Глава 3. Проблемы функционирования финансового контроля в РК и пути их решения

1) контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы исполнения республиканского бюджета;

2) выполнение поручений Президента Республики Казахстан по вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета;

3) контроль за целевым и эффективным использованием средств республиканского бюджета, кредитов, государственных и гарантированных государством займов, предназначенных для выполнения государственных и отраслевых программ Правительства и других расходов в соответствии с единой бюджетной классификацией;

4) контроль за полнотой и своевременностью поступлений в республиканский бюджет.

Структуру Счетного комитета образуют Председатель, члены и аппарат Счетного комитета.

Состав Счетного комитета формируется в соответствии с подпунктом 7) статьи 44 и подпунктом 1) статьи 57 Конституции РК, в которых указывается, что состав СК формируется для контроля за исполнением республиканского бюджета. Однако сегодня конституционные положения Счетного комитета реализуются наполовину. Как отмечает председатель СК О. Оксикбаев: «На СК возложен контроль исполнения бюджета. Исполнение бюджета охватывает и его структуру – это доходы и расходы. СК полноценно, в меру своих возможностей осуществляет контроль за расходами, но нет такого контроля над доходами. СК просто анализирует на основе представленной ими информации исполнение бюджета и дает определенную оценку по доходной части. Но разовые проверки СК показывают, сколько проблем присутствует».

Сегодня активно внедряется мнение, что для правильной организации работы всей системы государственного финансового контроля необходимо принять отдельный закон о государственном финансовом контроле, который бы обеспечивал ее полноценное функционирование, регулировал взаимодействие органов государственного финансового контроля между собой и их взаимоотношения с другими государственными органами.

По мнению члена Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Кайырбека Сейткулова данное мнение весьма спорно, поскольку такой закон уже принимался ранее в 2002 году и назывался «О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов». На тот момент этот закон был необходим, так как в нем определялась структура системы контроля за исполнением бюджетов, устанавливались функции государственных органов, осуществляющих этот контроль, прописаны отдельные параметры их взаимодействия. Однако, в нем присутствовал ряд недостатков, а именно — элементы дублирования функций государственных органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов, ревизионным комиссиям маслихатов не был придан статус государственных органов и некоторые другие упущения, которые выявились в ходе его применения. При разработке Бюджетного кодекса в 2004 году было принято решение о том, что необходимость в отдельном законе, регламентирующем контроль за исполнением бюджета, отпадает. Нормы государственного финансового контроля вошли в новый, по тем временам, Бюджетный кодекс, в котором были учтены отдельные недостатки предыдущего законодательства.

К тому же, в действующем законодательстве, регламентирующем деятельность системы государственного финансового контроля, не четко определены роль и функциональные обязанности уполномоченного Правительством органа по внутреннему контролю, которым в настоящее время является Министерство финансов Республики Казахстан. В результате Комитет финансового контроля и государственных закупок, являющийся структурным подразделением Министерства финансов, зачастую дублирует или подменяет функции Счетного комитета. При этом нарушаются принципы независимости и прозрачности государственного финансового контроля вследствие того, что Правительство поручает проведение контроля за исполнением республиканского бюджета своему органу, какой бы статус он ни имел. Это право закреплено Конституцией Республики Казахстан за СК. Например, отраслевые бюджетные программы, программы развития утверждает Правительство и одновременно поручает проведение контроля за их реализацией государственному органу, входящему в его состав. Получается, что Правительство как бы не доверяет внешнему контролю, уводит свою деятельность из его сферы. Данное положение принижает роль всей системы государственного финансового контроля. В свете проходящей административной реформы неоднократно затрагивался вопрос исключения дублирования на уровне Правительства. Однако проблема не решена.

Оценка эффективности деятельности государственного органа международными экспертами в Казахстане проведена впервые и содержит полезные заключения и рекомендации, направленные на улучшение и совершенствование деятельности Счетного комитета. В частности, международными экспертами по итогам оценки рекомендовано закрепление законом максимальной степени независимости Счетного комитета, проведение контроля за его деятельностью организациями, определяемыми Президентом, оснащение необходимыми ресурсами, в том числе путем прямого представления заявки на финансирование в Парламент и другие.

Таким образом, несмотря на то, что в Казахстане впервые на законодательном уровне были определены основные направления развития системы финансового контроля, коллизии и пробелы все же остаются. И в этой связи, на сегодня итоги законопроекта РК "О Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета", с учетом мнения заинтересованных госорганов свидетельствуют о необходимости придания правовой основы аналитической деятельности Счетного комитета, в рамках которой Счетный комитет наделен правомочиями проводить анализ исполнения республиканского бюджета, результатов контроля полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, целевого и эффективного использования бюджетных средств и активов государства, обобщать и исследовать причины и последствия выявленных нарушений исполнения республиканского бюджета. На основе результатов аналитической и методологической работы Счетным комитетом предполагается вырабатывать рекомендации по улучшению исполнения бюджета, повышению государственной дисциплины и совершенствованию нормативных правовых актов Республики Казахстан. Наряду с этим, существует необходимость и в установлении на законодательном уровне квалификационных требований к кандидатам на должность члена СК. Это диктуется все более усложняющимися задачами контроля в условиях совершенствования бюджетного процесса и налогового администрирования, направленных на повышение эффективности системы управления активами государства и финансовыми ресурсами. Актуальным вопросом является независимость финансирования СК, требуемого в соответствии с принципами международной организации INTOSAI (Международной организации высших органов финансового контроля). Это касается, прежде всего, проекта бюджета на содержание СК и процедуры его внесения в проект республиканского бюджета на соответствующий финансовый год в Парламент РК без корректировок и изменений со стороны Правительства, как это практикуется в Швейцарии, России, Германии, Польше и других странах. Целесообразным также является придание ревизионной комиссии статуса самостоятельного органа. О. Оксикбаев отметил, что государственные деньги нельзя делить на муниципальные и республиканские. Они государственные. И контроль за исполнением бюджета должен быть одинаковым и на местах и в столице. Но на сегодняшний день очень много примеров коррупции возникает в связи с этим. Законом надо установить за СК право выработки и соблюдения единой методологии в сфере внешнего государственного финансового контроля, а также утверждение типовых положений ревизионных комиссий маслихатов. Такая норма диктуется необходимостью совершенствования и единообразного право применения соответствующих норм системы государственного финансового контроля и выстраивания четких взаимоотношений между ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: