№ | Частота | Процент | |
да | 85,6% | ||
нет | 14,4% | ||
Всего | 100,0% |
Таблица 29.2.
Знакомы ли Вы с Уставом колледжа/вуза?
№ | Частота | Процент | |
да | 74,6% | ||
нет | 25,4% | ||
Всего | 100,0% |
Таблица 31.1.
Основные источники правовых знаний
№ | Частота | Процент | |
в школе | 39,2% | ||
в кругу семьи | 36,5% | ||
от друзей, товарищей | 14,6% | ||
в колледже | 24,1% | ||
в вузе | 32,8% | ||
из телепередач | 14,4% | ||
от радиопередач | 1,6% | ||
из интернета | 5,3% | ||
из газет и журналов | 8,7% | ||
другое | 2,5% | ||
Всего | 100,0% |
Прежде всего нужно отметить, что правовая социализация зависит от возраста респондента.
Таблица 31.2.
Источники правовых знаний в зависимости от возраста респондента
№ | 18 и младше | 19 - 20 | 21 и старше | |
в школе | 24,7% | 20,8% | 17,1% | |
в кругу семьи | 23,5% | 18,9% | 14,9% | |
от друзей, товарищей | 8,4% | 7,8% | 8,2% | |
в колледже | 24,1% | 5,0% | 5,7% | |
в вузе | 5,6% | 27,7% | 28,5% | |
из телепередач | 6,4% | 8,8% | 9,6% | |
от радиопередач | 0,4% | 1,2% | 1,4% | |
из Интернета | 1,9% | 3,4% | 5,0% | |
из газет и журналов | 3,9% | 4,5% | 8,5% | |
другое | 1,1% | 1,9% | 1,1% | |
всего | 100,0% | 100,0% | 100,0% |
Чем старше становится ребенок, тем меньше влияния на него семья. Вместо семьи, молодой человек больше информации начинает извлекать от других более публичных источников, например, ТВ, Интернет, газеты и журналы. Такие источники работая на среднестатистического потребителя, максимально упрощают и популяризируют любую информацию. Поэтому в глазах молодежи, преимущество таких источников перед учебным заведением в возможности видеть, участвовать, понимать. Как мы помним из вопроса 22, доверие к таким источникам очень низкое среди молодежи.
Отсюда вытекают два вывода. Во-первых, поскольку правовой всеобуч все же концентрируется в двух источниках – в семье и в учебном заведении – нужно повысить эффективность передачи знания. Это вопрос к форме обучения правам и обязанностям. Во-вторых, поскольку основной процент преступлений и девиационных поведений приходиться на возраст 18 лет и старше, где в качестве источника начинает играть более важную роль СМИ, необходимо повысить качество правовых передач, программ, рекламы и др. Это вопрос к содержанию. Так мы можем повысить доверие к СМИ среди молодежи.
Также наблюдается статистически зависимая связь между данным вопросом и языком обучения респондентов, следующая таблица.
Таблица 31.3.
Источники правовых знаний в зависимости от возраста респондента, проценты от ответов
№ | на казахском | на русском | |
в школе | 23,7% | 19,9% | |
в кругу семьи | 21,2% | 19,7% | |
от друзей, товарищей | 7,3% | 8,6% | |
в колледже | 9,5% | 16,6% | |
в вузе | 22,3% | 15,3% | |
из телепередач | 6,3% | 9,6% | |
от радиопередач | 1,0% | ,8% | |
из интернета | 1,5% | 4,0% | |
из газет и журналов | 5,5% | 4,5% | |
другое | 1,8% | 1,1% | |
Всего | 60,8% | 51,8% |
Следует заметить, что молодежь с казахским языком обучения чаще прислушивается к институту образования, и институту семьи. Возможно, здесь кроются причины, связанные традицией относиться с вниманием к взрослым и учителям, что чаще прививается в селах. Ответы русскоязычных респондентов более распылены по различным источникам.
Таблица 32.1.