Содержательные теории мотивации

Теория мотивации А. Маслоу

Наиболее знаменитой является теория А. Маслоу. Позволяют ответить на вопрос: «Что именно может мотивировать работника изменить свое поведение?» Согласно теории потребностей А. Маслоу, человек мотивируется последовательным удовлетворением серии потребностей.

Физиологические, или базовые, потребности

· вода, пища, убежище.

2. Потребность в безопасности:

· защита от опасностей со стороны окружающего мира,

· от болезней,

· от преступности и т.п.

3. Социальные потребности:

· дружеские отношения,

· чувство принадлежности к кому- или чему-либо,

· уверенность в том, что тебя понимают другие.

4. Потребность в уважении:

· самоуважение и уважение других,

· репутация, статус (личные достижения, престиж, слава и т.д.).

5. Потребность в самовыражении:

· реализация собственного потенциала для непрерывного самосовершенствования.

Практические выводы из теории А.Маслоу

Потребности образуют определенную иерархию, так как потребности низшего уровня должны удовлетворяться, по мнению Маслоу, в первую очередь.

Когда эти потребности будут (и только после этого) удовлетворены, человек стремится к удовлетворению потребностей более высокого уровня.

2) Маслоу считал, что неудовлетворенные потребности побуждают человека к действию, а удовлетворенные потребности не мотивируют людей.

Например, многие руководители сталкивались с тем, что сотрудники, получающие хорошую зарплату, отказываются работать сверхурочно, даже если им предлагают двойную оплату этих часов.

3) Для мотивации конкретного работника надо понимать, какой уровень потребностей у него актуализирован и предоставить ему возможность удовлетворить его потребности именно так, чтобы это способствовало достижению целей организации.

По представлениям Маслоу, потребности высшего порядка не могут быть удовлетворены полностью, поэтому пирамида не имеет вершины.

Так, голодный и замерзший человек будет стараться получить пищу и тепло, не обращая внимания на потребности более высокого порядка.

Накормленный и согретый человек будет искать безопасности, и только затем — комфорта от общения с другими людьми.

Если возникает угроза сокращения штата или банкротства предприятия, человек, в первую очередь, занимается поиском нового места работы или дополнительных заработков — его внимание вновь сфокусируется на базовых потребностях.

4) Обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой во взаимодействии, тем не менее отдельные потребности и мотивы могут в определенный промежуток времени доминировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: