Актуальность исследования. Введение

Конфликт, как «постоянный фактор человеческой истории» лежит в основе развития мира. История любого общества - это, в том числе, и история конфликтов, сопровождающихся психологическими стрессами, материальными, культурными, человеческими потерями. Автор наиболее фундаментальной отечественной монографии по проблемам социологии конфликта А.Г. Здравомыслов, пишет, что конфликт- это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. [33, с. 85]

Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов. Конфликты представляют собой неотъемлемую часть человеческих отношений, поэтому задача выявления факторов, обусловливающих особенности поведения личности в конфликте весьма привлекательна как для исследователя, так и для практика. Изучение человеческой конфликтности - это традиционная для психологии тема, привлекающая пристальное внимание ученых, которые пытаются воссоздать полную картину исследуемого феномена в связи с разнообразными факторами.

В современном обществе наблюдается усиление напряженности, агрессивности, конфликтности в поведении подростков. Подростки часто попадают в неформальные группы, переживают разрушение прежних стереотипов поведения, изменение ценностных ориентаций, приводящих к конфликту. Проблема нарушения поведения у учащихся широко представлена в отечественных и зарубежных исследованиях (Личко А.Е, 1979; Ковалев В.В., Сосюкало О.Д., 1984; Кондратенко В.Т, 1988; Агеева И.А., 1997; Степанов В.Г., 1998; Змановская Е.В., 2003; Реан A.A., 2004; Собкин B.C., Адамчук Д.В., 2006; Korenblum M.; Smith S.K., Meyes R.G., 1998; Гюггенбюль А., 2000 и др.).

Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. За последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы конфликтного поведения детей подросткового возраста.

Подростковый возраст - это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Кризис этот напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности. [34, с.103-112]

Центральным вопросом в исследовании конфликтов является вопрос о причинах и факторах, обуславливающих возникновение конфликтных ситуаций. Мы считаем, что не причины и факторы конфликта, а стратегия поведения его участников оказывает решающее значение в разрешении конфликта.

В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать факторы, обуславливающие выбор тех или иных стратегий поведения в конфликте.

Данная работа посвящена изучению особенностей выбора поведения в конфликте подростками и факторов, влияющих на их выбор.

Выбор объекта, предмета и методов междисциплинарного исследования обусловлен рядом теоретических положений. Что касается теории конфликта, то их существует немало. Своё начало, как наука, конфликтология берёт ещё со времён античности. Для отечественной системы гуманитарных наук конфликт – достаточно новый предмет содержания некоторых из них. Поэтому, когда речь идёт о конфликте, мы чаще всего упоминаем имена зарубежных исследований (Ч.Спенсера, Л. Козера, Т. Парсонса, Г. Зиммеля, К.Н. Томаса и др.). Российская наука конфликтология как достаточно молодая отрасль научного знания, представлена не так широко, но авторитетно (Анцупов А.Я, Гришина Н.В., Здравомыслов А.Г., Светлов В.А., А. И. Шипилов и др.).

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе и научном сообществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Гендерная социализация подростков в условиях современного социума имеет свои отличия. Но тем не менее, от девочек и девушек традиционно социум ожидает более толерантного поведения, более компромиссных вариантов поведения в конфликте. Гендерные схемы поведения изучались С. Бэм, Барсуковой А.Д., Ворониной О.А., Гаповой Е.А., Л.Н. Ожиговой; О.А. Пикулевой, З.Ш. Мухтаровой, Н.Н. Лупенко, П. Бергер, Т. Лукман, К.Хорни, К. Юнг, Т.В. Бендас, И.С. Клёциной, И.С. Кон, В.А. Лабунской.

Актуальность исследования. Полученные на сегодняшний день эмпирические данные свидетельствуют о том, что на выбор стратегий поведения в конфликте влияет множество факторов, среди которых особенно можно выделить проживание ребят в интернате отдельно от семьи, большие умственные нагрузки, само конфликтогенное пространство, в котором находятся ребята. Знание особенностей и факторов, влияющих на поведение подростков в конфликтных ситуациях, помогло бы в выработке продуктивных пособий для родителей и педагогов, работающих с ребятами подросткового возраста. Также они могут послужить промежуточным этапом в подробных исследованиях стратегии поведения в конфликтах, что позволит взглянуть на проблему с новых сторон и будет способствовать улучшению процесса управления конфликтными ситуациями, в том числе разворачивающихся на уровне взаимодействия субъектов образовательного пространства гимназии (подросток – подросток; подросток – педагог; подросток – родитель).

Объект исследования: стратегии конфликтного поведения у подростков.

Предмет исследования: особенности выбора стратегий поведения в конфликте девушек и юношей 15-17 лет.

Цель работы: выявить особенности выбора стратегий поведения в конфликте подростков 15-17 лет в зависимости от половой принадлежности.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Определить проблемы исследования объекта, предмета и цели гипотезы.

3. Определить структуру работы.

4. Подобрать методики, направленные на изучение состояния проблемы.

5. Провести изучение выбора стратегий поведения в конфликте ношей и девушек.

6. Обработать данные, полученные в результате использования методики К.Н. Томаса – Гришиной Н.В..

7. Сделать вывод и заключение по поводу состоятельности гипотезы.

8. Разработать практические рекомендации для родителей и педагогов, работающих с подростками.

Гипотеза исследования: вне зависимости от половой принадлежности выбор стратегии поведения в конфликте у юношей и девушек 15-17 лет будет мало отличаться.

Методы исследования:

1. метод сравнительного анализа литературы;

2. метод опроса с использованием методики К.Томаса;

3. метод причинно-следственного анализа;

4. метод шкалирования полученных данных.

Методика исследования: «Поведение в конфликте» (опросник К.Н. Томаса для определения предпочитаемых стратегий разрешения конфликтных ситуаций в модификации Н.В. Гришиной).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: