Нравственные проблемы суррогатного материнства

Противники суррогатного материнства опасаются порочной практики превращения детей в подобие товара, создания ситуации, при которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков. Многие феминистки считают, что такая практика означает эксплуатацию женщин, а религиозные деятели видят в ней безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи.

Существуют также обоснованные опасения того, что некоторых суррогатных матерей может сильно психологически травмировать необходимость отдать ребёнка, ставшего «своим» после беременности и родов (даже если вначале суррогатной матери казалось, что она сможет расстаться с таким ребёнком без особых переживаний).

В социальной концепции[5] Русской Православной Церкви суррогатному материнству даётся следующая критическая оценка: «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания» [18].

Сторонники использования суррогатного материнства возражают, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребёнка, который будет генетически родным для обоих супругов (при экстракорпоральном оплодотворении и пересадке суррогатной матери полученного эмбриона) или только для мужа (при искусственном оплодотворении суррогатной матери спермой мужа). Они указывают, что эта процедура не так уж сильно отличается от усыновления. По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин, они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за это как достаточную материальную компенсацию, так и моральное удовлетворение от приносимой другим людям пользы [16].

Приведу слова иеромонаха Димитрия (Першина), который является председателем комиссии по биомедицинской этике и медицинскому праву Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата, членом экспертной рабочей группы при комитете по охране здоровья Госдумы РФ. «Суррогатное материнство, когда малыша отдают «заказчикам», разрывается глубинная связь между ним и матерью, носившей его под сердцем. Это травмирует их обоих. А само материнство низводится до уровня коммерческой услуги, доступной и лицам, не вступившим в брак, и гомосексуалистам. Среди моих знакомых более 10 бесплодных семей (от 6 до 10 лет бездетности) самым естественным образом зачали и родили собственных детей вскоре после того, как начали нянчить усыновленных малышей. Вот путь к спасению» [22].

Что говорит по этому поводу главный раввин России:

«Первая заповедь, которую Бог дал человеку, – «Плодитесь и размножайтесь». Чтобы выполнить эту заповедь, в семье должны быть как минимум один сын и одна дочь. Если выполнить эту заповедь традиционным путем не получается – религия разрешает искать другие способы родить детей, в том числе суррогатное материнство. Но тут возникает следующий вопрос: кто может быть суррогатной матерью? Например, нельзя взять суррогатную мать из числа родственников, потому что в этом случае нарушается запрет на кровосмешение – в иудейской религии он весьма жесткий. Нельзя также, чтобы суррогатная мать была замужем – это нарушает заповедь супружеской верности. Не менее важен юридический аспект проблемы. Кто является матерью: та, которая дала свою яйцеклетку для оплодотворения, или та, что выносила плод и родила? Кто является родственниками младенца – родные «законной» матери или матери суррогатной? Это очень серьезные вопросы, от них будет зависеть, кому наследует родившийся ребенок, с кем ему можно вступать в брак, когда он вырастет… Именно поэтому необходимо проконсультироваться у раввина, который специализируется на проблемах семейного права. Если у супругов действительно нет иного выхода, кроме как прибегнуть к искусственному оплодотворению, – раввин поможет им подобрать такой вариант, который не будет сопряжен с нарушением заповедей и одновременно не создаст правовых проблем ни родителям, ни ребенку» [22].

Александр Койбагаров, президент Российской ассоциации буддистов Алмазного Пути традиции Карма Кагью

Буддисты считают, что сознание не производится мозгом, оно существует всегда и само по себе. Когда яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, в этот момент сознание соединяется, связывается с будущим телом, и уже тогда появляется живое человеческое существо. Учение о карме мотивирует буддистов действовать так, чтобы приносить счастье, радость, свободу и защиту существам, любить и сочувствовать им, и не совершать действий, приносящих страдание. Рождение и воспитание ребенка считается одной из буддийских добродетелей. Если люди дают возможность человеческому существу прийти в мир, заботятся о нем, то совершают очень позитивное действие. Если по состоянию здоровья нет возможности иметь детей естественным путем, можно усыновить ребенка, от которого отказались родители, и вернуть ему счастье в семье. Кроме того, человек может воспользоваться всеми достижениями современной медицины для зачатия и вынашивания плода. Все пути возможны, и буддизм положительно относится к научным и технологическим открытиям, если они уменьшают физические и психические страдания существ и увеличивают количество их счастья. Социальные стереотипы не так важны, как индивидуальное счастье человека. Буддизм очень терпим не только к образу мыслей людей, но и к их поведению для достижения своих целей, если это поведение не ограничивает и не доставляет страдания другим людям. Конечно, воспитание ребенка в полной семье лучше, чем в неполной. Естественное зачатие и рождение лучше, чем что-то искусственное, но условия у разных людей разные. Поэтому необходимо действовать так, чтобы доставить максимум счастья максимальному числу людей [22].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: