Организация исследовательской деятельности на уроках в начальной школе

Особенность профессиональной подготовки учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, определить схему эксперимента, найти факторы, пути и средства научного анализа и т.д.).

Учебные исследования младших школьников не нуждаются ни в громоздком наукообразном оформлении, ни в масштабном и помпезном представлении и должны быть достаточно просты в восприятии.

С позиции личностного подхода в качестве ведущего ориентира и главного критерия успешности организации учебно-исследовательской деятельности выступает обогащение исследовательского опыта школьников. Основная задача учителя при этом будет состоять не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию обогащения исследовательского опыта, а в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

Задачный подход к организации учебно-исследовательской деятельности означает, что освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определенных действий. Основной единицей учебно-исследовательской деятельности является учебно-исследовательская задача, которая формулируется на основе учебного материала, предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а ее решение строится адекватно логике исследования и предполагает определенные действия. В условиях начальной школы основной характеристикой учебно-исследовательской задачи выступает признак проблемности, выполнение же конкретных этапов исследования может протекать с большей или меньшей степенью самостоятельности для ученика. В начальных классах подготовка детей к выполнению отдельных исследовательских действий обеспечивается системой исследовательских заданий.

Ученическое исследование предполагает не только решение значимых для учащихся проблем, но и овладение способами решения этих проблем. При организации учебно-исследовательской деятельности необходимо создавать учебные ситуации, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем.

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников должна выполнять ряд объективных педагогических требований:

• учитывать возрастные психолого-педагогические особенности мыслительной деятельности;

• основываться на базовом стандарте и служить основой для углубления и получения новых знаний;

• способствовать формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью;

• содействовать формированию научного мировоззрения;

• стимулировать познавательную активность и развитие творческого потенциала учащихся.

Главной целью включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность является обогащение исследовательского опыта младших школьников.

В приобщении детей к исследовательской деятельности учитель нацелен не на результат, а на процесс.

Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная учебная деятельность под руководством педагога, направленная на исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей школьников. Анализируя исследовательскую деятельность ученого и ученика, можно выделить их сходство и отличие.

Исследовательские задачи (решение которых предполагает выполнение нескольких этапов исследования) являются основной формой организации исследовательской деятельности учащихся. Их решение лежит в зоне ближайшего развития младших школьников.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, – одна из основных практических задач современного образования.

Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.

Для формирования исследовательских умений необходимы следующие условия:

· Систематичность. Работа по развитию исследовательских умений проводится в классе постоянно, в урочной и неурочной деятельности.

· Мотивированность. Учитель помогает видеть ученику в исследовательской деятельности возможность реализации своих талантов и возможностей, способ саморазвития.

· Психологический комфорт. Поощрять творческие проявления. Задача учителя поддерживать и направлять творческие идеи учащихся.

· Учет возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным и интересным.

Работа начинается с выбора темы, она должна быть интересна ребенку и познавательна. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Уровень учебно-исследовательской работы должен соответствовать возрастным особенностям детей.

Сбор материала и обобщение полученных данных. Исследовательская работа – дело серьезное и не любит спешки и суеты. Надо учить детей вникать в проблему. Какие приемы можно рекомендовать для фиксирования информации? Собирается своеобразный «банк данных» по теме работы. Важно делать выписки всего, что может пригодиться в работе: интересные мысли, цифры, факты. Это можно делать в форме карточек, либо в отдельной тетради.

Выбирать тему и собирать материал весело и приятно. Гораздо сложнее решить, что делать с полученной информацией. Как выделить главное, исключить второстепенное и в каком виде представить. Итогом исследовательской работы «Школа нашей мечты» стал альбом рисунков, итогом работ «Природа Зауралья» и «От слободы Царево городище до города Кургана» стали папки-раскладушки, которые сейчас используют учителя в своей работе (Приложение 7).

Очень важным этапом учебно-исследовательской работы является этап представления результатов. Он решает следующие задачи:

-развитие научной речи;

-развитие умения работать с текстом;

-возможность продемонстрировать свои достижения;

-пополнение знаний других учащихся новыми сведениями.

Защита работы происходит публично, приглашаются авторы других работ, родители, учителя-предметники. Мы проводим защиту в виде классной конференции, на которой учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы. Работу учащихся оценивает жюри по следующим критериям:

-актуальность;

-умение выделить проблему;

-четкость, краткость изложения;

-практическая значимость;

-оформление.

Каковы же навыки и умения, необходимые в решении исследовательских задач? К ним мы относим умение видеть проблемы; умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.

Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В развитии умения выдвигать гипотезу помогут упражнения на обстоятельства. Отмечу, что при обучении детей строить предположения необходимо учить их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если...

Для любого исследования важно: уметь задавать вопросы и выделять главную мысль, делать выводы и умозаключения.

Не менее важно развитие умений и навыков экспериментирования. Эксперимент (проба, опыт) – важнейший из методов исследования и самый главный метод познания в большинстве наук. Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Однако эксперименты бывают и мысленные, т.е. такие, которые можно проводить только в уме.

Глава 2. Опыт применения исследовательской деятельности в образовательном процессе
2.1. Педагогическая характеристика 3 «А» класса гимназии №12
(в аспекте рассматриваемой проблемы исследования)

На учебно-педагогической практике в гимназии №12 была составлена характеристика с более глубоким изучением отношений в классе и подготовленностью обучающихся к учебному процессу (приложение №1). Данная характеристика поможет дать чёткие рекомендации для правильного использования исследовательской деятельности при организации образовательного процесса в данном классе.

В 3 «А» классе обучается 27 учащихся, из них 11 девочек и 16 мальчиков. Возраст обучающихся 9–10 лет. Классный руководитель – Смыкова Людмила Константиновна. Во время тестирования и собеседования высокий уровень подготовленности к обучению в школе показали 5 обучающихся в данном классе. Выше среднего уровня – 4 обучающихся. К сожалению, у большинства будущих первоклассников выявлен слабый словарный запас. Есть дети, которые уже владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу.

При прохождении семидневного курса «Введение в школьную жизнь» практически все учащиеся адаптировались к новым условиям жизнедеятельности. Но есть и такие дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают с места. Но такое поведение свойственно детям этого возраста и в силу того, что они желают быть в центре внимания. Есть и такие дети, которые находятся постоянно в возбужденном состоянии, торопятся быстрее сделать работу, чтобы сообщить всем об этом, но зачастую эта работа оказывается выполненной неправильно, либо небрежно. Такое поведение тоже свойственно детям этого возраста, но это не мешает им все воспринимать и правильно отвечать на вопросы учителя.

Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса.

В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал.

И, конечно же, в классе есть «молчуны», которые очень редко проявляют себя на уроке, хотя на переменах общительны и иногда даже задиристы.

Процесс обучения учащихся строится на основе деятельностного подхода. А также учителем в процессе обучения применяются групповые технологии и интерактивные методы. Учитель с ними успешно справляется уже не первый год.

Отношения между учениками дружественные, конфликты возникают только между мальчиками, в виде небольшой драки, но это быстро разрешается. Остальные учащиеся данного класса активно дружат между собой.

Отношение классного руководителя к ученикам демократичное. Она всегда помогает ученикам советами, они к ней относиться уважительно. Учитель организовывает не только учебный процесс, но и внеурочную и внеклассную деятельность. Не редко класс совместно с классным руководителем выезжает в город по культурной программе.

Коллектив существует уже с первой недели пребывания обучающихся в данной гимназии и это отражается на взаимоотношении учеников и их отношению к классному руководителю. Воспитательная работа учителя строится с учетом особенностей каждой стадии развития коллектива.

Исходя из этого, можно сказать, что данный класс хорошо развит по учебным дисциплинам и полностью готов к исследовательской деятельности обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: