Биографический метод. Введение

Актуальность исследования. Биографический метод (он же психобиографический) занимает все более заметное место в арсенале современной психологии и смежных гуманитарных наук. Его развитие имеет длительную, богатую историю, которую творили философы, историки, социологи, искусствоведы, науковеды и, конечно, психологи. Среди тех, кто внес существенный вклад в развитие биографической психологии в XX веке, стоят психологи Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, С.Л.Рубинштейн (СССР – Россия), австрийские Зигмунд Фрейд, Шарлотта Бюлер, Виктор Франкл, немецкие Альфред Адлер, Ганс Томэ, американские Г. Олпорт, А. Маслоу и другие.

В современной науке усиливается тенденция целостного изучения личности на всем протяжении ее жизни в масштабе исторической эпохи, в связи с чем биографические методы приобретают большую популярность и развитие. Им посвящены разделы в учебниках и руководствах по методологии, психологии и других гуманитарных наук. Тем не менее, остаются нерешенными многие вопросы теории жизненного пути человека, методических средств исследования жизни как естественно-исторического процесса на уровне личности, взаимосвязи личностно-биографического и общественно-исторического времени. Весьма редки опыты использования биографического метода в его полном варианте для изучения развития личности. Поэтому, я считаю, будет актуально провести исследование этим методом и рассмотреть его более подробно: общие сведения биографического метода, его специфические черты, источники биографических данных, применение и историю применения биографического метода, а так же разновидности методик сбора биографической информации.

Биографические методы – это особый концептуальный подход к изучению личности, основанный на представлении о том, что личность является «продуктом» собственной биографии или истории своей жизни. В этом качестве биографические методы представляют собой нечто значительно большее, чем инструмент для изучения отдельных функций или свойств личности. Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa – причина и греч. metro – измерение) – причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Таким образом, биографический метод исследования, направленный на выявление стиля жизни индивида и типа его адаптации в среде, должен использоваться как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности.

Исходя из вышесказанного, проблема исследования заключается в изучении изменений жизненного пути личности для дальнейшего составления характеристики личности и в случае необходимости для коррекции ее жизненного пути.

Цель исследования – изучить жизненный путь личности в зависимости от изменения параметров ситуации и составить личностную характеристику на основании биографического метода.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

- обозначить основные понятия;

- применить биографический метод;

- провести определенные методики;

- получить и интерпретировать информацию;

- описать жизненный путь человека;

- сформулировать психологическую структуру личности.

Объект исследования – сам изучаемый человек и события окружающей ее среды.

Предмет исследования – жизненный путь человека.

Центральной гипотезой исследования является предположение о том, что наиболее важные события в жизни человека тесно связаны с его поведением и сильно влияют на его будущее, изменяя психику личности.

Центральная гипотеза была поделена на несколько рабочих гипотез:

1. Эмоциональная оценка связана с негативными изменениями жизненного пути личности.

2. Длительность происходящих с человеком жизненных событий усугубляет изменения жизненного пути личности.

3. Происходящие с человеком жизненные события, носящие стрессогенный характер и характеризующиеся как социальный стресс, нарушающий адаптивные возможности личности, усугубляют негативные изменения жизненного пути личности.

4. Возраст человека взаимосвязан с изменениями жизненного пути личности.

Методологические основы исследования. В исследовании были использованы следующие методы:

1. Структурированное интервью.

2. Психодиагностические методики:

2.1. Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева.

2.2. Тест «Локус контроля» Е.Г. Ксенофонтовой.

2.3. «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо.

2.4. Шкала временных установок Ж. Нюттена и У. Ленса.

2.5. Тест «Уровень рефлексивности» А.В. Карпова.

2.6. Шкала социальных стрессоров Холмса и Раге.

3. Проективные методы:

3.1. Проективная методика исследования жизненного пути личности «Линия жизни» в варианте, разрабатываемом Т.Д. Василенко.

3.2. Восьмицветовой вариант теста М. Люшера.

4. Архивные методы – анализ медицинской документации.

Теоретические основы исследования. Психология временной организации и жизненного пути личности – К. Левин, P. Zimbardo, T. Cottle, J. Schoots, Ж. Нюттен, К.А. Абульханова, Т.Н. Березина, Н.Н.Трубников, С.Л. Рубинштейн, Ш. Бюлер, Б.Г.Ананьев, Е.И. Головаха, А.А.Кроник, и др. Психология смысловой организации личности – В.Э.Франкл, Д.А. Леонтьев, А.Г. Асмолов, А.Ю. Агафонов, В.В. Столин, Б.С.Братусь, и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: