Роль и место ИПБ России в деле реформирования бухгалтерского учета

Формирование в Российской Федерации Института профессиональных бухгалтеров явилось следствием осуществления реформы бухгалтерского учета в стране.
С момента своего образования ИПБ активно включил­ся в процесс реформирования учета, так как одно из основных целей его создания является разработка новой методологии и методики учета в стране.
Являясь добровольным союзом квалифицированных (аттестованных) профессиональных бухгалтеров, ИПБ России призван не только защищать интересы своих членов, но и определять новые формы и методы организации учета.
С первых дней создания ИПБ России активно включился в разработку нормативных документов бухгалтерского учета, а также нового закона о бухгалтерском учете. Для разработки проектов этих документов в основном из действительных членов ИПБ России на конкурсной основе отбираются лучшие специалисты по методологии бухгалтерского учета. Сначала проекты нормативных документов проходят обсуждение в экспертных советах ИПБ России, создаваемых специально для рассмотрения каждого нормативного документа. Затем большинство из разработанных документов проходят экспертизу в рабочей межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и только после всех этих процедур поступают в Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России для дальнейшей работы с ними.
Институтом профессиональных бухгалтеров:
1) создана и постоянно обновляется программа обучения главных бухгалтеров;
2) разработана и активно действует система аттестации главных бух­галтеров на получение аттестата на звание «Профессиональный бухгал­тер», позволяющего ему вступить в действительные члены ИПБ России;
3) вовлечены в процесс обучения бухгалтеров практически все веду­щие экономические ВУЗы страны;
4) создана система постоянного ежегодного повышения квалифика­ции действительных членов ИПБ России для продления ими аттес­тата профессионального бухгалтера.
Одной из важнейших задач функционирования ИПБ является созда­ние системы информационного обеспечения деятельности бухгалтеров.
Под системой информационного обеспечения бухгалтеров понима­ется информирование их о тех нормативных документах, которые в той или иной мере влияют на ведение бухгалтерского учета. Это не только норма­тивные документы бухгалтерского учета (стандарты, инструкции и т.п.), но и документы, регулирующие налоговые, таможенные, валютные и многие другие вопросы. Сюда также входит толкование (разъяснение) тех проблем, которые могут возникать на предприятии.
На ближайшую перспективу ИПБ России в области информацион­но-технического обеспечения планирует:
1) создание и внедрение систем оперативного размножения инфор­мации для членов ИПБ;
2) развитие информационных связей и создание единой корпоратив­ной сети;
3) создание технической площадки ISP (Интернет-сервис провайдер),
основной целью которой является предоставление членам ИПБ России бес­платного доступа к информационным ресурсам и др.




8 .ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ»
В 1996 г. принят и вступил в силу Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.
В Законе ни слова не сказано о том, что бухгалтерский учет содержит достоверную информацию, используемую для расчета налогов, а бухгалтерская отчетность в интересах налогообложения должна представляться соответствующим налоговым органам. Настоящий Закон полностью посвящен обеспечению бухгалтерской информацией коммерческого оборота, движения капитала и управления хозяйственно-финансовой деятельностью организаций и предприятий. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории России. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет своих доходов и расходов в интересах налогообложения и в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Все юридические лица, зарегистрированные по российскому законодательству, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в полном соответствии с Законом.
Основная цель законодательства РФ о бухгалтерском учете – обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Методологические основы бухгалтерского учета только в основных чертах обозначены в ФЗ «О бухгалтерском учете». В части методологии учета, определения методологических характеристик бухгалтерского учета Закон является рамочным, определяя, что этим должны заниматься органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
Закон «О бухгалтерском учете» состоит из 4 разделов и 19 статей.
В 1 разделе «Общие положения» – дано определение сущности бухгалтерского учета. Названы его объекты (имущество предприятия, его обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический)и аналитический учет, план счетов, бухгалтерская отчетность и т. п.). Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.
Во 2-м разделе «Основные правила ведения бухгалтерского учета» – изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте РФ, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценка имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
В 3-м разделе «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» – изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.
4-ый раздел «Заключительные положения» – определяет порядок введения данного закона в действие и ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете.
Закон «О бухгалтерском учете»:
1. Повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих
организаций.
2. Закрепляет обязательность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах.
3. Повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого/

9 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
К ведению бухгалтерского учета во всех организациях независимо от форм собственности предъявляют одинаковые требования, регламентированные различными нормативными документами. Перечислим главные из них.
1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который утверждается организациями на основе плана счетов бухгалтерского учета.
2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.
3. Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики обязательно для всех организаций. Эта политика, как правило, предусматривает следующие требования: полноту; своевременность; осмотрительность (не допускать скрытых резервов); приоритет содержания над формой (исходить не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов); непротиворечивость (равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца); рациональность (рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из специфики деятельности и величины организации).
4. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.
5. Имущество, принадлежащее организации на правах собственности учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
6. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, предоставление бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, обеспечение в установленных законодательством Российской Федерации случаях проведения обязательного аудита несут руководители организаций.
Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
ввести в штат должность бухгалтера;
передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
ввести бухгалтерский учет лично.
Руководитель обязан:
создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета;
обеспечить выполнение требований главного бухгалтера по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений всеми структурными подразделениями и работниками организации, имеющими отношение к учету.
К задачам бухгалтерского учета относятся:
• формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организаций, так и внешним — инвесторам, кредиторам и др.;
• обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением организацией законодательства Российской Федерации при осуществлении ею хозяйственных операций, за их целесообразностью; использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными норма
ми, нормативами и сметами;
• своевременное предупреждение появления негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организаций, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов и прогнозирование результатов работы организации на текущий период и на перспективу;
• содействие конкуренции на рынке с целью получения и максимальной прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: