Истоки комедии

Греческая комедия возникает в 6 в. до н.э. из следующих элементов:

1.
веселые бытовые сценки пародийного и карикатурного характера.

2.
драматизированные песни обличительного характера у селян, которые ходили на праздники Диониса в город и высмеивали горожан.

3.
культ Диониса.

4.
песни в честь богов плодородия на Дионисиях.


В результате появляются буйные праздничные шествия с песнями, плясками, ряжением и пирушкой. Слово комедия означает «песня толпы» (от комос – толпа, гулянка и оде – песня).

От культа Диониса в комедию пришло много элементов:

1.
хор.

2.
агон (спор полухориев по 12 человек).

3.
парабаса (обращение хора к зрителям от имени поэта)

4.
богатая маскировка, заменившая старые ритуальные маски.

5.
бомолох (шут около алтаря, обычно крестьянин, простак) и толпа болтунов, которых он высмеивает и даже бьет (лекари, торговцы, шарлатаны и пр.).

6.
пир, любовные приключения, свадьба и заключительное шествие с факелами – аналогия старого жертвенного оргиазма.

Трагедия и комедия рано оторвались от культа Диониса, потеряли свое ритуальное значение и приобрели художественный смысл, изображение актуальных проблем греческого рабовладельческого полиса, от прежнего ритуала отсталась лишь схема, которую забыли уже к 5 в. до н.э.

Так как комедия зародилась в деревне, она находилась в резком противопоставлении с городской культурой.


Имеются недостоверные сведения, что впервые комедия появилась в ^ Мегарах в начале 6 в. до н.э. в виде примитивных небольших шуточных сценок. В Сицилии развился мим – шуточное воспроизведение в народных сценках обычной жизни. Мимы впоследствии писали Софрон и Эпихарм.

Своего расцвета комедия достигла в Аттике. Под влиянием трагедии комедия получила развитую фабулу и структуру, характерные маски. В середине 5 в. до н.э. на зимних Дионисиях (ленеях) стали проводиться состязания комедиографов, это придало комедии официальный характер, хотя для авторов сохранялось много ограничений со стороны властей.


Специфика комедии

Хор был 24 человека, два полухория, которые спорили между собой, вели беседы со зрителями, хоревты веселились, кривлялись, двигались. Актеров было не менее 3-х, к ярких костюмах, с масками-карикатурами на общественных деятелей. Хор тоже рядился в костюмы – животных и птиц. Декорации не менялись.

Композиция комедии:

1.
пролог (разъяснял смысл комедии).

2.
парод (первое выступление хора).

3.
агон ( состязание полухориев или героев).

4.
парабаса (обращение хора к публике).

5.
чередование эписодиев и стасимов, как в трагедии.

6.
эксод (заключительная песнь пляшущего хора).

Общий стиль аттической комедии – живой, легкий, остроумный балаган с мощной антигородской направленностью. Язык комедии народный, с жаргонизмами, ругательствами и даже непристойностями.

Наиболее известными авторами комедии до Аристофана являлись Хионид, Магнет, Кратет, Ферекрат.


Творчество Аристофана

Сохранилось 11 комедий из 40 написанных.

^ Периодизация творчества

1.
первый период (427-421 гг.). Ярко политический, со строгим соблюдением обрядно-хорового стиля («Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир»).

2.
второй период (414-405 гг.) Тематика общественно-сатирическая, сатира на поэтов и театр («Птицы», «Лисистрата», Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки»).

3.
третий период (392-388 гг.). Приближение к комедии нравов, культвированеи утопических идеалов, преобладание диалога над хором, отсутствие парабасы («Женщины в народном собрании», «Богатство»).

15. Александрийская поэзия.

АЛЕКСАНДРИ́ЙСКАЯ ПОЭ́ЗИЯ — поэзия эпохи эллинизма, именуемая по крупнейшему (но не единственному) своему центру, Александрии Египетской. Хронологические ее границы — 323—30 до н. э. (от возникновения гос-в диадохов до завоевания римлянами последней из эллинистич. монархий — Египта), географич. границы — вся территория распавшейся империи Александра Македонского. Гибель антич. демократии повлекла за собой в лит-ре отказ от гражд. тематики; объектом худож. изображения становится обособленная личность, зато изображается она психологически глубже, чем прежде. Мифология по-прежнему остается источником образов для поэзии, но вера в богов ослабла; миф превратился в сказку, увлекательное предание; поэт относится теперь к богам и героям как к чисто лит. образам. Особый интерес у поэтов вызывают детали крест. быта. С углублением психологизма все бо́льшую роль начинает играть тема любовной страсти; эта тема входит и в традиц. жанр — эпос — и во вновь возникающие малые жанры: эпиллий, идиллию. Последние вместе с традиционными малыми жанрами (гимном, элегией, ямбом, эпиграммой) преобладали в А. п. Одна из характерных черт А. п. — ее «ученость» — проявляется и в выборе сюжета, и в намеках на малоизвестные версии мифов, и в длинных каталогах мифологич. персонажей, и в подражании языку гомеровского эпоса. Не менее характерен для А. п. интерес к фольклору. Крупнейшими представителями А. п. были Каллимах, Феокрит, Аполлоний Родосский, Ликофрон, Асклепиад Самосский,Леонид Тарентский.

16. Новоаттическая комедия. Анализ одной из комедий Менандра

НОВОАТТИ́ЧЕСКАЯ КОМЕ́ДИЯ (ок. 4—3 вв. до н. э.) — третий период древнегреч. комедии после т. н. древней аттич. комедии и средней. Если средней аттич. комедии было свойственно пародирование мифов или известных трагедий, то Н. к. стремится к тонкой обрисовке нравов и характеров в рамках запутанной интриги. Пружиной действия становится любовь, комич. элемент играет подчиненную роль или исчезает. Все внимание Н. к. обратила на частную жизнь человека, вследствие новых социальных условий, резко ограничивших сферу политич. деятельности гражданина. В области сюжета она испытала влияние Еврипида. Приблизившись к бытовой драме, Н. к. не стала реалистической в совр. понимании: в ней много условного, характеры действующих лиц строятся по определенным типовым категориям, ставшим «масками» (скупой отец, влюбленный юноша, пройдоха раб, обжора «парасит», хвастливый воин и др.). Из огромного количества комедий (только Менандр, Филемон и Дифил создали ок. 300 пьес) дошло очень немного, но они оказали сильнейшее влияние на рим. комедию, а через нее — на европ. драму (У. Шекспир, Мольер). Пропагандируя гуманные идеи, Н. к. была для своего времени прогрес. видом иск-ва.
17. Греческая историография

ИСТОРИОГРАФИЯ. Истоки современной историографии мы находим в Древней Греции (Иония). В то время как элементы исторической науки на Древнем Востоке развивались преимущественно в репрезентативной, монументальной или эсхатологической формах (изображения, наскальные надписи и рельефы, списки владык, храмовые хроники, библейские описания), греческие историки собирали и обобщали исторические факты на основе простых записей и сообщений. Начальной ступенью в развитии греческой историографии были эпос Гомера, в поэмах которого отражена целостная картина раннегреческой эпохи в поэтических образах, а также мифы и легенды, дававшие определенные толкования исторических событий. Этих же эпических традиций в 6 в. дон. э. придерживались логографы бурно развивавшихся ионийских городов, которые сохраняли исторические предания в письменных источниках. Международная торговля, далекие путешествия, знакомство с чужими странами и их культурой давали ионийцам стимул для собирания материалов, составления обзоров (theorein) и исследований (historein). У логографов в связи с обилием информации еще не выделялись сведения исторического, географического, этнографического характера, достопримечательности и легенды. Ученые стремились описать все виденное, чтобы сохранить знания о прошлом, а со временем перейти к аналитическому рассмотрению и критической оценке исторических событий, к подлинной историографии. События прошлых лет интересовали античных историков не сами по себе, а с точки зрения их воздействия на современность, они фиксировали эти события для лучшей ориентации в будущем. В свете такого подхода античную историографию в ее рациональной части можно считать политической наукой. Античная историография отличается от современной тем, что первая тяготела не столько к области науки, сколько к области литературы, причем довольно высокого уровня, так что исторические труды античности приходилось оценивать не только по их достоверности (использование источников было недостаточно критическим), но также и по их литературным достоинствам. Много сил затрачивалось на оформление, развитие определенных направлений стиля. Материал расчленялся эффективными в художественном отношении методами, вырабатывалась традиционная техника изложения, которая включала оформление введения по установленным способам, расчленение повествования различными экскурсами, вставку вымышленных речей (и писем), прямую характеристику главных персонажей, обычай ссылаться на труд предшественника и продолжать его. Художественная форма изложения материала характерна для виднейших античных историков, их общественные и политико-идеологические позиции определили подход к истолкованию исторических фактов. Все более настойчивыми становятся попытки свести многообразие явлений к движущим внутренним причинам и раскрыть исторические закономерности. Античная историография стремилась стать «наставницей жизни»(«magistra vitae»), показывая читателю положительные и отрицательные примеры образа действий. В ходе развития античной историографии, достигшей своей вершины в эпоху эллинизма, возникали определенные ее жанры (основные формы). Исторические монографии охватывали значительные отрезки времени, демонстрируя их целостность. Особой формой таких монографий были истории эпох, современником которых был сам автор. Разрабатывались периоды всемирной истории, куда включались также негреческие материалы. На основе местных преданий давались исторические описания определенных районов и областей. Фиксацию во времени и хронологическое расположение исторических фактов давали хроники, их составление позволяло быстро ориентироваться в важнейших событиях прошлого. В эллинистическую эпоху были написаны политические биографии выдающихся деятелей. Риторически украшенная биография Александра Македонского, в которой историческая личность была увенчана легендарным нимбом, приближалась по форме к историческому роману. У истоков греческой историографии стоит Гекатей из Милета (кон. 6 в. до н. э.), который в своих «Генеалогиях» подверг рационалистической критике эпические традиции и тем самым сделал решающий шаг в развитии исторической науки. «Отцом истории» в древности по праву считался Геродот. В своей «Истории», древнейшем полностью сохранившемся историческом труде, он ограничивается освещением в повествовательной форме центральной темы эпохи — противоборства Греции и Азии и Персидских войн как его выражения. Своей высшей точки греческая историография достигла у Фукидида (460—396 до н. э.). Фукидид стал основателем прагматической и политической историографии («История Пелопоннесской войны»). Применяя научно-критический метод, он пытался раскрыть причинные связи исторических событий и тем самым способствовать росту политических знаний. Последователь Фукидида Ксенофонт (430—354 до н. э.) продолжил его труд до битвы при Мантинее (362 до н. э.), но не смог подняться до его уровня. Под возрастающим влиянием риторики греческие историки эпохи эллинизма особое внимание уделяли способам выражения мыслей, их труды более не преследовали цели выявления истины или политической пользы, а предназначались для развлечения читателя. Из исторических писателей того времени выделяется Полибий, последний крупнейший греческий историк. От его«Всеобщей истории» сохранились значительные части. Присоединяясь к прагматической историографии Фукидида, Полибий стремился в своем историческом труде, отражающем покорение Римом народов Средиземноморья, внушить политическое и моральное благоразумие обществу. После Полибия предметом греческой историографии являлась уже не история Греции, а всемирная история (Диодор) и история Римского государства (Дионисий Галикарнасский, Аппиан, Дион Кассий). Исключением является история Александра Македонского («Поход Александра») Арриана (ок. 95—175 до н. э.). Арриан, опираясь на надежные источники, дал реальную оценку Александру Македонскому и вместе с тем освободил описание его личности от романтических украшений и легендарных черт, присутствовавших в эллинистических биографиях (например, Клитарх). Подражания классике господствовали в греческой историографии в последующие столетия до «Новой Истории» Зосима (2-я пол. 5 в. до н. э.), излагающей события от Августа до занятия Рима Аларихом (410). Этот труд доказывает, что греческая историография не прерывала своих традиций до эпохи Византии.

18. Анализ одного из диалогов Платона (по выбору)

19. «Поэтика» Аристотеля

Поэ́тика (др.-греч. Περὶ ποιητικῆς, лат. Ars Poetica), 335 до н. э.[1] — трактат Аристотеля, посвященный теории драмы. Согласно античным каталогам, состоял из двух частей, из которых до нас дошла лишь первая. Вторая часть предположительно была посвящена разбору комедии; об её содержании, вероятно, даёт представление Коаленовский трактат. Самый ранний из известных списков датирован 1100 г. н. э., всего сохранилось пять рукописей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: