Через игровую деятельность»

· Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей., что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей.

· Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков). У ребенка развивается наблюдательность, готовность к реальной жизни, воображение, внимание. Это даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на развитие словарного запаса ребёнка.

· Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: обдуманный подбор игрушек, подбор дидактических игр

· Весь окружающий мир познаёт ребёнок с помощью органов чувств - зрение, слух, обоняние, осязание. Информация анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдаёт целостную картину. В то же врем умение анализировать признаки каждого предмета - вес, цвет, запах, вкус, позволяет ребёнку научиться классифицировать объекты по форме, размеру и соответственно называть их. Поэтому сенсорное развитие, которое заключается в умении воспринимать отдельные признаки предметов, неразрывно связано и является основой развития мышления и речи.

· Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия

· Сенсорные игры создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних признаков предметов. Играя, ребёнок учится различным приёмам зрительного, слухового и осязательного обследования. Помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествами обозначать соответствующим словам.

· Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребёнка. В играх на внимание ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания. Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Для того чтобы своевременно развивать у детей определённые качества внимания - целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность и способность управлять им, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребёнка.

· В играх, развивающих память, младшие дошкольники учатся устанавливать связь между предметами. Память - необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной. Без участия памяти ребёнок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами. Однако не у всех детей одинаково хорошо развита память.

· В играх на развитие мышления и речи специально созданная ситуация и предлагаемые действия помогают ребёнку учиться передавать свою мысль движением и связной речью. Игры нацелены на то, чтобы развивать эти процессы в необходимом единстве. Развитие речи ребёнка идёт по нескольким направлениям. Это и отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи.

· Игры, развивающие восприятие цвета помогут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Эти игры содержат два типа обучающих задач: целенаправленное различение цветовых тонов и правильное называние цветов. Для реализации данных принципов я использовала дидактические игры для сенсорного развития детей.

· Для развития зрительного восприятия я использую мозаики, рамки- вкладыши. В повседневной жизни для самостоятельной деятельности предлагаю детям дидактические игры на закрепление цвета: «Собери бусы», «Разноцветные колечки», «Цветное лото», «Собери капельки»,«Волшебный клубочек» и другие.

· Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали свои умозаключения, сравнивая цвета. Но все, же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания. Например, игра «Помоги козляткам спрятаться от волка».Цель игры: научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. Игра представляет собой набор рамок - домиков из красного, синего, жёлтого, зелёного цветов. На домиках приклеены окошечки с козлятками. Перед детьми ставила задачу: закрыть окошечко дверцей определенного цветом. Игра понравилось малышам, они правильно подбирали дверцу по цветовому признаку. Спешили закрыть окошечко козлёночка от волка. Для других детей задания в дидактических играх усложняла.

· Детям интересно играть в подвижные игры. «Найти домик зайчика». Провести исследовательскую работу, узнать, где и какого цвета домик зайчика. Если дети ошибались, то другие старались сразу же исправить, подсказать.Я задавала вопрос так, чтобы ребёнок мог сам догадаться.

· Игра всегда проходит с хорошей активностью и эмоциональным подъёмом. Интересные задания выполняли с детьми на фланелеграфе. Побуждала детей к действиям с различными фигурами - выложить дорожку - ниточку, шнурочек по которой пройдёт матрёшка в красном сарафане. Фигуры раскладываю, поясняя свои действия: «сделай дорожку из фигур, делаю дорожку и комментирую, какая получилась прямая, длинная, зелёного цвета дорожка. По ней пройдёт сейчас матрешка, и показываю, как идёт матрёшка. Предлагала детям взять матрёшку, и показать, как она пойдёт по дорожке зелёного цвета.

· Для развития представлений о величине я использовала следующие игры:«Большая и маленькая собачка», «Одень кукол» - куклы разного размера и соответственная одежда для них», «Соберём грибы - большие, маленькие», «Накормим мишек кашей» - медведи и посуда разного размера», «Собери пирамидку»,«Построй башенку».

· К уборке строительного материала привлекала детей через игру. Некоторым детям нравилось раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, а другим сортировать строительный материал по цвету. Мною были подобраны игры с предметами. Показывая, парные предметы отличающиеся друг от друга по величине, я давала следующие задания детям: - «Где большой мячик?» - «Где маленький мячик?» «Принеси большого мишку» - «Принеси маленького мишку», «Одень маленькую куклу».

· Работая над развитием осязательных ощущений детей, я ставила перед собой задачу не только обогащать их чувственный опыт, но и развивать способность дифференциации, то есть умение сравнивать их с образцами знакомых предметов. Так же, я старалась подбирать игры, цель которых открыть для детей особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чём-то важном в этих играх дети учатся различать «звучания» знакомых предметов, голоса животных и людей

· Игра «Кто, что услышит» Я ставила перед детьми ширму и звенела в колокольчик, стучала в барабан, бубен, играла на дудочке. Дети должны отгадать, каким предметом был произведён звук.

· Игра «Узнай по звуку предмет». Для этой игры использовала различные игрушки и предметы, которыми можно производить звуки (книжка, ложка). За ширмой производила шум и звуки различными предметами. Необходимо было догадаться, чем был произведён звук.

· Игра «Тихо - громко». Эта игра развивает умение менять силу голоса, говорить, то тихо, то громко. Я подобрала игрушки разных размеров: большую и маленькую собачку, кошечку, игрушки, звук которых можно имитировать. Показывала детям двух собачек и говорила: «Бежит большая собачка, громко лает! И тут же активизировала речь детей, просила показать, как громко лает собачка. Затем просила показать тихим голосом, как лает маленькая собачка. Потом убирала собачек, давала детям задание: Если собачка побежит по дорожке большая, вы должны показать, как лает большая собачка, а если маленькая, показать, как лает маленькая собачка.

· В своей работе, я пришла к выводу, что одно из необходимых условий для получения хороших результатов взаимодействие с родителями. Работая с родителями, провожу консультации по теме: «Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста», «Путешествие в страну Сенсорику». Им очень нравится участвовать в предложенных играх, организовала выставку детских работ по продуктивной деятельности для родителей «Цветной калейдоскоп»

· Основная задача родителей предоставить малышу самые разные предметы для исследования. Для маленьких детей подойдут: яркие погремушки разнообразной формы, разноцветные кольца и шарики. После года задачи сенсорного развития усложняются. Дети постепенно начинают различать цвет, форму, и величину предметов. На данном этапе игрушки для сенсорного развития незаменимы. Красочные пирамидки помогут освоить ребёнку форму предметов, разноцветные карточки облегчат усвоение цветов, а разнообразные кубики и мячики помогут сориентироваться в мире объёмных фигур.

· В процессе действия с предметами малыши накопили практический опыт, обширный словарный запас. Речь стала не только средством общения с взрослыми в различных ситуациях, но и средством познания окружающего мира. У детей стало активно развиваться мышление, воображение, появился интерес к содержательной стороне общения и явлениям окружающего мира. Они научились различать цвета, и использовать сопоставления объектов.

· Итак, игра является универсальным способом сенсорного развития младших дошкольников, позволяя интегрировать решение специфических задач по сенсорики в процесс физического, умственного, нравственного психического развития детей, создавая атмосферу успешности, формируя позитивное отношение к процессу познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: