Статья 13. Выдача

(1) Граждане Республики Молдова и лица, которым в Республике Молдова предоставлено политическое убежище, совершившие преступление за рубежом, не могут быть выданы и привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с настоящим кодексом.

(2) Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление за пределами Республики Молдова, но находящиеся на ее территории, могут быть выданы только на основании международного договора, одной из сторон которого является Республика Молдова, или на условиях взаимности по решению судебной инстанции.

1. Выдача лица, совершившего преступление, – это передача лица, совершившего преступление, государству, на территории которого оно совершило преступление или против, интересов которого оно было направлено, либо государству, гражданином которого является преступник, для привлечения к уголовной ответственности и (или) отбывания наказания.

Выдача преступников– это акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного (ст. 13 УК РМ) и уголовно-процессуального законодательства (ст. 541-550 УПК РМ).

2. В соответствии с ч. (2) ст. 18 Конституции Республики Молдова, гражданин РМ не может быть выдан другому государству. Это положение в несколько большем объеме отображено в ч. (1) ст. 13 УК. По этой статье не только гражданин РМ, но и лица, которым предоставлено политическое убежище и которые совершили преступления за пределами РМ, не могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности и преданию суду.

Положения ч. (2) ст. 18 Конституции РМ касаются невыдачи гражданина РМ только другомуиностранному государству, а не полномочному международному суду. Конституционный запрет выдачи (экстрадиции) граждан РМ касается лишь национальной, а не международной юрисдикции.

3. В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим или религиозным мотивам.

Лица, совершившие не политические, а общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Однако единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче лица или предоставлении ему убежища решается, исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории которого это лицо находится.

4. В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории которого они совершили преступление, в случае, когда они находятся на территории другого государства.

5. Уголовный кодекс РМ в ст. 13 устанавливает возможность выдачи находящихся на территории РМ иностранных граждан и лиц без гражданства и совершивших преступления в иностранном государстве в соответствии с международным договором, подписанным РМ. При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим путем. Часть (2) ст. 13 включена в УК РМ в соответствии с Европейской конвенцией о выдаче правонарушителей (Париж, 13.12.1957 г.)

В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда:

- преступление совершено на территории государства, которое выдвинуло требование о выдаче;

- преступник является гражданином этого государства;

- преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

6. Выдача преступника может преследовать различные цели. В зависимости от этого выделяют следующие виды выдачи: 1) выдача лица, совершившего преступление, для привлечения его к уголовной ответственности; 2) выдача преступника для применения к нему наказания, назначенного приговором суда; 3) выдача преступника, осужденного в одном государстве, другому государству, гражданином которого он является, для отбывания наказания.

7. Выдача лица не осуществляется, если правонарушение, в связи с которым оно запрашивается, рассматривается запрашиваемым государством как политическое. Не осуществляется выдача и тогда, когда запрашиваемая сторона имеет достаточно оснований считать, что запрос о выдаче правонарушителя за совершение обычного уголовного правонарушения был сделан с целью преследования или наказания лица в связи с его расовой, религиозной, национальной принадлежностью или политическими убеждениями либо, когда положению такого лица может быть причинен вред по какой-либо из этих причин.

8. В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах.

9. Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:

а) преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности);

б) если по законам страны, требующей выдачи, за это преступление предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, того, что смертная казнь к выданному преступнику применена, не будет.

10. Требование о выдаче преступника может иметь место для привлечения его к ответственности, и в этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.

Запрос на выдачу осуществляется в предусмотренной письменной форме и присылается по дипломатическим каналам. Другие пути передачи запросов могут быть установлены по прямому согласию между двумя или несколькими сторонами. При этом запрос сопровождается: а) оригиналом или заверенной копией обвинительного приговора и постановлением суда или постановлением о немедленном задержании или ордером на арест или другим распоряжением, имеющим такую же силу и выданным в соответствии с процедурой, предусмотренной законодательством запрашивающей стороны; б) изложением правонарушений, за которые требуется выдача. Время и место их совершения, их юридическая квалификация и ссылка на соответствующие правовые положения отмечаются как можно точнее; в) копией соответствующих законодательных актов или, если это невозможно, изложением соответствующего закона и, по возможности, насколько это возможно точным описанием соответствующего лица, а также любой иной информацией, которая может оказать содействие в установлении его личности и гражданства.

11. Выдача преступника может преследовать цель применения к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда.

Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, для отбывания наказания.

12. В соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу. Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившего выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица.

13. Выдачу правонарушителей предусматривает и Минская конвенция стран СНГ О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. для привлечения их к уголовной ответственности либо для исполнения приговора, однако за более узкий круг преступлений, чем Европейская конвенция. Минская конвенция предусматривает выдачу правонарушителей для привлечения к уголовной ответственности только за такие деяния, которые в запрашиваемой и запрашивающей договорной стране наказываются по закону лишением свободы на срок не менее одного года или более тяжким наказанием.

Выдача для исполнения приговора возможна только за такое деяние, которое признается преступлением в обоих государствах и за совершение которого данное лицо было осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию.

Выдача не осуществляется, если: а) правонарушитель является гражданином запрашиваемой договорной стороны; б) на момент получения требования уголовное преследование в соответствии с законом запрашиваемого государства не может быть возбуждено или приговор не может быть обращен к исполнению вследствие истечения срока давности или в связи с иным законным основанием; в) в отношении лица, которое требуют выдать, на территории запрашиваемого государства был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу; г) преступление в обоих государствах согласно закону преследуется только в порядке частного обвинения.

В выдаче может быть отказано и тогда, когда преступление было совершено на территории запрашиваемого государства.

Пределы уголовного преследования выданного лица по Минской конвенции (ст. 66) такие же, как и по Европейской.


Глава II.

Преступление


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: