Кострыкин, горный мастер А. Г. Малыгин и многие другие.[7]
Из воспоминаний бывшего начальника шахты имени Губкина, почетного гражданина г. Губкин Н.М. Шумейко: «…после войны проблем на шахте только прибавилось. Помню, поехал за вагонетками и рельсами в Москву – в Главк. Принял меня министр чёрной металлургии И. Тевосян, расспросил обо всём, распорядился выделить вагонетки, гвозди. А вот рельсов не было, и он посоветовал использовать вместо них деревянные рейки. Такие были времена…
Внимание к шахте у правительства страны было пристальное. Например, И. Тевосян знал по имени и отчеству всех проходчиков. Бывало, звонит по прямому проводу и просит позвать к телефону кого – нибудь из них, чтобы, как говорится, из первых рук узнать о делах. Он же выделял нам оборудование, насосы для откачки воды из шахты».[8]
В течение 1948 - 1952 годов два ствола шахты были углублены до 325 метров, пройдены горизонтальные выработки, построены обогатительная и агломерационная фабрики. Ввод в действие первого рудника ознаменовал второе рождение КМА.