В соответствии с действующим УИ законодательством предусмотрены следующие виды контроля: *Контроль органов государственной власти.
*Судебный контроль
Данные виды предусмотрены УИК.
Международный контроль и контроль со стороны уполномоченного по правам человека РФ и субъектов РФ – не предусмотрен УИК, но существует.
Контроль призван следить за тем, чтобы не нарушались права. Во-вторых, следить, чтобы должностные лица в полном объеме в соответствии с законом исполняли обязанности.
Объем контроля в зависимости от наказания различен. Перечисленные в УИК применимы к лишению свободы, т.к. этот вид наказания больше всех ограничивает права и свободы осужденных, здесь у осужденных больше всего обязанностей.
Контроль органов государственной власти. Ст.19 УИК – речь идет об органах федеральных государственной власти. Если мы посмотрим ст.24, то увидим, что право посещения учреждений имеют не только федеральные органы, но и органы субъектов, а так же депутаты муниципальных образований в пределах соответствующих территорий.
До 2004 года ст.19 предусматривала контроль не только со стороны федеральных органов, а изменения в ФЗ «Об органах осуществляющих контроль в местах…» не были внесены.
Контроль проявляется в принятии НПА, это и непосредственный контроль, депутатские запросы – различные формы.
Судебный контроль. Ст.20 УИК – суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом на этапе исполнения приговора. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора в соответствии со статьями 397 (за исключением случаев, указанных в пунктах 1 и 18) и 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Судьи имеют право посещать учреждения исполняющих наказания, не получая разрешения со стороны администрации этих органов. Ст.24 УИК.
Прокурорский надзор. Включает в себя виды контроля: опосредованный, осуществляется в рамках исполнения законов федеральными министерствами – в обязанности прокуратуры входит проверка ведомственных правовых актов на соответствие ФЗ и КРФ.
Непосредственный контроль – прокуроры надзирают за исполнением законов судебными приставами, администрациями учреждений исполнения наказаний.
Ведомственный контроль. Осуществляется со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Самый действенный вид контроля. Главная форма – проведение проверок плановых и внеплановых. Плановые – в соответствии с графиком, внеплановые – когда того требует ситуация (ЧП, обращение гражданина о нарушении его прав и законных интересов). По итогам проверок составляются справки, даются ответы.
Общественный контроль. В соответствии со ст.23 УИК осуществляют если речь идет о воинских частях дисциплинарных, то это наблюдательные комиссии созданные в соответствии с ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящихся в местах принудительного содержания.
Направленность – соблюдение прав и законных интересов осужденных. Члены этих комиссий имеют право беседовать с осужденными, полномочия определяются ФЗ.
28.11.2008 Приказ ФСИН №652, в кот утверждено положение о порядке посещения учреждений УИ системы членами общественных наблюдательных комиссий.
Правом осуществления общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта РФ Указов Президента по вопросам помилования, а так же за условиями содержания осужденных обладают комиссии по вопросам помилования на территории субъектов РФ. Таким правом наделены в соответствии с Указом Президента 2007 года.
До 2008 декларация общественного контроля в УИК существовала, но в реальности его не было. Осуществлялось на основании разрешений и доброй воли администрации колоний.
Международный контроль. Существует 3 формы: 1) Представление государством докладов о соблюдении прав человека, в т.ч. и при исполнении наказания (раз в 4 года). Каждый доклад рассматривается комитетом, комитет включает свои замечания.
2) Сообщение иностранных государств о нарушении гражданских и политических прав, применении пыток, других жестоких или бесчеловечных, унижающих человеческое достоинство наказаниях.
3) Индивидуальные жалобы лиц, находящиеся под юрисдикцией России по указанным случаям. Одна из форм узаконена – ч.4 ст.12 – осужденный имеет право обращаться с заявлениями, жалобами в межгосударственные органы по защите прав человека. Аналогичные правила установлены и на европейском уровне. На европейском уровне создан комитет, члены кот могут посещать любые места в пределах юрисдикции этой конвенции.
Контроль уполномоченного. Рассматривает жалобы граждан РФ на действие органов, должностных лиц. Ежегодно представляет доклады
Осужденные имеют право обращаться в ЕСПЧ. Есть прецеденты, когда ЕСПЧ принимает решения на основании обращений осужденных. Это жалобы на условия содержания осужденных, на действия администрации по отдельным моментам.