Направление «Культура-и-личность»

В конце 20-х - начале 30-х годов XX века некоторые идеи психологического направления своеобразно преломились в направлении «Культура-и-личность», предметом изучения которого стало взаимодействие культуры и личности, бытие личности в культуре и характеристика личности как субъекта культуры.

Как правило, историки антропологии связывают возникновение направления с появлением книг Рут Фултон Бенедикт «Конфигурации культур в Северной Америке» (1932) и «Модели культур» (1934), а также с публикацией серии исследований Маргарет Мид об островных культурах Океании. Кроме того, к данному направлению относят таких исследователей, как Р. Линтон, К. Клакхон, А. Кардинер, К. Дюбуа, М. Спиро, И. Халлоуэлл. Близки по основным идеям к направлению «Культура-и-личность» исследования А. Кребера и М. Херсковица.

Общий предмет данного направления, как его сформулировали М. Мид и Дж. Хонигман, — анализ того, как действует, мыслит (познает, воспринимает) и чувствует (эмоционально реагирует) индивид в условиях различного культурного окружения. В спектре тем исследования могут быть выделены инкультурация, анализ значения детства для особенностей функционирования взрослой личности, выявление специфического типа личности, определяющего характер той или иной культуры.

В рамках рассматриваемого направления распространено, в частности, представление о том, что можно понять сущность человека в его «естественном» состоянии через исследование антропологии детства или исследование «примитивных» сообществ. При этом исходят из того, что, в отличие от взрослых людей или развитых сложных обществ, исследователь имеет дело не со столь резкими контрастами между «природным» и «культурным», врожденным и заученным.

Такой подход базируется на ряде исходных допущений. Во-первых, это противопоставление индивидуального организма обществу, природных свойств человека его культурным свойствам. На основе такого противопоставления правомерной считается постановка вопроса о том, каков же человек вне общества и культуры. Во-вторых, природно-биологические характеристики человека полагаются стабильными настолько, что их можно рассматривать как инвариантные по сравнению с изменениями социальных структур и культурных образований1.

Обобщающие культурологические теории в рамках этого направления стали формироваться после второй мировой войны. В связи с этим следует выделить такие исследования, как коллективный труд, изданный под редакцией Л. Спиера, И. Халлоуэлла и С. Ньютона «Язык, культура и личность» (1944), сборник под редакцией К. Клакхона и Г. Мюррея «Личность в природе, обществе и культуре» (1953), книга «Индивидуальный характер и культурное окружение» (1949).

Следует подчеркнуть и практически-прикладную направленность целого ряда исследований в рамках этого направления. Так, в серии исследований (1945— 1953) под руководством Р. Бенедикт и М. Мид усилиями 120 ученых были созданы культурно-психологические портреты 16 национальностей. Была создана, в частности, и культурно-психологическая модель представителя великорусской нации. Однако для ее формирования были использованы исследования 51 индивида из лагерей перемещенных лиц. Из них 34 человека сотрудничали с нацистами, а остальные были насильно вывезены в Германию еще детьми. «Достоверность» сформированной модели весьма сомнительна! Между тем результат создания этой модели стал одним из методологических оснований формирования политики «холодной войны»1.

Существенными для развития направления «Культура-и-личность» оказались: работа «Личность и психотерапия», изданная под редакцией Дж. Долларда и Н. Миллера (1950), монография Дж. М. Уайтинга и И. Чайлда «Воспитание детей и личность» (1953), а также фундаментальный труд Дж. Хонигмана «Культура и личность» (1954), в котором психологическая антропология была представлена в качестве целостной теоретической концепции.

С 1961 года рассматриваемое направление получило название психологической антропологии после выхода в свет коллективной монографии под редакцией Ф. Хсю «Психологическая антропология». Выход книги стал поводом для дискуссии, посвященной уточнению ряда понятий и расширению предмета исследований. Одним из итогов этой дискуссии явилось становление психологической антропологии как учебной дисциплины.

По мнению Ф. Хсю, «главной задачей психоантропологов является исследование сознательных и бессознательных идей, управляющих действиями людей»2. Он считал, что область исследований психологической антропологии «эквивалентна кросскультурному изучению личности и социокультурных систем и включает в себя такие проблемы, как: а) отношение социальной структуры и ценностей к модальным образцам детского воспитания, б) соотношение модальных образцов детского воспитания и структуры модальной личности, как оно выражается в поведении, в) отношение модальной личности к ролевой системе и проективным аспектам культуры, г) отношения вышеперечисленных аспектов к моделям девиантного поведения»3.

Ф. Хсю считал, что сугубо психологические концепции личности неприменимы для психологической антропологии. Если психологи интересуются уникальными особенностями личности, то для психоантропологов наибольший интерес представляют специфические характеристики индивидуальность «разума» и личности, которые «выражают принадлежность к тем или иным социальным сообществам вплоть до всего человеческого общества в целом»4.

VI Международный конгресс антропологических и этнологических наук (МКАЭН), состоявшийся в 1973 г. в Чикаго, показал, что психологическая антропология получила признание и развитие в странах Латинской Америки и Европы (ФРГ, Италия, Англия). Существенно дополнило понимание сути психологической антропологии положение, высказанное Т.Р. Вильямсом, редактором-составителем «Психологической антропологии» (1975), итогового труда VI конгресса МКАЭН. «Психологическая антропология, — полагал он, — изучает судьбу индивидов в специфическом культурном контексте и интерпретирует полученные данные различными психологическими теориями»1. Известный психоантрополог Ф. Бок также рассматривает эту науку как взаимодействие «между антропологическими проблемами и психологическими теориями, сосуществовавшими с ними»2. Нетрудно видеть, что такие идеи тесно коррелируют с точкой зрения Ф. Хсю.

К настоящему времени психологическая антропология выступает как сложная многоуровневая область исследований, которую можно разделить на две группы научных теорий: а) в соответствии с методом, теоретической ориентацией, интерпретирующей теорией;

б) в соответствии с предметными областями.

Таблица 2 Структура психологической антропологии (по А.А. Белику3)

Критерии выделения
  По методу По предмету
А. Психоаналитический подход I. Традиционные этнопсихологические
Б. Психологический подход (теория научения) П. Междисциплинарные исследования
В. Этологический подход III. Проблемно-теоретические исследования

В качестве основных методологических положений, которыми руководствуются психологические антропологи, в первую очередь следует выделить: идею равноправия всех культур (в смысле их ценности для человечества), признание единства человеческого рода, критику тезиса о «высших» и «низших» культурах, использование в исследованиях принципов межкультурного сравнения.

Наиболее емко и обстоятельно концепция культуры в рамках психологической антропологии представлена в научном творчестве Дж. Хонигмана, в частности, в его книге «Культура и личность» (1954).

В книге выделено два типа явлений, связанных с культурой: «социально стандартизированное поведение — действия, мышление, чувства... некоторой группы» и «материальные продукты поведения... этой группы»4. Ключевым для психологической антропологии является термин «модель» (образец). Хонигман определяет это понятие как «относительно закрепленный способ активности, мышления или чувствования (восприятия)». Модели культуры могут быть идеальными и реальными. В качестве идеальных образцов культуры выступают желаемые стереотипы поведения, однако они не всегда реализуются в повседневной жизни. Модели подразделяются на универсальные и особенные. Универсальные модели носят общий для данной культуры характер, независимо от того, к какой конкретной общности (в рамках данной культуры) эта модель применяется. Иными словами, в понятии универсальной модели обобщаются те сходные черты, которые оказываются общими для разных субкультур данной культуры и различных социально-культурных общностей, существующих в рамках этой культуры. Особенные модели различаются спецификой культурных черт своих носителей — конкретных социально-культурных групп. Так, эти модели могут рассматриваться применительно к классам, категориям людей, например, они оказываются разными для мужчин или для женщин. Для Дж. Хонигмана личность выступает как культура, отраженная в индивидуальном поведении.

Важнейшую проблему психологической антропологии составляет вопрос о том, каким образом индивид усваивает культурные образцы поведения. По Дж. Хонигману, такое усвоение происходит в процессе формирования стереотипов поведения в ходе инкультурации1. Само это усвоение реализуется в соответствии с некоторым типом идеальной личности, содержащим характерные для каждой культуры ценностные ориентации.

Процесс инкультурация оказывается обусловленным рядом причинных факторов. Содержание этого понятия и структуру культуры раскрывают в своих научных работах Дж. и Б. Уайтинги. В их книге «Дети шести культур» (1975) представлена понятийная схема инкультурации и соответственно культуры, которая с некоторыми изменениями отражена на схеме 12.

Уточним содержание тех терминов, которые включены Уайнтингами в логику рассмотрения процесса инкультурации.

В природе, или природном окружении, выделяются климат, флора, фауна, ландшафт.

История оказывает влияние, прежде всего, через миграцию, заимствования и изобретения.

Поддерживающие субстанциональные системы — это те системы общественных отношений, которые обеспечивают воспроизводство общества, его содержания и структуры: вид хозяйства, социальная структура, системы защиты, социальный контроль, разделение труда.

В структуре взрослого индивида психологическая антропология выделяет два уровня: уровень врожденных качеств и уровень приобретенных качеств. Врожденное (внутреннее) включает в себя потребности, импульсы, способности. В структуре приобретенного выделяются поведенческие стили и ценностные приоритеты.

Схема 1. Логика процесса инкулыпурации

Понятие «проективные системы» введено А. Кардинером, который подразделил культуру на первичные и вторичные институты. Первичные институты, по его мнению, есть результат исторического приспособления общности к окружающей природной среде. К ним он относит тип экономики, особенности ведения домашнего хозяйства. Вторичные институты являются результатом воздействия первичных институтов на личность. Эти системы он и называет проективными, включая в их состав, к примеру, религию и мифологию.

Как отмечается рядом историков культурологии и антропологии, сегодня направление «Культура-и-личность» сконцентрировано на сравнительно-культурных исследованиях следующих основных проблем:

— соотношение социально-структурных, а также ценностных устойчивых элементов культуры и стереотипных, модальных образцов социализации, особенно первичной (детский опыт);

— соотношение культурных стереотипов социализации с характеристиками модальной, базовой структуры личности, проявляемыми в поведении, в социальном взаимодействии;

— связь базовых черт личности с реализацией социально необходимых функций, с содержанием социокультурных ролей, с прожективными аспектами культуры;

— соотношение базовых черт личности и культурных образцов с отклонениями поведения от социально приемлемых норм (в любой их трактовке) и психическими нарушениями1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: