Исследовательская деятельность обучающихся играет огромную роль в современных школьных программах. Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Особенность профессиональной подготовки учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Каждый предмет в начальной школе выполняет определённые функции, несёт в себе определённую нагрузку, служит пропедевтическим курсом к изучению предметов более глубоко.
Практика показывает, что основные методы изучения данного предмета в младших классах – те, которые применяются скорее для гуманитарных дисциплин. Это работа с текстом, ответы на вопросы, анализ жизненного опыта учащихся.
Проводимая работа по формированию учебно-исследовательских умений дает положительные результаты:
1.Повышается мотивация к учебной деятельности. Значительно расширяется кругозор школьников.
2.Исследовательская деятельность дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке.
3.Усвоение алгоритма научного исследования формирует научное мировоззрение учащихся.
4.Проводимая работа способствует профессиональному росту учителя, помогает лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.Стандарты второго поколения. / Е.С.Савинов. М.: Просвещение, 2011. –223с.
2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред.: Б.М.Бим-Бад. Редкол: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Научное издательство Большая Гос. Энциклопедия, 2002. –528с.