Регулирование бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета включает:

1) нормативное правовое регулирование - осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах;

2) методическое (нормативно-техническое) регулирование - осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера.

Также важная роль в реализации нормативного регулировании бухгалтерского учета принадлежит учетной политике организации и актам Минфина России разъяснительного характера (актам толкования).

На уровне федерального закона закреплено существование двух органов, уполномоченных на утверждение стандартов бухгалтерского учета - федеральные стандарты будут утверждаться Минфином России, отраслевые - Банком России (ст. 23 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В законе определены как функции органов государственного регулирования бухгалтерского, так и функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Субъектами государственного регулирования являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ. К обязанностям уполномоченного федерального органа относится:

утверждение программы разработки федеральных стандартов;

утверждение федеральных стандартов и в пределах своей компетенции отраслевых стандартов, а также обобщение практики их применения;

организация экспертизы проектов, стандартов бухгалтерского учета;

утверждение требований к оформлению проектов, стандартов бухгалтерского учета;

участие в установленном порядке в разработке международных стандартов;

представление РФ в международных организациях.

Центральный Банк РФ утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения, участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов, участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов, участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов.

Субъекты негосударственного регулирования:

разрабатывают проекты федеральных стандартов, проводят публичное обсуждение этих проектов и представляют их в уполномоченный федеральный орган;

участвуют в подготовке программы разработки федеральных стандартов;

участвуют в экспертизе проектов стандартов бухучета;

обеспечивают соответствие проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта;

разрабатывают и принимают рекомендации в области бухгалтерского учета;

разрабатывают предложения по совершенствованию стандартов бухучета.

Для определения механизма регулирования бухгалтерского учета вводятся абсолютно новые понятия регламентов, которые ранее не применялись. Это международный и отраслевой стандарты и стандарт бухгалтерского учета.

Акты, которые будут регулировать бухучет в России, в новом законе поименованы и классифицированы следующим образом:

- федеральные стандарты;

- отраслевые стандарты;

- рекомендации в области бухгалтерского учета;

- стандарты экономического субъекта.

Стандарты бухгалтерского учета воздействие на следующие факторы и объекты экономической деятельности:

1 Определения и признаки объектов бухучета, порядок их классификации, условия их принятия к учету и списания с учета

2 Допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета

3 Порядок пересчета стоимости объектов бухучета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ для целей бухгалтерского учета

4 Требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам и документообороту в бухучете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухучета

5 План счетов бухучета и порядок его применения (за исключением кредитных организаций)

6 Состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств

7 Условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период

8 Состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней

9 Состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней

10 Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательстваСовокупность нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет в целом и в частности бухгалтерский учет финансовых результатов образует систему, состоящую из четырех уровней:

Законодательный уровень

Постановления Правительства РФ

Методологический уровень

Организационный уровень

Первый уровень - Законодательный уровень представлен законами и иными законодательными актами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, регулирующие прямо или косвенно бухгалтерский учет. К документам этого уровня относят: Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1 и 2), Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2), Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Примером подзаконного нормативного правового акта, который непосредственно используется при ведении бухгалтерского учета, может служить Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12 октября 2011 г. N 373-П).

Наиболее важным документом в первом уровне является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». С 2013 года вступила в силу обновленная версия данного закона. Было внесено достаточное количество изменений и поправок в него, которые свидетельствуют о стремлении к совершенствованию законодательной базы в целом и сближению ее к мировым стандартам. Так, к примеру в статью 14 «Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности» были внесены изменения в части состава бухгалтерской отчетности, где указывается, что теперь она состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним, где содержатся основные показатели финансовых результатов деятельности организации.

На первом, законодательном, уровне достаточно полно раскрыта информация по бухгалтерскому учету. К тому же обновленный закон способствует упрощению способов ведения бухгалтерского учета.

Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Они призваны конкретизировать соответствующие Федеральные Законы. Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) - стандарты бухгалтерского учёта России, регламентирующие порядок бухгалтерского учёта тех или иных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности (таблица 1.1).

На этом уровне нормативные акты принимаются Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным при составлении бухгалтерской отчётности и ведении регистров бухгалтерского учёта в Российской Федерации.

Таблица 1.1

Назначение стандартов бухгалтерского учета

Номер ПБУ Название ПБУ Назначение ПБУ
1 2 3
1/2008 Учетная политика организации Документ устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами. Описывает требования к отражению в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности. Порядок изменения учетной политики организации.
ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда Устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями, выступающими в качестве подрядчиков либо субподрядчиков в договорах строительного подряда. Определяет порядок учета доходов, расходов и финансовых результатов по договорам данного вида, раскрывает порядок признания доходов и расходов
Продолжение табл. 1.1
1 2 3
ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте Положение устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений)
ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации Данное ПБУ устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации
ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. Определяет порядок оценки материально-производственных запасов, регламентирует порядок определения их себестоимости при передаче в производство и ином выбытии
Продолжение табл. 1.1  
1 2 3  
ПБУ 6/01 Учет основных средств Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах предприятия. Описываются критерии по которым актив принимается организацией к учету в качестве основного средства. Раскрывается методика оценки основных средств и формирования первоначальной стоимости объекта  
ПБУ 7/98 События после отчетной даты устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, событий после отчетной даты. Определяет требования к отражению таких событий и их последствий в бухгалтерской отчетности. В приложении приводится примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты  
ПБУ 8/01 Условные факты хозяйственной деятельности Устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Определяет состав условных фактов для бухгалтерского учета. Устанавливает правила их отражения и методику оценки последствий в денежном выражении  
Продолжение табл. 1.1  
1 2 3  
ПБУ 9/99 Доходы организации Это положение по бухгалтерскому учету устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций). Документ раскрывает перечень и состав доходов организации, утверждает их классификацию  
ПБУ 10/99 Расходы организации Определяет правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах предприятий, классифицирует их состав и устанавливает условия для признания расходов. Описывает порядок признания и раскрытия коммерческих и управленческих расходов в отчетности  
ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах Это Положение устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности. Определяет перечень операций со связанной стороной, а так же обязательный состав информации подлежащий раскрытию  
ПБУ 12/2010 Информация по сегментам Положение применяется организациями (кроме кредитных) при формировании и представлении информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Раскрытие информации по сегментам должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией.  
Продолжение табл. 1.1  
1 2 3  
ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи Документ устанавливает правила формирования в учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее организации), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества)  
ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций. Определяет условия для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива, и регламентирует порядок первоначальной оценки. Задает правила учет операций, связанных с предоставлением (получением) права использования НМА  
  ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам ПБУ раскрывает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам  
Продолжение табл. 1.1  
1 2 3  
ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности Устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Описывает понятие прекращаемой деятельности, условия ее признания и оценки. Задает требования к раскрытию информации в отчетности  
ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций), информации о расходах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.  
ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций ПБУ определяет правила формирования в учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций, а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету РФ и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанной в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах  
Продолжение табл. 1.1  
1 2 3  
ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений Определяет правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о финансовых вложениях организации. Правила их первоначальной и последующей оценки, выбытия, а также требования к порядку определения доходов и расходов по финансовым вложениям.  
ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности Настоящее Положение устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. Раскрывает понятия: совместно осуществляемые операции, совместно используемые активы и совместная деятельность. Определяет требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности  
ПБУ 21/2008 Изменение оценочных значений Данное ПБУ устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности), информации об изменениях оценочных значений и устанавливает порядок раскрытия таких данных в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности  
ПБУ 22/2010 Исправление ошибок Положение устанавливает правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности  
Продолжение табл. 1.1  
1 2 3  
ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств Настоящий документ устанавливает правила составления отчета о движении денежных средств коммерческими организациями (за исключением кредитных организаций)  
ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов Определяет порядок формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), пользователей недр информации о затратах на освоение природных ресурсов  
             

Третий уровень регулирования бухгалтерского учета охватывает внутренние стандарты, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации бухгалтерской деятельности применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета. Этот уровень с точки зрения бухгалтерского учета представлен документами, в которых возможные бухгалтерские приемы приведены с примерами конкретного механизма их применения в определенных видах деятельности. К данным документам относятся инструкции, рекомендации, методические указания по ведению бухгалтерского учета. Такими документами являются: план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, должностных инструкций работников, приказы и распоряжения о назначении должностных лиц. К данному уровню также относятся «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету доходов, расходов и финансовых результатов сельскохозяйственных организаций». В данный документ раскрывает основные понятия, классификации и оценки доходов, расходов и финансовых результатов; первичный учет доходов и расходов; синтетический и аналитический учет доходов и расходов; бухгалтерский учет финансовых документов. Для третьего уровня этот документ является наиболее важным и информативным.

Четвертый уровень в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета занимают рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационных аспектах. К таким документам по учету финансовых результатов деятельности организации можно отнести: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, регистры бухгалтерского учета по счетам 90, 91, 99 и др.

С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Соответственно, каждая отдельная организация вправе создавать и разрабатывать свои формы, но они должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта.

В новом законе появился новый термин "федеральные стандарты". Сегодня можно провести аналогию с действующими ПБУ. Но в дальнейшем ПБУ будут приводиться в соответствие с МСФО. Для разработки федеральных и отраслевых стандартов в качестве основы будут применяться международные стандарты (МСФО). Таким образом, сегодня принципы МСФО будут непосредственно изменять основные принципы привычного нам бухгалтерского учета.

Федеральные стандарты для всех без исключения устанавливают:

- определения и признаки объектов бухгалтерского учёта, порядок их классификации, условия принятия и списания их в бухгалтерском учёте;

- допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учёта;

- порядок пересчёта стоимости объектов бухгалтерского учёта, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ;

- требования к учётной политике;

- план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения;

- состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской отчётности, в том числе образцы форм бухгалтерской отчётности, а также состав приложений;

- условия, при которых бухгалтерская отчётность даёт достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период;

- состав последней и первой бухгалтерской отчётности при реорганизации юридического лица и порядок её составления;

- состав последней бухгалтерской отчётности при ликвидации юридического лица и порядок её составления;

- упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощённую бухгалтерскую отчётность для субъектов малого предпринимательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: