Правовой культуры общества

Выяснение мнений экспертного сообщества относительно проблем правового всеобуча было реализовано в рамках экспертных интервью проведенных в мае-августе месяцев 2009 года.

Цель: определение эффективности комплекса мероприятий проводимых государственными органами и учреждениями образования и подразделениями.

Задачи: выявить мнения экспертного сообщества о состоянии работы по профилактике правонарушений; оценить положение дел по праворазъяснительной сфере и о работе правового всеобуча; определить пути повышения эффективности мероприятий направленных на повышение правовой культуры граждан.

Выборка: количество экспертов - 12 человек, из них представители юстиции-4, образования-4, ИДН-2, ученые правоведы-2.

География представительства экспертов города: Астана, Караганда, Алматы, Семей, Усть-Каменогорск.

В ходе интервью с экспертами выявлены следующее состояние явлений и фактов в круге проблем правого всеобуча и правовой культуры общества.

В большинстве своем эксперты склонны считать социально-политическую ситуацию в своих регионах благоприятной. Такой вывод позволяет надеяться на установление стабильных показателей по части регистрации правонарушений.

В качестве аргументов эксперты приводят настроения, и что очень важно, факты позитивного социального самочувствия населения. Население не проявляет фактов протеста, так как бюджетные организации проблем не испытывают, заработная плата, пенсий и стипендия, выдаются регулярно, поэтому нет волнений, возмущений молодежи и других социальных групп.

Ситуация в целом по стране может быть определено как благоприятная. Можно говорить с уверенностью, что кризис, не является глобальным фактором, нарушающим спокойствие и стабильность экономической, социально-политической ситуации в стране. Практически населением кризис не чувствуется.

Определяя характер состояния современного казахстанского общества эксперты чаще высказывали мнение о стабильности во всех сферах общественной жизни. И самое важное, стабильность в социальной жизни.

Можно сделать вывод о том, что на сегодня ситуация в стране как среднее-стабильное. Так как, большинство опрошенных в своих ответах склонны рассуждать в аспекте стабильно-нестабильно, пытаясь оценить происходящие изменения.

В качестве аргументов приводились благосклонные, доверительные отношения между людьми, отсутствие межэтнических конфликтов

Вопреки кризису жизнь во многих городах страны, стало намного лучше, города стали красивее, люди стали жить лучше.

Причины стабильности и улучшения ситуации в стране в продуманной антикризисной программе правительства, эффективной ее реализации на местах. На местах организовано обучение и переобучение всем востребованным специальностям.

Некоторым дестабилизирующим фактором может быть повышение цен на продукты и на товары первой необходимости.

Выстраивая концепцию исследования, мы исходили из положения о правовой культуре, как о особом качестве правовой жизни общества и степени гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества. Исследуемая проблема – вопросы правового всеобуча находятся в предметном поле правовой культуры.

Под правовой культурой мы понимаем определённый уровень правового мышления и чувств восприятия правовой действительности и надлежащую степень знания населением законов и высокий уровень уважения норм права, их авторитета.

В среде экспертов нет четкого представления о понятии правовая культура. Некоторые указывали на права личности, на профессиональную квалификацию, в целом ответственность человека. Отсутствие единого понимания может быть причиной отсутствия системного правового образования.

Предполагая, что в целом правовая культура общества является совокупным проявлением правовой культуры социальных групп, исследователи задавали вопросы о уровне правовой культуры горожан, молодежи, гражданских и государственных служащих.

Выявлено неоднозначная оценка экспертами уровня правовой культуры молодежи. Часть из них считает, что молодежь, в большей степени, студенческая, знает свои права. Хотя в их правовой культуре есть свои противоречия. У них достаточно высокий уровень правового знания, но очень низкий уровень навыков по применению этих знаний. Они не знают о своих правах, механизмах их реализации. Необходим комплекс мер для того, чтобы они умели применять на практике.

В целом уровень правовой культуры студентов может быть определен как средний.

Среди граждан низкая правовая информированность у выходцев из села, чем у горожан. Уровень правой культуры горожан во многом связан с их социальной активностью. Есть основания полагать, что на состояние правовой культуры жителей города влияет информационная политика правительства.

В целом, значительная взрослая часть населения ощущают не достаток правовых знаний.

Выявлены негативные проявления правовой культуры, которые могут быть следствием явлений переходного периода и характерны также для всей культуры.

Уровень правовой культуры служащих может быть определен как выше среднего. Мы заметили, что в ответах экспертов наблюдается понимание тождественности ответственно выполнять функциональные обязанности и иметь высокий уровень правовой культуры. На наш взгляд, это оправдано, так как, вообще высокий уровень правовой культуры служит основанием высокого профессионализма.

Можно утверждать, что добросовестное выполнение заданий и есть проявление высокой правовой культуры. Улучшение состояния дел в правоохранительных структурах во многом связан с ростом уровня образования у служащих.

Вместе с тем, на ряду в целом с положительной характеристикой уровня правовой культуры служащих, выявлены недостатки в правовом поведении ответственных работников. Наблюдается незнание норм и положений, отсутствие тщательного отбора на государственную службу.

На данный момент, очевидно, что представление государственных услуг должно происходит на высоком уровне.

В целом ход выполнения Постановления Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2008 года № 1116 «О Программе по праворазъяснительной работе, повышению уровня правовой культуры, правового обучения и воспитания граждан на 2009-2011 годы» может вызывать опасения, ввиду отсутствия на местах системной и эффективной работы.

На местах во многих случаях нет четкого знания и представления о системной работе по правовому образованию. Только в некоторых регионах есть понимание проблемы. Для повышения эффективности на местах реализуются местные программы и созданы координационные советы с участием представителей местных властей.

Ожидания местных властей по популяризации права и высокой правовой культуры связаны со СМИ.

Следует отметить наличие проблем по реализации вышеотмеченного Постановления. Одна из них отсутствие кадров. На местах работу по праворазъяснению выполняет как одну из несвойственных функции один из сотрудников отдела (образования, юстиции и др.).

Есть необходимость создания отдела правовой информации при акимате, функционировании телефона доверия.

Вызывают опасения состояние профилактики правонарушений среди учащейся молодежи страны. Несмотря на то, что на местах созданы комиссии при акиме города, на ежемесячных заседаниях обсуждаются вопросы профилактики правонарушений, реабилитации несовершеннолетних подростковая преступность не имеет тенденцию к снижению.

В большинстве случае учебные заведения проводят работу по профилактике правонарушений только после фактов задержания и осуждения учащихся. В работе профилактики правонарушений необходимо шире привлекать неправительственный сектор гражданского общества.

Имеющееся в областных управлениях образования отдел курирующий работу по профилактике правонарушений, следует укомплектовать высококвалифицированными кадрами.

В качестве имеющихся проблем очень часто экспертами отмечалось нехватка кадров.

В целом оценить работу в данном направлении можно как ниже среднего.

В ходе исследования выявлены передовые методы и формы работы на местах. Хотя не всегда эксперты могут четко их определить. В большинстве случаев они перечисляют виды работ. Реальная работа, достойная популяризации ведется в Карагандинской области.

В то же время на местах отсутствует инициатива. Преобладает установка на выполнение приказов сверху. Часто распространенная форма работы это создание отрядов содействия полиции и экскурсии.

В среде экспертов приветствуется работа в школах школьных инспекторов. По их мнению, это позволяет, как предотвратить правонарушения, так и оперативно реагировать в случае их совершения.

Определяя проблемы и недостатки в работе с молодежью в части профилактики правонарушенийследует отметить влияние западной культуры, переход школы от воспитания к обучению и др.

Количество часов отводимых на изучения права в школе и вузе недостаточно. Увеличение часов необходимым сопровождать с улучшением качества преподавания. При этом следует развивать сотрудничество всех заинтересованных ведомств, и не допускать формального отношения к делу.

На сегодня можно констатировать, что преемственности в правовом образовании молодежи нет. Наличие в правовом образовании молодежи связи и преемственности на наш взгляд представляется очень важным. На наш взгляд, преодоление фрагментарности правовых знаний, системность в преподнесении правовой информации позволит сформировать устойчивое правовое поведение подрастающего поколения.

Ответственность за становление и развитие правовой культуры детей, подростков и молодежи должны разделить между собой семья, образование (детский сад, школа, колледж и вуз) и государство.

Считаем важным участие государства в развитии и становлении правовой культуры личности.

Современная социальная практика общества свидетельствует о распространении среди молодежи хулиганства, актов вандализма, массовых драк и употребление нелитературных слов. В целом на наш взгляд, нарушение обыденных норм, предопределяет нарушение формальных норм, законов и кодексов.

Девиация молодежи можно воспринимать как некая закономерность в процессе социализации детей и подростков. Но списывать все правонарушения на человеческое естество не следует. Причиной негативного поведения молодежи могут быть низкий уровень общей культуры, антисоциальное воспитание в семье.

Возможной причиной участившихся нарушений правил дорожного движения молодыми людьми может быть бесконтрольность детей, отсутствие примера со стороны родителей.

Аномия взрослых, особенно должностных лиц, в решении проблем детей, родственников сказывается на формирование представлений подрастающего поколения, которые привыкают к нарушению законности.

Распространение не литературной речи, не цензурной брани среди молодежи, может быть связан с тем, что систематическим воспитанием детей ни школа, ни семья не занимается.

В некоторых городах распространено нездоровая традиция массовых драк край на край, район на район. Местные правоохранительные органы совместно учеными социологами, психологами должны установить возможные меры преодоления подобного явления. Так как серьезность массовых драк в том, что они являются причиной жертв среди молодежи.

По мнению экспертов, многие вопросы профилактики правонарушений упираются в экономическую ситуацию, в том числе в безработицу среди молодежи.

Для планирования и оценки эффективности системы правового всеобуча, школы правовых знаний, необходима большая координационная работа на местах. Некоторые темы занятий должны быть обязательными для всех структур, некоторые учитывать специфику деятельности государственного органа, учебного заведения.

Эффективности этой работы на данный момент не выше среднего.

К плюсам правового всеобуча можно отнести традицию системности и рост осведомленности госслужащих.

К недостаткам отсутствие инновационных форм обучения, нехватка литературы и отрыв сотрудников от производства.

Эксперты единодушно отмечали необходимость обучения правовым знаниям практически всех.

В качестве преподавателей, по мнению опрошенных, могут быть и ППС вузов, сами сотрудники органов, либо госслужащие.

По части планирования и контроля правового всеобуча считаем, что это удел Министерства образования и науки РК и Министерства юстиции РК.

Нас интересовал вопрос, нужен ли какой-то стимул для посещающих правовой всеобуч. По нашему предположению наличие стимула должно повысить посещаемость, и в целом эффективность правовых занятий. Выяснилось, что в экспертном сообществе сторонников необходимости стимулирования практически нет.

Выявлена степень эффективности работы инспекции по делам несовершеннолетних.

Необходимо отметить сложность и специфику работы инспекции по делам несовершеннолетних (далее по тексту ИДН). Важную роль играет в работе ИДН деловые качества инспектора. Следует признать, что их высокая квалификация является сдерживающим фактором роста правонарушений среди подростков.

В качестве недостатков в работе ИДН существует кадровая проблема и не современные методические подходы в работе с детьми.

При обсуждении вопросов организации праворазъяснительной работы в школе среди подростков эксперты не могли определить устоявшиеся принципы в этом направлении. Складывается впечатление о бессистемности и стихийности в работе с подрастающим поколением. Не хватает разнообразных мероприятий в школе.

Следовательно, праворазъяснительная работа должна вестись на постоянной основе и быть системной.

Выявлена низкая эффективность работы отделов по воспитательной работе в органах образования по профилактике правонарушений. установлено, что в большинстве случаев эта работа сводится к планированию и контролю. По мнению самих экспертов, эффективность работы в отделах не высокая. Так как не хватка времени, текущие дела не позволяют проводить постоянную работу.

Известно, что многие страны мира подвержены коррупции, в том числе и Казахстан. По итогам исследования мнения экспертов оценить уровень коррупции в целом в нашей стране достаточно сложно. Субъективные мнения опрошенных не позволяют однозначно делать какие-либо выводы.

В тоже время в качестве причин коррупции можно определить исторические предпосылки современной ситуации, устоявшиеся стереотипы в коллективном сознании социальных групп, экономические факторы, например, низкая заработная плата.

Как молодежи доходчиво разъяснять о вреде коррупции? Вполне животрепещущий вопрос для экспертов был достаточно сложным. Их рекомендации не отличались основательностью и продуманностью.

Мы выяснили личное отношение экспертов к человеку злоупотребляющим служебными полномочиями. У большинства опрошенных они вызывают неприязнь. Большинство экспертов, сталкиваясь с фактами коррупции, с коррупционером переживает сильное психическое раздражение.

Среди экспертного сообщества есть понимание высокой общественной опасности коррупции и необходимость изолирования человека совершающего преступление.

На наш взгляд является существенным то, что в последнее время многие институты гражданского общества включились в борьбу с коррупцией. Чаще всего это деятельность НДП «Нур Отан». Думаем, что эта практика должна быть продолжена.

Государство предпринимает значительные усилия по развитию правовой культуры граждан. Наиболее эффективные пути пропаганды государственной политики возможно через СМИ, в первую очередь через телевидение.

Впредь необходимо продолжить социологические исследования, на более качественном уровне и сбор эмпирической информации установить в режиме мониторинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: