Г. Подольск
Год
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………3
2. Толерантность как проблема воспитания для современного общества…….6
2.1 Сущность понятия "толерантность" и его актуальность в условиях современной России…………………………………………………………..6
2.2 Проблемы этнической толерантности в российском обществе………..7
2.3 Проблемы толерантности молодежи в условиях роста многонациональности современного общества……………………………..8
2.4 Воздействие факторов образования на формирование толерантности молодежи……………………………………………………………………..10
2.5 Содержание воспитания толерантности………………………………..11
2.6 Методы воспитания толерантности…………………………………….11
3. Формирование культуры толерантности……………………………………12
3.1 Анкетирование учеников МОУ «Лицей №1»…………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы и источников…………………………...19
|
|
Введение
Толерантность являет собой уважение по отношению к другому
не из-за его правоты или неправоты, а только потому, что он человек.
Джон Когли
В настоящее время в мире остро поднята проблема воспитания толерантности в обществе. Россия не исключение. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…» - так начинается главный документ нашей страны – Конституция Российской Федерации. Действительно, Россия является большой и многонациональной страной. С каждым годом количество миграций других этносов в Россию возрастает. И это не всегда имеет положительное влияние на социум.
В последнее время миграция вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным ущемлением "национального достоинства". Это может выражаться по-разному: от холодного безразличия до проявлений ксенофобии (страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации).
В психологии такие явления рассматриваются как защитная реакция на действительные или мнимые угрозы со стороны представителей иных этносов. Человек, включая эту реакцию, забывает о том, что каждый независимо от образования, вероисповедания и национальности, должен быть терпим к другим.
Следствием этой реакции также является усиление агрессивности, распространение в обществе шовинистических и фашистских идей. Ближайшими следствиями легко могут стать кровопролитные распри, войны, погромы, террористические выпады "псевдолюдей" против мирных граждан.[9, с. 4].
Толерантность - ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.
|
|
Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.
Среди подростков растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер. А ведь именно подростки в возрасте 14-19 лет становятся самой благодатной почвой для ксенофобских и праворадикальных идей. В психологии данный возраст называется периодом "бури и натиска", поскольку основным мотивом поведения для него является желание выделиться. И неважно, каким именно образом. Сложный путь - отличиться успехами в учебе, спорте, творчестве. А есть и более простые варианты. Например, побриться "под ноль", стать скинхедом. А ведь на самом деле это ни что иное, как обращенное к окружающим послание: "Заметьте меня! Я не такой, как все!" Иными словами, за всем этим стоит обычное подростковое желание обратить на себя внимание, сделав что-то наперекор окружающим.
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако, в настоящий момент, российская молодежь демонстрирует противоречивое отношение к этой роли. Согласно опросу 35% молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрил бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп [6, с. 13].
Сегодня акции и мероприятия, нацеленные на воспитание у школьников уважения к культурному многообразию, еще, к сожалению, очень редки.
В тоже время, в интернете процветают националистические идеи. Все чаще в социальных сетях можно увидеть неуважение, унижение и ненормативную лексику в адрес лиц других национальностей.
Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. - распространенное явление в современном мире. Ярко выражена эта проблема в Москве и Московской области. Здесь все чаще стали возникать предпосылки для развития конфликтов и проявлений экстремизма. Население области социально неоднородно: здесь проживают представители различных национальностей, есть беженцы и вынужденные переселенцы, существует довольно большой разрыв между богатыми и бедными. Все эти и другие различия могут стать основой для проявления нетерпимости по отношению к тем или иным группам населения. Поэтому проблема формирования норм толерантного поведения является весьма актуальной в частности и для Московской области.
В воспитании толерантности акцент следует сделать на работу молодежью, которая еще не имеет четких устоявшихся ценностных установок. Именно от молодежи зависит стабильность развития страны в дальнейшем. Кроме того, воспитательную работу с учащейся молодежью можно организовать в образовательных учреждениях.
Все указанные выше факторы и послужили причиной выбора темы исследования «Разработка социальной профилактики толерантности в школьной сфере».
Объект исследования - социальная толерантность, включающая в себя различные формы терпимости людей во взаимоотношениях друг с другом.
Предмет исследования - развитие толерантности в современной школьной среде.
Цель данной работы - разработка социальной профилактики толерантности в школьной среде.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Ø изучить современные проблемы толерантности;
Ø изучить международные правовые акты по вопросу толерантности;
|
|
Ø проанализировать методы воспитания толерантности;
Ø разработать комплексные социально-педагогические меры по развитию толерантности среди школьников.
Методы исследования:
1. Работа с научно-популярной литературой для более детального изучения проблемы;
2. Анкетирование школьников, учащихся МОУ «Лицей №1» г. Подольска;
3. Анализ полученных результатов, обработка данных.
4. Разработка программы профилактики.
Гипотеза исследования: если целенаправленно осуществлять деятельность по профилактике толерантности с как можно раннего возраста, то впоследствии дети будут более осознанно подходить к оценке своих действий и взглядов.