КУРСОВАЯ РАБОТА
По ПМ 04.Методическое обеспечение
Образовательного процесса
Исследовательская деятельность
на уроках в начальной школе.
Выполнила: студентка 3 курса группа 10-01 специальность 050146 Преподавание в начальных классах Рустамова Рухшона Рабимбековна Руководитель: Ужанова Т.Л. |
Тюмень 2013г.
Оглавление:
Введение Глава 1. Теоретические основы применения исследовательской деятельности в образовательном процессе. 1.1. Понятие исследовательской деятельности, ее особенности в младшем школьном возрасте. 1.2. Организация исследовательской деятельности на уроках в начальной школе. Глава 2. Опыт применения исследовательской деятельности в образовательном процессе. 2.1. Педагогическая характеристика 3 «А» класса гимназии №12. 2.2. Реализация исследовательской деятельности на уроках в начальных классах и анализ опыта их применения. 2.3. Результаты и рекомендации к применению. Заключение Список литературы Приложения |
Введение
|
|
Актуальность темы. Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Не столь новой, но востребованной в обучении является учебно-исследовательская деятельность обучающихся. Этим обусловлено введение в образовательный процесс общеобразовательных учреждений методов и технологий на основе поисково-исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и младших школьников.
Младший школьный возраст, согласно многочисленным исследованиям, содержит потенциал успешного формирования поисково-исследовательской деятельности.
В школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. По-прежнему традиционное обучение, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.
|
|
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Таким образом, формирование навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования.
Объект исследования: обучение и воспитание младших школьников на уроках.
Предмет исследования: использование исследовательской деятельности на уроках в начальных классах на примере опыта работы учителя.
Цель исследования: обосновать необходимость использования заданий исследовательского характера на уроках в начальных классах.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать содержание и структуру учебно-исследовательской деятельности, на основе анализа научно-методической литературы; проанализировать формы организации исследовательской деятельности в начальных классах на уроках математики.
2. Рассмотреть методику использования различных заданий исследовательского характера, способствующих развитию учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.
3. Изучить систему организации развития учебно-исследовательской деятельности посредством наблюдения за опытом учителя.
Теоретико-методическая основа:
- концепция новых видов обучения (А.Н. Алексюк, Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.);
- концепции индивидуализации и дифференциации обучения (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Кирсанов, А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасистый, Э.И. Унт, И.С. Якиманская и др.);
- теоретические исследования по вопросам развития творческих способностей личности (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, В.А. Крутецкий, И.Я. Лернер, Б.М. Теплов, Н.Ф. Талызина и др.);
- концепция развивающего обучения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Н.М. Менчинская, С.Л. Рубенштейн, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин);
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы;
- наблюдение;
- беседа;
- анкетирование;
- обобщение педагогического опыта;
- изучение продуктов учащихся.
База исследования:
МАОУ гимназия № 12.
3 «А» класс; учитель: Смыкова Людмила Константиновна
Практическая значимость: р азработанные методические материалы и теоретический аспект проблемы по применению интерактивных методов обучения могут использоваться в работе учителей начальных классов и студентов педагогических вузов.