Групповая психология» как теоретическая концепция внутрикультурных механизмов

Важное место в изучении внутрикультурных механизмов взаимодействия людей занимают исследования французских ученых — представителей социально-психологического направления в изучении культур Гюстава Лебона (1841-1931) и Габриеля де Тарда (1843-1904).

В работах Г. Лебона «Психологические законы эволюции народов» (1894) и «Психология толпы» (1895) анализируются взаимоотношения масс народа, толпы и лидеров, в том числе и на уровне чувств, идей. Впервые в этих трудах были поставлены проблемы психического заражения и внушения, сформулирован вопрос об управлении людьми в различных культурах. Отождествляя массу с толпой, Лебон предвещал наступление «эры масс» и связанный с этим упадок цивилизации. Ведущую роль в общественном развитии Лебон отводил тем изменениям в идеях, которые внушаются массам со стороны немногих «вожаков» посредством утверждения, повторения и заражения.

Исследование проблем групповой психологии и межличностного взаимодействия было продолжено в работах Габриеля Тарда «Законы подражания» (1890) и «Социальная логика» (1895). Г. Тард начинал профессиональную деятельность в качестве судьи г. Сарла, а его первые статьи были посвящены проблемам криминологии. Впоследствии стал главой отдела криминальной статистики министерства юстиции и профессором Коллеж де Франс.

Однако известность Тарду принесли его исследования групповой психологии, в частности, основных типов психологических взаимодействий. Выделяя три типа взаимодействий: психическое заражение, внушение, подражание — Г. Тард стремился показать, как появляются инновации в культурах и как они передаются в обществе индивидам. Согласно его взглядам, «коллективная интерментальная психология... возможна только потому, что индивидуальная интерментальная психология включает элементы, которые могут быть переданы и сообщены одним сознанием другому. Эти элементы... могут соединяться и сливаться воедино, образуя истинные социальные силы и структуры, течение мнений или массовые импульсы, традиции или национальные обычаи»1.

Элементарное отношение, по Тарду, — это передача или попытка передачи верования или желания. Основную социальную роль он отводил подражанию и внушению. Характерным признаком общественных отношений и взаимодействий выступает подражание, а подражание — это своего рода гипнотизм. Всякое новшество является результатом деятельности творческой личности. Этот результат, в свою очередь, вызывает волну подражаний.

Подражание (имитативная деятельность) состоит в воспроизведении, копировании социально-культурных стереотипов. Благодаря подражанию формируются групповые и общественные ценности и нормы, а путем их усвоения происходит социализация индивидов.

Неоценимо значение этого процесса как формы овладения культурой в детстве. В частности, благодаря этому качеству ребенок овладевает языком. Подражая взрослым, он овладевает спектром культурных навыков. Подражание составляет основу обучения и обеспечивает возможности передачи культурной традиции из поколения в поколение. Основные формы подражания — обычаи и мода. Тард считал наиболее характерным подражание «низших» слоев «высшим».

Психологическое заражение заключается, прежде всего, в неосознанном повторении действий в человеческом коллективе или в массе людей. Заражение составляет основу механизма, благодаря которому массой людей одновременно овладевают какие-либо психологические состояния: страх, ненависть, любовь и т. д. Велика роль заражения в религиозных ритуалах.

Внушение выступает как процесс внедрения в сознание людей (в осознанной или бессознательной форме) некоторых положений, правил, норм, регулирующих социокультурное поведение. Нередко оно способствует объединению людей внутри культуры для выполнения конкретной задачи. Подражание, заражение и внушение, с точки зрения основоположников «групповой психологии», в реальной системе общественных отношений взаимодействуют и обеспечивают регуляцию этих отношений применительно к конкретной этнокультурной общности.

В качестве основы анализа культурных изменений для Г. Тарда выступает культурно-историческое развитие таких явлений, как язык (его происхождение, эволюция, социально-культурная роль), религия (формыееразвития от примитивных до современных мировых религий), чувства, прежде всего чувства любви и ненависти. В частности, он выясняет роль притягивающих и отталкивающих чувств, размышляет о том, что такое друзья и враги. Особое место в работах Г. Тарда в связи с этим занимает исследование таких культурных обычаев, как вендетта (кровная месть), феномен национальной ненависти.

В теоретических рамках «групповой психологии» и теории подражания обстоятельно исследованы механизмы внутрикультурного взаимодействия. Их разработки были использованы в исследовании культур в XX в. для объяснения ряда фактов и проблем, возникающих при изучении различных типов культур. Они восприняты, в частности, теоретической концепцией символического интеракционизма.

Научные традиции, заложенные в теоретических направлениях «психологии народов» и «групповой психологии», были развиты и продолжены направлением в изучении культур, которое в американской культурной антропологии получило название «Культура-и-личность». Предметом изучения исследователей этого направления стали познавательные способности людей различных культур, культурно обусловленные стереотипы поведения, эмоционального реагирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: