Экспериментальная часть

Тест для определения мыслительных способностей «Количественные отношения»

Тест предназначен для оценки способности к логическому умозаключению, при котором на основе известных суждений или понятий выводятся новые суждения о предметах и явлениях, для проведения обследования необходимы специальные бланки и секундомер.

Инструкция: «Вам предстоит решить 12 логических задач. Задание состоит в том, чтобы определить отношение одной величины к другой и написать, какая величина больше или меньше. Пользоваться буквами «б», если величина больше, и «м» — если меньше. Решать задачу устно, без всяких пометок карандашом, стараться выполнить задание как можно быстрее и без ошибок. Время решения задач — 5 минут».

БЛАНК «КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

1. А меньше Б в 3 раза 2. А больше Б в 4 раза

Б больше В в 2 раза Б меньше В в 7 раз

А В _______ _______ А В

3. А больше Б в 3 раза 4. А меньше Б в 8 раз

Б меньше В в 6 раз Б больше В в 9 раз

А В ________ ______ А В

5. А меньше Б в 5 раз 6. А больше Б в 4 раза

Б больше В в 2 раза Б меньше В в 3 раза

А В __________ ____ А В

7. А больше Б в 6 раз 8. А меньше Б в 2 раза

Б меньше В в 7 раз Б больше В в 5 раз

А В _________ _____ А В

9. А меньше Б в 10 раз 10. А больше Б в 4 раза

Б больше В в 3 раза Б меньше В в 2 раза

А В ________ ______ А В

11. А меньше Б в 3 раза 12. А больше Б в 9 раз

Б больше В в 9 раз Б меньше В в 12 раз

А ВА В

Контрольные вопросы

1.Дайте определение понятия «мышление».

2. Назовите функции мышления.

3. Укажите принципиальные отличия стратегий мышления.

4. Перечислите виды мышления.

5. Выделите этапы процесса решения задачи.

6. Назовите индивидуальные особенности мышления.

7. Раскройте основные направления развития мышления.

Тема 8. Речь

Вопрос 1. Понятие о речи

Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности. Важно отличать язык от речи. Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык – средство общения людей друг с другом, это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Язык един для всех людей, пользующихся им, а речь индивидуальна.

Становление и развитие речи происходит в течение трех периодов: фонетического – по усвоению звукового облика слова (до двух лет); грамматического – по усвоению структурных закономерностей организации высказывания (до трех лет); семантического – по усвоению понятийной отнесенности (до 17 лет).

Вопрос 2. Функции речи

Функция выражения: передача чувств, переживаний, выразительность речи, ее эмоциональность. Функция воздействия: посредством речи побуждать людей к действию. Функция обозначения: способность давать предметам и явлениям названия. Функция сообщения: обмен информацией между людьми посредством речи.

По теории Столяренко Л.Д.[45]: речь имеет три функции: сигнификативную (обозначение предметов и явлений); функцию обобщения – слово обозначает не только отдельный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков; функцию коммуникации – передачи знаний, отношений, чувств; здесь выделяют три стороны: информационную (передача знаний), выразительную (передает чувства и отношения говорящего к предмету сообщения), волеизъявительную (подчинение слушателя замыслу говорящего).

Вопрос 3. Физиологические основы речи

Периферические системы обеспечения речи: 1) энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука, - легкие и диафрагма (главная дыхательная мышца); 2) генераторная система – звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны; 3) резонаторная система – носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

В основе речевых механизмов лежит деятельность второй сигнальной системы. Согласно теории И.П. Павлова, у людей существуют две сигнальные системы раздражителей: первая – это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Ее работа заключается, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Мозговые центры речи: 1) левое полушарие головного мозга; 2) слуховой центр Вернике – кора больших полушарий, задняя часть височной извилины; этот центр обеспечивает понимание услышанного; 3) зона Брока – нижние отделы третьей лобной извилины, обеспечивает произнесение слов; 4) центр зрительных представлений слов (теменная часть) обеспечивает понимание письменной речи, чтение.

Также речь обеспечивается функционированием определенных физиологических механизмов. Синтагматические механизмы отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические механизмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим – звуковой строй, артикуляционным – система движений органов речи, семантическим – смысл, значение слов и др.).

Вопрос 4. Виды речи

Устная речь – общение посредством произнесения слов вслух и восприятия их на слух. Монологическая речь – речь одного человека. Диалогическая мысль – разговор не менее двух собеседников. Письменная речь – речь посредством письменных знаков. Внутренняя речь – обслуживающая процесс мышления конкретного человека речь. Речь дактильная – от греческого слова палец – воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т.е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Речь жестовая – способ общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов. Речь эгоцентрическая – речь, обращенная к самому себе.

Вопрос 5. Свойства речи

Содержательность – количество выраженных в ней мыслей, чувств, стремлений, их значительность и соответствие действительности. Понятность речи – синтаксически правильное построение предложений, применение пауз, выделение слов с помощью логического ударения. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью, может быть яркой, энергичной, вялой, бледной. Воздейственность речи – ее влияние на мысли, чувства и волю людей, на их убеждения и поведение; может быть поучение и наставление. Конструктивность, рефлексивность, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информации, умелое сочетание вербального и невербального (мимики, жестов, поз тела).

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «речь».

2. Укажите отличия языка от речи.

3. Охарактеризуйте физиологические основы речи.

4. Каковы функции речи?

5. Назовите виды и свойства речи.

Тема 9. Воображение

Вопрос 1. Понятие о воображении

Воображение (с греч. - фантазия) – это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых, путем переработки материала, полученного в предшествующем опыте. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях.

Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Воображение как своеобразная форма отражения действительности: 1) осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; 2) способствует предвосхищению будущего; 3) «оживляет» то, что было ранее.

Психологический словарь: воображение – психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. В представлении ожидаемого результата с помощью воображения и состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Воображение входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности.

Оно занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением, памятью. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта, в этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации, там, где необходимо найти новое решение в условиях неполной информации. Есть общее и отличное между мышлением и воображением. Оба процесса возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее, здесь результат имеет форму суждения. Это одно из самых загадочных психических явлений. Почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: