C) не менее двух третей срока наказания, назначенного за совершение особо тяжкого или чрезвычайно тяжкого преступления

(7) Контроль над поведением лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания, осуществляется компетентными органами, а в отношении военнослужащих - соответствующим военным командованием.

(8) Если в течение неотбытого срока наказания:

a) осужденный нарушает общественный порядок, за что на него налагалось административное взыскание, или умышленно уклоняется от выполнения обязанностей, которые были возложены на него судебной инстанцией при применении условно-досрочного освобождения от наказания, судебная инстанция по предложению органа, указанного в части (7), может вынести определение об отмене условно-досрочного освобождения от наказания и направлении осужденного для исполнения неотбытого срока наказания;

b) осужденный совершает новое преступление по неосторожности, вопрос об отмене или сохранении условно-досрочного освобождения от наказания решается судебной инстанцией;

C) осужденный совершает новое умышленное преступление, судебная инстанция назначает наказание в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 85. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения нового преступления по неосторожности, если судебная инстанция отменяет условно-досрочное освобождение от наказания.

[Ст. 91 изменена Законом N 277-XVI от 18.12.2008 г., в силу 24.05.2009 г.];

[Ст. 91 изменена Законом N 53-XVI от 13.03.2008 г., в силу 13.05.2008 г.];

[Ст. 91 изменена Законом N 387-XVI от 08.12.2006 г., в силу 31.12.2006 г.];

[Ст. 91 изменена Законом N 184-XVI от 29.06.2006 г., в силу 11.08.2006 г.]

1. Исполнение назначенного судебной инстанцией наказания целесообразно лишь постольку, поскольку им достигаются указанные в законе цели: восстановление социальной справедливости, исправление и перевоспитание осужденного, и предупреждение новых преступлений (ч. (2) ст. 61 УК РМ). Если исправление осужденного достигнуто до истечения срока наказания, то дальнейшее его исполнение становится бесцельным, а потому нецелесообразным. Исходя из принципа гуманизма (ст. 4 УК РМ), закон предоставляет суду право условно-досрочно освободить от дальнейшего отбывания наказания лиц, доказавших, что для своего исправления они не нуждаются в полном отбывании назначенного наказания.

2. По своей юридической природе условно-досрочное освобождение представляет собой освобождение от отбывания оставшейся части наказания лица, отбывшего установленную законом часть назначенного судом наказания (ч.ч. (4) и (6) ст. 91 УК РМ) и своим поведением и отношением к исполнению обязанностей доказавшего, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного наказания, при условии выполнения требований, предъявляемых к нему в течение оставшейся неотбытой части наказания.

3. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, предусмотренное ст. 91 УК РМ, является одной из типичных разновидностей освобождения от дальнейшего отбывания наказания. Это освобождение является условным потому, что лицо освобождается от отбывания наказания не окончательно и под определенным условием – не совершить в течение неотбытой части наказания нового преступления. По смыслу ст. 91 УК условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может касаться: а) только основного наказания; б) как основного, так и дополнительного наказания; в) только дополнительного наказания.

4. Исходя из содержания ч. (1) ст. 91 УК РМ, условно-досрочное освобождение от наказания может применяться только к лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы.

5. Основанием условно-досрочного освобождения от отбывания наказания служит утрата осужденным общественной опасности и возникшая на этой основе возможность его окончательного исправления без полного отбытия назначенного наказания. Закон не указывает на критерии, с помощью которых определяется возможность окончательного исправления осужденного без полного отбытия, назначенного судом наказания. Однако очевидно, что такими критериями могут служить только поведение осужденного и его отношение к исполнению обязанностей во время отбывания наказания. Поведение осужденного, по оценке органа, исполняющего наказание, должно быть примерным (отсутствие замечаний, дисциплинарных взысканий, наличие поощрений), а отношение к исполнению обязанностей – добросовестным. Примерное поведение и добросовестное отношение к исполнению обязанностей могут свидетельствовать о степени исправления осужденного, если они продолжались достаточно длительное время. Поэтому вывод судебной инстанции о возможном окончательном исправлении осужденного без полного отбытия наказания должен быть основан на всестороннем учете и анализе данных о его поведении за весь период нахождения в пенитенциарном учреждении, а не за время, непосредственно предшествующее принятию решения об условно-досрочном освобождении.

6. Условиями принятия решения об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания являются: а) полное возмещение ущерба, причиненного преступлением; б) соблюдение сроков фактического отбытия наказания, предусмотренных частями (4) и (6) ст. 91 УК РМ; в) участие в соответствии с положениями ст. 253 Исполнительного кодекса в оплачиваемом или неоплачиваемом труде по уборке или благоустройству пенитенциарного учреждения и его территории, по улучшению коммунально-бытовых и медицинско-санитарных условий содержания.

Последние условие для принятия решения об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания является наглядным образцом уголовно-правовой нормы, стимулирующей правопослушное поведение, активное участие в общественно-трудовой деятельности.

7. Полное возмещение ущерба, причиненного преступлением, как условие условно-досрочного освобождения, является обязательным для всех категорий, осужденных, без каких-либо исключений, как это имеет место при условном осуждении (см. ч. (3) ст. 90 УК РМ).

8. Часть (4) ст. 91 УК РМ предусматривает обязательный срок фактического отбывания наказания как условия условно-досрочного освобождения для различных категорий осужденных, которым на момент совершения преступления исполнилось 18 лет, а ч. (6) – для несовершеннолетних. Осужденный не может быть представлен для условно-досрочного освобождения от исполнения наказания, если он фактически не отбыл предусмотренную законом часть наказания, даже если его поведение и отношение к соответствующим обязанностям является безупречным, а причиненный преступлением ущерб полностью возмещен.

9. К лицу, отбывающему наказание в виде пожизненного заключения, условно-досрочное освобождение может быть применено лишь тогда, когда судебная инстанция сочтет, что отпала необходимость в дальнейшем отбывании наказания. Единственным условием в данном случае является фактическое отбытие не менее 30 лет лишения свободы.

10. Условно-досрочное освобождение применяется судебной инстанцией по месту отбывания наказания по представлению органа, на который возложено исполнение наказания (ч. (3) ст. 91 УК РМ). Признав, что лицо, отбывающее наказание, отбыло требуемую по закону часть срока, назначенного по приговору судебной инстанции, наказания, полностью возместило ущерб, причиненный совершенным преступлением, и, судя по его поведению и отношению к исполнению своих обязанностей, не нуждается для своего исправления в полном отбытии назначенного наказания, судебная инстанция выносит определение об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания точно обозначенного календарного срока наказания. При этом освобождаемому не назначается испытательный срок, поскольку его функцию выполняет неотбытая часть наказания. Этим же определением судебная инстанция вправе полностью или частично освободить осужденного от отбывания дополнительного вида наказания (ч.(1) ст. 91 УК РМ).

11. Закон предоставляет судебной инстанции право при применении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания возлагать на осужденного определенные обязанности, которые должны им исполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания (ч. (2) ст. 91 УК РМ). Перечень этих обязанностей полностью совпадает с перечнем обязанностей, которые могут возлагаться судом на лицо, осужденное условно (ч. (6) ст. 90 УК РМ). Применяя условно-досрочное освобождение, судебная инстанция имеет право обязать условно-досрочно освобождаемого: не менять без разрешения компетентного органа место жительства; не посещать определенные места; пройти курс лечения в случае алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания; оказывать материальную помощь семье пострадавшего; возместить в установленном судебной инстанцией срок, причиненный ущерб.

12. Условный характер данного института заключается в установлении контроля за поведением условно-досрочно освобожденного и за исполнением возложенных на него обязанностей, а также в возможности отмены условно-досрочного освобождения в случае нарушения требований, предъявляемых к данной категории осужденных. Контроль за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных от исполнения наказания, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом (ч. (7) ст. 91 УК РМ), а в отношении военнослужащих – соответствующим военным командованием.

13. Основанием для отмены условно-досрочного освобождения от отбывания наказания являются нарушения требований условно-досрочного освобождения. Таковыми закон признает: 1) нарушение общественного порядка, повлекшее наложение на осужденного административного наказания; 2) умышленное уклонение осужденного от выполнения обязанностей, возложенных на него судебной инстанцией при применении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания; 3) совершение по неосторожности нового преступления; 4) совершение условно-досрочно освобожденным нового умышленного преступления.

14. Из перечисленных нарушений только последнее является безусловным и обязательным основанием отмены условно-досрочного освобождения (п. с) ч. (8) ст. 91 УК РМ). В этом случае судебная инстанция назначает наказание по правилам, установленным ст. 85 УК РМ по совокупности приговоров, т.е. к наказанию, назначенному по новому приговору, полностью или частично присоединяет неотбытую часть наказания по предыдущему приговору. В этом случае к основному наказанию, назначенному по совокупности приговоров, суд вправе присоединить дополнительную меру наказания, назначенную по предыдущему приговору, если лицо было от него условно-досрочно освобождено, остальные решения являются факультативными, т.е. не обязывающими органы, осуществляющие контроль за условно-досрочно освобожденными, и судебные инстанции отменять условно-досрочное освобождение.

15. В зависимости от характера нового преступления, совершенного по неосторожности, тяжести причиненных им последствий, личности виновного и его поведения в течение неотбытой части наказания, назначенного по предыдущему приговору, судебная инстанция может сохранить или отменить условно-досрочное освобождение. При его сохранении назначается и исполняется только наказание за новое преступление, совершенное по неосторожности, а неотбытая часть наказания по предыдущему приговору не приводится в исполнение и по-прежнему продолжает выполнять функцию испытательного срока при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. В случае отмены условно-досрочного освобождения наказание назначается по совокупности приговоров (ст. 85 УК РМ).

16. Что касается умышленного уклонения от выполнения обязанностей как основания для отмены условно-досрочного освобождения, то закон (п. а) ч. (8) ст. 91 УК РМ) не раскрывает характер данного уклонения. Тем не менее, анализ судебной практики свидетельствует о том, что не может разовое уклонение от исполнения обязанностей, возложенных на лицо, условно-досрочно освобожденное, служить основанием для отмены такого решения. В этих случаях применяется институт злостного уклонения. Вероятно, так следовало бы указать и в соответствующей норме права (см., например, п. а) ч. (7) ст. 79 УК РФ).

Злостным признается уклонение от исполнения обязанностей, возложенных судом, которое носит систематический характер. Это основание отмены условно-досрочного освобождения также носит факультативный характер и применяется судебной инстанцией с учетом личности и поведения осужденного в течение неотбытой части наказания, продолжительности и характера уклонения от исполнения обязанностей, причин и условий их неисполнения. При отмене условно-досрочного освобождения по данному основанию к исполнению обращается неотбытая часть не только основного, но и дополнительного наказания, если лицо было условно-досрочно освобождено от его отбывания.

17. Привлечение к административной ответственности за нарушение общественного порядка также может являться основанием для отмены условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. При этом следует подчеркнуть, что таковым может являться наказание не за любое административное правонарушение, а только из числа тех, объектом посягательства которых является общественный порядок, т.е. правонарушений, предусмотренных гл. 19 КоАП.

Данная позиция является весьма спорной. Неужели правонарушения, посягающие на здоровье населения, на установленный порядок управления, правонарушения в области дорожного движения и другие представляют для общества меньшую социальную опасность, чем те которые посягают на общественный порядок? Почему виновные в совершение какого-либо административного правонарушения предусмотренного перечисленными главами не должно служить основанием для отмены условно-досрочного освобождения от отбывания наказания?

18. Определение об отмене условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в случае невыполнения требований, изложенных в п.п. 16-18 комментария к данной статье, суд выносит на основании представления органа, осуществляющего контроль за данной категорией осужденных. Следовательно, от компетентности представителя органа, вносящего соответствующее предложение, его правосознания, качества собранных материалов, свидетельствующих о нежелании условно-досрочно освобожденного встать на путь исправления, во многом зависят законность, гуманность и индивидуальность принимаемого судом решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: