1. Обоснуйте влияние философских взглядов Ф.Бэкона на определение положений о цели и логике обучения, принципов и методов обучения.
2. Назовите основные педагогические положения Р.Декарта.
3. Проанализируйте педагогические идеи и дидактические принципы, сформулированные В.Ратке.
4. Обоснуйте суть и актуальность принципа природосообразности Я.А.Коменского для современной школы. Выпишите примеры трактовки этого принципа из текста «Великой дидактики».
5. Выпишите принципы обучения из «Великой дидактики», найдите соответствующие принципы обучения современной дидактики и проанализируйте их.
6. Дайте характеристику системы школ и возрастной периодизации Я.А.Коменского по «Великой дидактике»:
Возрастной период | Тип школы, цель | Кто обучается | Содержание образования |
До 6 лет | … | ||
С 6 до 12 лет | |||
С 12 до 18 лет | |||
С 18 до 24 лет |
4.Проанализируйте перспективы развития общества и образования в мире, обоснованные Я.А.Коменским в работе «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих».
Дополнительная литература:
1. Коменский Я.А. Великая дидактика. Гл. XVII – XVIII.
2. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках. – М., 1957.
3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.- В 2-х томах. - М., 1982
4. Коменский Я.А.Правила поведения.- М., 1982.
5. Красновский А.А. Я.А. Коменский. – М., 1953.
6. Лордкипанидзе Д.О. Я.А. Коменский. – М., 1982.
7. Пиаже Ж. Ян Амос Коменский //Перспективы: вопросы образования.
Мыслители образования. -1994. - № 1-2 (85-86). - Т. 1.
8. Педагогическое наследие. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. – М., 1989.
9. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И.Пискунов.-М., 1971.
Семинар № 4-5.
Идеалы саморазвития личности в европейской педагогике XVII – XIX веков.
1. Проблемы воспитания в педагогической теории Дж. Локка.
2. Концепция естественного воспитания Ж. – Ж. Руссо.
3. Система развивающего и воспитывающего обучения И.Г. Песталоцци.
4. Идеи развивающего обучения и классификация принципов обучения Ф.А.В. Дистервега.
5. Теоретические основы педагогики в трудах И.Ф. Гербарта.
6. Р.Оуэн о воспитании личности.
7. Педагогические идеи марксизма.