Упражнение 1. Определение объема памяти

а) запомните числа:

9, 3, 75, 31, 8, 29, 7;

б) воспроизведите;

в) запомните числа:

2, 9, 0, 9, 2, 7, 8, 0, 1, 7, 9, 1, 6, 2, 4, 0, 2, 1, 4, 8, 2, 7;

г) воспроизведите;

д) обсуждение: в каком случае легче было воспроизводить числа? Почему?

Объем кратковременной памяти включает 7 условных единиц.

Упражнение 2. “Не топчите следы”.

а) запомните:

3, 9, 8, 4, 2, 6, 2;

б) нарисуйте ромашку;

г) воспроизведите числа;

д) запомните:

4, 9, 5, 7, 2, 0, 2, 3;

е) решите примеры: 367х32 =?; 982-398=?; 369: 21=?

ж) воспроизведите числа;

з) обсуждение: в каком случае было легче воспроизводить числа? Почему?

Однотипная деятельность отрицательно влияет на эффективность запоминания.

Упражнение 3. Механическое и смысловое запоминание.

Упражнение выполняется в парах. Предъявляется таблица 3.

Таблица 3 – Типы запоминаний

пары слов без логической связи пары слов с логической связью
книга- окно почта – письмо
рука – туча буква – слово
вилка – дело касса – деньги
чашка – груша стакан – кофе
кошка – свеча небо – звезда
гора – краска театр – драма
якорь – кино сани – зима
сосна – ложка гнездо – птица
бритва – волна рыба – вода
ящик – палец булка – мука
танец – река весло – лодка
спина – лампа трактор – поле
перо – язык сапог – нога
число – крыша доктор – болезнь
ножик – лето пуля – ружье
сахар - шляпа вокзал – поезд

Один участник, основываясь на материале таблицы 3, читает первое слово из предложенных пар, другой участник воспроизводит второе слово. По окончании происходит обсуждение

Задание: основываясь на собственном опыте, придумать и описать мнемотехнические приемы запоминания информации большого объема.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «память».

2. Перечислите виды памяти.

3. Назовите свойства памяти.

4. Раскройте сущность процессов памяти.

5. Какие нарушения памяти вам известны?

Тема 7. Мышление

Вопрос 1. Общая характеристика мышления

Мышление – процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты (А.Н. Леонтьев). Мышление – неразрывно связанный с речью социально обусловленный психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового (А.В. Брушлинский).

Мышление, как и остальные психические процессы, является свойством сложной функциональной системы, складывающейся в мозгу человека; оно выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, т.к. связано с образованием целей, средств, программ деятельности.

Вопрос 2. Основные функции мышления

Это установление всеобщих взаимосвязей, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений, обобщение свойств однородной группы явлений.

В учебном процессе реализуются следующие функции мышления: 1. Понимание – постижение смысла и значения чего-либо, достигаемое на основе связывания понимаемого с уже известным человеку из прошлого опыта; 2. Решение проблем и задач; 3. Целеобразование – процесс порождения новых целей в мышлении и деятельности человека; 4. Рефлексия – это деятельность мышления, направленная на осмысление знания, анализ его содержания и методов познания, своих действий, самопознание.

Вопрос 3. Операции и формы мышления

Операции мышления.

Анализ – мысленное разделение целого на части с последующим их сравнением.

Синтез – объединение отдельных частей в целое, построение целого из аналитически заданных частей.

Конкретизация – применение общих законов к конкретному случаю; операция, обратная обобщению.

Абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельное не существует.

Обобщение – мысленное объединение сходных по каким-то признакам предметов или явление.

Сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.

Классификация – мысленное распределение предметов, явлений по группам. Признак, по которому производится классификация, - основание классификации.

Формы мышления

Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки каких-либо предметов и явлений. Например, стул: существенные признаки – предмет мебели, создан для сидения, есть опора для спины; несущественные признаки – цвет, материал, размеры, мягкость. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждения – форма мышления, позволяющая установить связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание каких-либо отношений между ними. Работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности, называется рассуждением. Суждения могут быть истинными (Москва – столица России), ложными (дважды три – восемь), предположительными (может быть, завтра будет дождь); непосредственными (мальчик ест яблоко) и опосредственными (мы пришли к выводу через умозаключения, что собака – животное).

Умозаключение – форма мышления, позволяющая сделать новый вывод из ряда суждений. Два основных вида умозаключений, тесно связанных между собой: индуктивные и дедуктивные. Индукция – умозаключение от частных случаев к общему положению (металлы золото, медь, железо плавятся; все металлы плавятся). Дедукция – умозаключение от общего положения к частному случаю (все тела при нагревании расширяются; воздух есть тело. Следовательно, воздух при нагревании расширяется).

Вопрос 4. Стратегии мышления

Стратегии мышления имеют отношение ко всем сторонам нашей жизни. Д. Брунер и К. Левин, изучив подходы испытуемых к решению задач, выделили три стратегии.

Случайный перебор. При такой стратегии случайным образом формулируется гипотеза либо осуществляется выбор, а затем оценивается их правомерность; так продолжается до тех пор, пока не будет найдено верное решение. Данная стратегия осуществляется по методу проб и ошибок, чаще ее используют дети и субъекты со слабо структурированным мышлением. Главный ее недостаток – поиск ведется несистематично и поэтому может оказаться неполным и привести либо к отказу от дальнейших попыток, либо к неприятным последствиям.

Рациональный перебор. Исследуют некое центральное, промежуточное или наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одному элементу, «отсекают» неверные направления поиска. Пример: вас просят отгадать определенную букву алфавита, можно задавать вопросы, на которые вы получите ответы «да» или «нет». Логично будет спросить, расположена ли загаданная буква между А и Н или между О и Я. При таких последовательных приближениях круг поиска постепенно сужается, пока не будет найден ответ. Так работает и «искусственный интеллект» компьютера. Такую стратегию взрослые люди часто применяют в жизни.

Систематический перебор. При такой стратегии мышления субъект охватывает всю совокупность возможных гипотез и систематически анализирует их одну за другой. Это самая строгая стратегия, но и самая долгая. Это единственная стратегия, позволяющая действительно наиболее адекватно разрабатывать планы долговременных или сложных действий. Чаще используется в науке.

Вопрос 5. Виды мышления

В целом выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям. 1) В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, мышление может быть предметно-действенное (наглядно-действенное), наглядно-образное, абстрактное; 2) по характеру протекания процесса мышления: умозаключительное (проходит ступеньку за ступенькой), и интуитивное (результат получаем без продумывания промежуточных этапов); 3) по характеру результатов мышления: репродуктивное и творческое; 4) по действенности контроля: критическое и некритическое; 5) в зависимости от направленности на практику или теорию: теоретическое и практическое.

В.М. Николаенко и другие исследователи выделяют реалистическое (направлено на внешний мир) и аутистическое (связано с реализацией желаний человека); непроизвольное (трансформация образов сновидения) и произвольное (целенаправленное решение мыслительных задач) мышление.

По мнению Л.Д. Столяренко, эгоцентрическое мышление характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека.

Вопрос 6. Решение задач в процессе мышления

Мышление разворачивается во времени как процесс, даже если результат появляется почти мгновенно. Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия (между целью и средствами, которыми располагает субъект). Начало мыслительного процесса – в осознании проблемной ситуации. А.В. Петровский считает, что проблемная ситуация – это довольно смутное, еще не очень ясное и малоосознанное впечатление, сигнализирующее: «что-то не так». В результате анализа проблемной ситуации формулируется задача: т.е. удается разделить известное (данное) и неизвестное (искомое), а также определить требование (цель).

Процесс решения задач состоит из пяти этапов: 1) мотивация (желание решить проблему); 2) анализ проблемы (что дано, что надо найти); 3) поиск решения проблемы на основе известного алгоритма (репродуктивное мышление), на основе выбора оптимального варианта, на основе принципиально нового решения (творческое мышление). В случае неудачи: отчаяние, переключение на другую деятельность, период отдыха, созревания идей. Решению задачи может способствовать озарение (инсайт) – мгновенное нахождение неизвестного, это интуитивное мышление. Факторы, способствующие озарению: высокая увлеченность проблемой; вера в успех, в возможность решения проблемы; высокая информированность в проблеме, накопленный опыт; высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции); 4) доказательство и обоснование правильности решения; 5) реализация и проверка решения, при необходимости его коррекция.

Отметим, что субъект не всегда может выделить этапы прохождения мысли в процессе решения задачи. Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, она характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней.

Вопрос 7. Индивидуальные особенности мышления

Любознательность и пытливость – стремление узнать как можно больше и доскональнее. Глубина – умение проникать в сущность предметов и явлений. Гибкость – умение правильно ориентироваться в новых обстоятельствах, свобода от шаблонов. Критичность – умение поставить под сомнение сделанные выводы и вовремя отказаться от неверного решения. Логичность – умение мыслить последовательно и стройно. Быстрота – способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки. Самостоятельность – умение выдвигать новые идеи без помощи других. Широта – разноплановость мышления, широкий кругозор. Узость – предметом мышления является небольшая часть действительности. Другие качества мышления.

Вопрос 8. Развитие мышления

Основные направления развития мышления:

1) развивать все виды и формы мышления; развивать умения: выделять существенные свойства предметов, находить главные связи и отношения предметов и явлений, доказывать истинность суждений и опровергать ложные умозаключения, излагать мысли определенно, непротиворечиво и обоснованно;

2) формировать и совершенствовать мыслительные операции; вырабатывать умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую, предвидеть развитие явлений, делать обоснованные выводы.

Критерии развития мышления: возрастающая динамичность различных качеств мышления; степень владения операциями и приемами мыслительной деятельности; степень их осознанности; степень умения творчески решать задачи, ориентироваться в новых условиях; степень сформированности различных видов мышления; величина запаса знаний, их системность.

Рекомендации: задавать субъектам вопросы, требующие осмысливания действий; спрашивать, почему надо действовать так, а не иначе; постепенно усложнять задания; создавать проблемные ситуации, требующие от субъектов самостоятельного осмысления и принятия решения; при решении задач настаивать на постоянном самоконтроле своих действий и анализе причин ошибок; проводить работу с научными понятиями. Важно использовать задачи разных типов. Необходимо обучать рефлексии, для коллективной рефлексии используются дискуссии, организационно-деловые игры и т.д. Используются методы проблемного обучения: можно поставить субъекта в положение первооткрывателя, исследователя проблем. Лишь в ходе преодоления трудностей субъект может сформировать свои умственные способности.

Материалы к практическим занятиям.

1. Обсуждение вопросов:

Мышление. Виды мышления. Мыслительные операции. Формы мышления. Шаблонное и нешаблонное мышление. Творческое мышление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: