От издателя

Артур Кестлер, Альбер Камю

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЕРТНОЙ КАЗНИ

М.: Праксис, 2003.

Кёстлер. - Камю.

Блок-Мишель: предисловие. Очерк о см. казни во Франции.

Примечания.

Издание осуществлено в рамках программы «Пушкин»
при поддержке Министерства иностранных дел Франции
и посольства Франции в России.

Ouvrage realise dans la cadre du programme
d'aide in la publication Pouchkine
avec le soutien du Ministere des Affaires Etrangeres francais
et de I'Ambassade de France en Russie.


Arthur Koestler
Albert Camus

SUR LA PEINE CAPITALE

Introduction et etude
de Jean Bloch-Michel

Edition revue et augmentee
Editions Gallimard
Paris 2002


Артур Кёстлер
Альбер Камю

РАЗМЫШЛЕНИЯ
О СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Введение и очерк
«Смертная казнь во Франции»
Жана Блок-Мишеля
Праксис
Москва 2003


ББК 87.3
К 37

Данное издание выпущено в рамках проекта «Translation Project»
при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса — Россия)
и Фонда «Next Page» (Институт «Открытое общество» — Будапешт).

Кёстлер А., Камю А.
К 37 Размышления о смертной казни / Пер. с франц. А. И. Любжина, П. И. Проничева. — М.: Праксис, 2003. — 272 с.

ISBN 5-901574-37-0

Тема смертной казни, ее правомерности либо неправомерности как меры наказания человека за преступление, является одной из наиболее общественно значимых юридических и этических проблем для государств современного мира,
Известнейший французский философ и писатель Альбер Камю и не менее известный английский писатель и публицист Артур Кёстлер были едва ли не первыми европейскими интеллектуалами, которые, со всей остротой и актуальностью поставили перед обществом проблему правомерности такого вида наказания.

ББК 87.3

© Editions Calmann-Levy, 1957
© Editions Gallimard, 2002
© А. И. Любжин, П. Ж. Проничев, пер. с франц., 2003
© А, Кулагин, оформление обложки, 2003
© Издательская группа «Праксис», 2003

ISBN 5-901574-37-0


СОДЕРЖАНИЕ

От издателя................................................................................ 9
Предисловие к изданию 1979 года........................................ 14
Введение к изданию 1957 года............................................... 23

Артур Кёстлер. Размышления о виселице.......................... 31
Предисловие............................................................................ 31
I. Наследие прошлого.............................................................. 33
II. Размышления о повешенном поросенке............................ 81
III. Беспрецедентный прецедент............................................. 89
IV» Свобода воли и детерминизм......................................... 106
V. Лорд Годдард и Нагорная проповедь............................. 123

Альбер Камю. Размышления о гильотине........................... 137

Жан Блок-Мишель. Смертная казнь во Франции...... 199

Документальное приложение............................................... 242

Смертная казнь в мире.......................................................... 259

Примечания............................................................................ 264


Мы пользуемся случаем, чтобы выразить особую благодарность Марсель Маазла и Юлии Морино за помощь в наших исследованиях фонда Камю в библиотеке Межан города Экс-ан-Прованс, а также в поисках в Интернете.


ОТ ИЗДАТЕЛЯ

Когда эти Размышления о смертной казни вышли в свет — а было это в 1957 году — гильотину во Франции не сдали в архив, и она служила наказанием как за преступления общей юрисдикции, так и за те, которые были связаны с войной в Алжире. В момент последнего издания этой книги, в 1979 году, когда прошло почти двадцать лет после смерти Альбера Камю, смертная казнь во Франции еще не была отменена. Тем не менее, к ней прибегали все реже и реже, и в своем предисловии Жан Блок-Мишель имел возможность сказать: «Есть основания полагать, что это уже ненадолго».
И на самом деле, не прошло с того момента двух лет, как кандидат в президенты Франсуа Миттеран заявил о своем намерении отменить смертную казнь, и в ряду законодательных инициатив, последовавших за его избранием на высший пост Республики, Робер Баденте, назначенный хранителем печатей, 9 октября 1981 года успешно представил на парламентское голосование законопроект об отмене смертной казни.
Ликвидацию этой меры наказания» подкрепленную международными соглашениями, во Франции уже нельзя поставить под вопрос. Зачем же в этих условиях печатать вновь данные Размышления? Затем, что, не говоря уже об исторической ценности этого произведения, спор не прекращается. Он обрел себе иное — более широкое — поприще, получив статус международного. А кроме того, затем,

9//10


что аргументы, актуальные для Франции 1957 года, все еще актуальны — на заре XXI века — для тех стран, и прежде всего демократических, где еще осуществляются узаконенные убийства.
В 1979 году мир был уже не тот, что в 1957-м. Отмена смертной казни стала европейской позицией, и во всем мире она завоевывает все новые и новые территории. Но смертная казнь все еще применяется, иногда широко, во многих странах — таких, как Китай или Иран. Если не вызывает удивления отрицательная оценка действий тоталитарных режимов, независимо от их материалистического или теократического фундамента, то значительно больше споров вызывает позиция демократических стран, В 1979 г. Жан Блок-Мишель писал: «Мы высказываем беспокойство по поводу смертных приговоров, приведенных в исполнение в Соединенных Штатах, — в первый раз за четыре года». С 1967 по 1976 г. Верховный Суд Соединенных Штатов на деле установил мораторий на применение смертной казни. Но резкий поворот в его судебной практике, который произошел в 1976 году, позволил тридцати восьми штатам из пятидесяти и федеральному правительству вернуть смертную казнь в свои законодательные арсеналы.
Таким образом, в США с 1976 года было осуществлено 720 казней, в том числе 37 — с января по июнь 2001 года 1. Их совершают с помощью «современного механизированного инструментария, силящегося замаскировать древнюю камеру пыток под операционный зал», что разоблачалось уже в 1953 г. в призыве против смертной казни, переданном Альберу Камю итальянским инициативным комитетом 2.

10//11


В Соединенных Штатах место в присутствии родственников жертв, а это придавало тому, что во всяком случае может быть только наказанием со стороны общества, родовой мести, вдохновленной ветхозаветной формулой «око за око, зуб за зуб». В июне 2001 года губернатор Перри, сменивший Джорджа У. Буша на посту руководителя Техаса, — того из американских штатов, где смертная казнь применяется наиболее активно, — наложил вето на законопроект, запрещающий казнить людей с отсталостью умственного развития. Кроме того, во многих штатах казнят лиц, не достигших совершеннолетия к моменту совершения преступления.
Недостатки американской юридической системы были вскрыты и выставлены на всеобщее обозрение самими же американцами. Обвиняемые, если они водные или «цветные» — или и то и другое вместе — гораздо больше рискуют получить смертный приговор и дождаться его исполнения, чем если бы они были богатыми и белыми. Новые технологии, а именно идентификация ADN, позволили недавно установить невиновность девяноста приговоренных к казни (с 1973 года), освобожденных после того, и как они многие годы провели в «коридоре смерти». Впрочем, мы не имеем в виду клеймить американскую систему, закрывая глаза на наши собственные немощи. Просто тот факт, что приговор к высшей море наказания может быть приведен в исполнение — «что люди могут подвергаться абсолютной каре за вину, не имеющую абсолютных доказательств» 3 делает судебные ошибки неисправимыми. Все это создает почву — в частности и во Франции — для широкой кампании против смертной казни в США.

11//12


Осуществленная 11 июня 2001 года казнь террориста крайне правой ориентации Тимоти Мак-Вея, чья бомба, взорванная в Оклахоме в апреле 1995 г., стоила жизни 168 жертвам, парадоксальным образом сдвинула вопрос с мертвой точки. Споры о возможной трансляции его казни в интернете или по кабельному телевидению вышли за рамки узкого кружка аболиционистов, и сейчас американское общественное мнение пришло в движение. В 1990 году 80% американцев приветствовали смертную казнь, В начале 2001 года таковых осталось лишь 62%. Осенью 2001 года Верховный Суд был вынужден высказаться по поводу умственно отсталого человека, осужденного за предумышленное убийство, и тринадцать штатов уже отказались казнить преступников, имеющих умственные расстройства. Законопроект о финансировании тестов ADN обсуждается в сенате. В январе 2001 года губернатор Иллинойса Джордж Райен решился ввести мораторий на смертную казнь, после того как в его штате тринадцать приговоренных были признаны невиновными. В июле 2001 года Сандра Дэй О'Коннор, судья Верховного Суда США, до того момента поддерживавшая смертную казнь, заявила: «Если придерживаться статистики, то система допускает осуждение невиновных», добавив, что необходимо задаться вопросом, «правильно ли подходят к вопросу о смертной казни в этой стране» 4.
И вот, мы сочли целесообразным дать участникам спора возможность ознакомиться с Размышлениями Кёстлера и Камю, ныне недоступными.
Как и в предыдущих изданиях, мы поместили в книге таблицу о нынешней распространенности смертной казни в мире. Для нее мы воспользовались

12//13


данными, предоставленными Международной Амнистией, чья неустанная борьба против смертной казни представляет собой прекрасный пример для подражания.
Кроме того, мы впервые опубликовали некоторые письма и выступления Альбера Камю, показывающие, что с момента Освобождения и вплоть до самой смерти он не прекращал излагать свою позицию и вступаться за приговоренных к смерти во Франции и во всем мире, независимо от того, как он относился к их действиям, — поддерживал ли их, как в случае с испанскими профсоюзными деятелями, или осуждал, что имело место, например, по отношению к французским коллаборационистам. С того момента, когда он решил не высказываться более публично о ситуации в Алжире, поскольку «любую публичную манифестацию можно было бы политически эксплуатировать, что могло бы усугубить несчастья моей страны» 5, он конфиденциально вступился за приговоренных к смерти в Алжире президентом Республики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: