В современном мире все необходимее становится взаимопонимание людей, принадлежащих к разным культурам и этносам. В России проживает более ста этносов и множество иных культурных групп, придерживающихся различных вероисповеданий, культурных традиций и обычаев. Поэтому среди компетенций, которыми овладевает современный молодой человек, важное место занимают "компетенции, касающиеся жизни в многокультурном и многоконфессиональном обществе". Именно с ними во многом связано такое качество личности, как толерантность.
Основными компонентами понятия толерантность являются активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости. На развитие толерантности личности влияют как внутренние, так и внешние факторы. Из внешних факторов, препятствующие процессу ее формирования в обществе в настоящее время отмечают следующие:
Ø отсутствие среди молодежи устоявшихся традиций многообразия мнений;
Ø развившееся в последнее время чувство национального унижения
|
|
Ø свойственные многим молодым людям эгоцентрические установки сознания.
Эгоцентризм - это видение мира через призму только своих интересов, своей точки зрения, оцениваемой как исключительно правильной [8].
Внутренние факторы, которые сдерживают развитие толерантности - агрессивность, несдержанность, черты темперамента, негативные формы самоутверждения.
К факторам, способствующим развитию толерантности молодежи, можно отнести те, которые связаны с процессом образования (рост осмысленности восприятия, формирования мировоззрения, расширение кругозора, развитие самосознания, становление адекватной самооценки) и местом в социальной жизни. Здесь на первый план выходит проблема образования и трудовой деятельности.
Трудно не согласиться с американским теоретиком образования М. Липманом, который убежден в том, что если общество не тратит усилия на образование, не работает целенаправленно и систематически, чтобы с помощью образовательных мер уменьшить насилие и развивать миролюбие и толерантность, оно не имеет мира.
Таким образом, главная роль в развитии толерантности может и должна быть отведена системе образования, создающей условия для становления толерантного сознания учащихся и накопления ими опыта толерантного поведения [1].