Семинар № 8. Педагогическая мысль России XIX – начала XX веков

1. Развитие теории народной школы (К.Д. Ушинский, С.А.Рачинский. Н.А. Корф, П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров, Н.Б. Бунаков и др.).

2. Развитие революционно-демократической педагогической теории (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов).

3.Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого.

Задания:

1. Оцените значение деятельности Н.А.Корфа по созданию земских школ в России.

2. Выпишите и проанализируйте идеи развития способностей детей в трудах П.Ф.Каптерева.

3. Назовите принципы и методы обучения в начальной школе по трудам В.П.Вахтерова и К.Д.Ушинского. Определите роль звукового метода обучения чтению.

4. Проанализируйте обоснование основ «новой педагогики» и научного изучения развития ребенка в трудах В.П.Вахтерова.

5. Обоснуйте значение педагогических трудов К.Д.Ушинского и В.П.Вахтерова в развитии методики начальной школы.

6. Раскройте сущность и задачи образовательного процесса в понимании П.Ф. Каптерева.

7. Изучите цели и задачи воспитания по педагогическим трудам представителей революционно-демократического направления в России XIX – н. XX века.

8.Изучите дидактические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого по развитию народной школы.

9.Проанализируйте специфику организации обучения в Яснополянской школе.

Дополнительная литература:

1. Антология педагогической мысли России (первая половина XIX в.). / Составитель П.А. Лебедев. – М., 1987.

2. Бим – Бад Б.М. Педагогические течения XX века. – М., 1994.

3. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. – М., 1987.

4. Винокурова М.М., Чепилкин М.А. Эпоха реформ 1860-х годов в России. – М., 1993.

5. Гагаев П.А. Философия школы России: Идея человека в русской культурно-исторической традиции. История русских философско-педагогических учений XVIII - XX вв. – Пенза, 1998.

6. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М., 1974.

7. История педагогики в России: Хрестоматия./Сост. С.Ф.Егоров.-М., 2002.

8. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.

9. Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1867 – 1917). – М., 1982.

10. Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики. XIX век. – М., 1963.(с.201 - 233)

11. Сучков И.В. Учительство в России в конце XIX – начале XX в. – М., 1994.

12. Толстой Л.Н. Путь жизни. – М., 1993.

13. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1989.

14. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 томах. – М., 1974.

15. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т. 1 – 6. – М., 1990.

16. К.Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. / Под ред. Е.П. Белозерцева. – М.,1994.

17. Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н. Толстого. – М., 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: