Выводы и рекомендации

По повышению эффективности организации

Правового всеобуча среди молодежи

Выводы

Одной из основных задач государственных органов является постоянное повышение эффективности реализации государственной системы профилактики правонарушений среди граждан. Оно включает в себя праворазъяснительную работу, проведения мероприятий повышающих правовую культуру населения в совокупности которые оказывают противодействие нарушению законодательных норм.

В целом важны профилактика и общественное осуждение любых форм проявлений нарушения законности, устранение причин и условий способствующих их распространению.

·Недостаточно пропагандируется правовая работа, ее результаты. Только некоторые акиматы прикладывают усилия по популяризации правовой культуры и правового поведения.

·В некоторых акиматах, например, в Северо-Казахстанской области, школы правового всеобуча не созданы.

·Только в Кызылординской области подготовлена региональная программа по праворазъяснительной работе, как того требует Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2008 года № 1116 «О Программе по праворазъяснительной работе, повышению уровня правовой культуры, правового обучения и воспитания граждан на 2009-2011 годы». Если такая программа и существует в регионах, то об их наличий исследовательской группе не известно.

·Большая работа по правовому образованию ведется в Жамбылской и Карагандинской областях. Работа районных координационных советов, общественных советов родителей, слеты юных инспекторов дорожного движения, практика проведения месячников по пропаганде правовых знаний и профилактики правонарушений, по борьбе с наркоманией и наркобизнесом является очень необходимой и эффективной.

·На местах планы правового всеобуча утверждаются руководителями государственных органов не во время. Часто после начало календарного года, не редко в феврале месяце.

·В среде экспертов нет четкого представления о понятии правовая культура.

·Выявлено неоднозначная оценка экспертами уровня правовой культуры молодежи. Часть из них считает, что молодежь, в большей степени, студенческая, знает свои права. Хотя в их правовой культуре есть свои противоречия. У них достаточно высокий уровень правового знания, но очень низкий уровень навыков по применению этих знаний. Они не знают о своих правах, механизмах их реализации. Необходим комплекс мер для того, чтобы они умели применять на практике свои правовые знания.

·В целом уровень правовой культуры студентов может быть определен как средний.

·Значительная часть взрослого населения ощущают не достаток в правовых знаниях.

·На ряду в целом с положительной характеристикой уровня правовой культуры служащих, выявлены недостатки в правовом поведении ответственных работников. Наблюдается незнание норм и положений, отсутствие тщательного отбора на государственную службу.

·Ход выполнения Постановления Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2008 года № 1116 «О Программе по праворазъяснительной работе, повышению уровня правовой культуры, правового обучения и воспитания граждан на 2009-2011 годы» вызывает серьезные опасения. Не во всех областях есть региональные программы, действуют школы правового всеобуча.

·На местах во многих случаях нет четкого знания и представления о системной работе по правовому образованию.

·Местные власти не обоснованно возлагают надежды на популяризации права и высокой правовой культуры через СМИ, не разрабатывают альтернативных каналов информации.

·На местах работу по праворазъяснению выполняют как несвойственную функцию один из сотрудников отдела (образования, юстиции и др.).

·В большинстве случае учебные заведения проводят работу по профилактике правонарушений только после фактов задержания или осуждения учащихся. В работе по профилактики правонарушений необходимо шире привлекать неправительственный сектор гражданского общества.

·На местах отсутствует инициатива. Преобладает установка на выполнение приказов с верху. Наиболее распространенные формы работы - создание отрядов содействия полиции и экскурсии.

·В среде экспертов приветствуется работа в школах школьных инспекторов. По их мнению, это позволяет, как предотвратить правонарушения, так и оперативно реагировать в случае их совершения.

·Определяя проблемы и недостатки в работе с молодежью в части профилактики правонарушенийследует отметить влияние западной культуры, переход школы от воспитания к обучению и др.

·Есть основания констатировать, что преемственности в правовом образовании молодежи нет. Наличие в правовом образовании молодежи связи и преемственности, представляется очень важным. Преодоление фрагментарности правовых знаний, системность в преподнесении правовой информации позволит сформировать устойчивое правовое поведение подрастающего поколения.

·К достоинствам правового всеобуча можно отнести традицию системности и рост осведомленности государственных служащих.

·Как недостатки правового образования можно считать отсутствие инновационных форм обучения, нехватка литературы и отрыв сотрудников от производства.

·Необходимо отметить сложность и специфику работы ИДН. Важную роль играет в работе ИДН деловые качества инспектора. Следует признать, что их высокая квалификация является сдерживающим фактором роста правонарушений среди подростков.

·Выявлена низкая эффективность работы отделов по воспитательной работе в органах образования по профилактике правонарушений. Установлено, что в большинстве случаев эта работа сводится к планированию и контролю, эффективность работы отделов не высокая.

·Среди экспертного сообщества есть понимание высокой общественной опасности коррупции и необходимость изолирования человека совершающего преступление.

·Отсутствие условий для учебы также может быть причиной девиации молодежи. Здесь наблюдается опосредованная связь: наличие условий может завлекать молодых людей заниматься учебой, тогда как отсутствие условий может отдалять их стен вуза. Особо отметили это студенты вузов, чем учащиеся колледжей. И жители Астаны, чем жители остальных городов.

·В целом по исследованию можно отметить, что гендерные различия в отношении правовой культуры имеет четкие контуры.

·Семья один из главных факторов, влияющих на положительное самочувствие молодого человека. Семья очень четко коррелирует со всеми другими сферами отношений, в которых вращается молодой человек.

·Ценностная ориентация человека является главным регулятором его поведения, отношения к внутреннему и внешнему миру. Ценности трудно формировать и также трудно изменять. Опрос показал аморфность ценностей, сильный разброс в выборе – нет каких-то особенных ценностных ориентаций. Единое согласие мнений собрало вокруг себя только одна ценность – «Здоровье».

·В сознании молодежи уживаются два взгляда на жизнь: социальный взгляд и личный взгляд. Если в социальном взгляде есть такие ценности как «Уверенность в завтрашнем дне» и «Хорошая обстановка в стране и мире», то в личном всплывают «Дети», «Яркая насыщенная жизнь».

·В целом терминальные ценности доминируют над инструментальными – это положительное явление. Имеют низкий рейтинг ценности как «Познание», «Творчество» – что можно оценить как негативное, поскольку глобальное сообщество движется к «Обществу знания».

·Суждения также косвенно показывают позиции молодого человека. В высказываниях своего согласие или несогласие молодежи можно также найти причины девиаций, низкой правовой культуры. Нынешняя молодежь почти полностью согласилась со следующими суждениями: «В этом мире каждый за себя», «Все берут взятки, не ты, так другой», «Все хорошие места покупаются и продаются», «Деньги решают все», «Не тот, кто дает взятку является нарушителем, а тот, кто эту взятку требует», «Чтобы достойно жить, нужно иметь достаточно наглости», «Кто не рискует, тот не видит прекрасные стороны жизни», «Миром правит судьба и случай».

· Из четырех основных агентов правовой социализации, молодежь доверяет только родителям – и то, не на все 100%, а только на 91%. Преподавателю доверяют приблизительно на 50%, полицейскому – на 40%, чиновникам – на 39%. Это означает, что им просто не верят. Само по себе доверие то же является ценностью, и самой дорогой из всех других. Молодежь не может перенимать знания и жить по духу закона, если он не верит тем людям, которые препроводят эти знания.

·Чем старше становится ребенок, тем меньше он ощущает влияние на семьи. Вместо семьи, молодой человек больше информации начинает извлекать от других, более публичных источников, например, ТВ, Интернет, газеты и журналы. Такие источники, работая на среднестатистического потребителя, максимально упрощают и популяризируют любую информацию. Поэтому в глазах молодежи, преимущество таких источников перед учебным заведением в возможности видеть, участвовать, понимать. Как мы помним из вопроса 22, доверие к таким источникам очень низкое среди молодежи.

·Поскольку правовой всеобуч все же концентрируется в двух источниках – в семье и в учебном заведении – нужно повысить эффективность передачи знания. Это вопрос о формах обучения правам и обязанностям.

·Основной процент преступлений и девиационных поведений приходиться на возраст 18 лет и старше, где в качестве источника начинает играть более важную роль СМИ, необходимо повысить качество правовых передач, программ, рекламы и др.

·Опрос показал, что немало молодых людей, готовых своим личным вкладом улучшать правовую обстановку на улицах своих городов. И что интересно, такое желание не зависит от уровня благосостояния, степени успеваемости студента, пола, благополучных или неблагополучных взаимоотношений в семье.

·Анализ показал, что, особенно следует обратить внимание к группам с казахским языком обучения. То есть повысить качество перевода и передачи материалов. Учесть базовый уровень знания прав.

·Нужно особое внимание уделять качеству преподавания этой дисциплины в колледжах. Там больше всего признающихся студентов, что прохождение курса никак не повлияло на их правовые знания.

·Больше 2/3 студентов отметили, что преподавания дисциплины «Основы права» просто не достаточно. Здесь мы видим два выхода. На наш взгляд, нужно включать дополнительную дисциплину или шире преподавать юридико-правовые вопросы в содержание других гуманитарных дисциплин (например, в социологию, политологию, психологию, философию).

·При подготовке курсов по основам права нужно обратить особое внимание на специальности, по которым обучаются студенты. Половина из опрошенных не знает нормы, регулирующие их профессиональную деятельность. Это говорит о том, что мало уделяется внимания данному аспекту правовых знаний. Включение норм, регулирующих специальности во-первых, повысит общую правовую культуру, во-вторых повысит уровень их ответственности за свои поступки в профессиональной деятельности. Не исключено, что для студентов изучение норм с точки зрения их будущей профессиональной деятельности будет более понятнее, а значит – эффективнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: