Воспитание привычек здорового образа жизни у младших подростков. Введение

Выполнил:

Cтудент 3 курса ФБЖ Вербовой Алексей

Проверил:

Доцент кафедры педагогики Лагун С.А.

Санкт-Петербург - 2011

Оглавление

Введение............................................................................................................ 3

1. Воспитание здорового образа жизни у младших подростков................... 6

2. Выявление особенностей педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни у младших подростков.............................................................. 17

Заключение........................................................................................................ 24

Список литературы........................................................................................... 25

Введение

Актуальность исследования. Происходящие в современном обществе изменения в мировоззрении людей актуализируют задачу усиления внимания к категории детей. Дети, требуют целенаправленной воспитательной работы с ними, в силу совокупности негативных факторов, влияющих на развитие и воспитание младших подростков: резкое снижение материального положения семей, несбалансированное питание, ослабление государственной системы физического воспитания и внешкольного дополнительного образования подрастающего поколения, распространение наркотиков, алкогольных напитков. В связи с этим в современных условиях повышается роль профилактической и коррекционной деятельности педагога, предполагающей необходимость воспитания у подростков привычек здорового образа жизни. Подобная деятельность приведет не только к улучшению здоровья младших подростков, но и к улучшению их жизни в целом. Это особенно важно, так как подростки - это именно тот контингент в составе населения, состояние здоровья которого является "барометром" социального благополучия и уровня медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы. С этой позиции наиболее важным в отношении воспитания привычек здорового образа жизни является младший подростковый возраст. В этот период происходит не только перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в воспитании нравственных представлений и социальных установок. Таким образом, негативные социальные установки, сформированные в этом возрасте, могут повлиять на всю дальнейшую жизнь подростка. В то же время напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении младших подростков. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность подростков, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Ситуация усугубляется ростом среди молодежи "саморазрушающего поведения", мягко называемого "вредными привычками": курение, потребление алкоголя и наркотиков. Так, по данным социологических исследований по России, курят 27% молодежи, 75% употребляют алкоголь. Вот почему так необходима и образовательная, и воспитательная деятельность школы в целом и в частности по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Актуальность исследования определяется противоречиями между наличием богатого здоровьесозидающего потенциала современной педагогики и недостаточно разработанной научно-методологической и практической базой его использования для воспитания ценностного отношения подростков к своему здоровью.

Проблема исследования: какой должна быть деятельность педагога по воспитанию у младших подростков привычек здорового образа жизни? Исследование основано на анализе круга научной литературы, посвященной вопросам изучения категории "здоровый образ жизни". Многогранность проблемы здорового образа жизни, представленная в работах философов, педагогов, социологов, говорит об отсутствии единого целостного подхода к пониманию здорового образа жизни. Наиболее распространенным является медико-биологический подход, о чем свидетельствует большое количество публикаций (Н.М. Амосов, Ю.П. Лисицын, Р.Г. Оганов, А.Г. Щедрина и др.). К сожалению, в конкретной работе специалистов сфер медицины и образования по воспитанию у подростков привычек здорового образа жизни отмечается разобщенность и непонимание собственных задач в рамках общей для них проблемы. Медицине, как никогда, необходима помощь педагогики, так как все основные факторы риска (в том числе, курение, употребление алкоголя и наркотиков) имеют поведенческую основу (Л.С. Выготский, Д.Н. Исаев, Е.В. Руденский и др.). Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается именно воспитанием человека. Проблемам мотивации посвящены работы Л.И. Божович, Е.П. Ильина, М.В. Удальцовой и др. Однако, в целом, проблема воспитания у подростков привычек здорового образа жизни остается недостаточно изученной в современной научной литературе. В настоящее время нет единого подхода в решении проблемы воспитания здорового образа жизни среди подростков, а есть единичные исследования в разных областях науки: педагогики, валеологии, медицины.

Объект исследования: социально-педагогическая профилактика, направленная на воспитание у младших подростков привычек здорового образа жизни.

Предмет исследования: воспитание здорового образа жизни у младших подростков.

Цель исследования: изучить содержание, формы и методы работы педагога по воспитанию здорового образа жизни у младших подростков.

Задачи Исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности социально-педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни у младших подростков.

3. Исследовать направленность младших подростков на здоровый образ жизни.

Методы исследования: теоретический анализ литературы и анализ опыта работы на практиках, метод статистической обработки данных и их анализа.

Методологическая основа исследования: базируется на положениях диалектико-материалистического учения о человеке как сложном объекте познания и целостной системе методологии и разработки понятия "здоровый образ жизни" (Н.А. Амосов, Г.Л. Апанасенко, И.А. Аршавский, В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин, Н.Д. Граевская, В.П. Казначеев, А.Г. Щедрина и др.). Исследование опирается на следующие методологические подходы:

1. Личностный подход (Н.А. Амосов, П.К. Анохин, Г.Л. и др.), предполагающий рассмотрение здоровья как основополагающего компонента личности;

2. Деятельностный подход (Г.К. Зайцев, Г.А. Рубинштейн, Л.Г. Татарникова, А.Г. Щедрина и др.), с позиции которого раскрываются условия воспитания здоровьесберегающего поведения подростков;

3. Аксиологический подход (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, М.В. Удальцова и др.), акцентирующий внимание на вопросах мотивации деятельности.

Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть применены для повышения эффективности работы школ по воспитанию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек среди учащихся.

Целевая группа: младшие подростки от 10 до 12 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: