Общая характеристика УИП

1.Понятие УИП

УИП употребляется в 3 значениях: отрасль законодательства, отрасль права, отрасль знаний

Понятие «законодательство» употребляется в широком и узком смысле. В узком смысле это совокупность законов, регулирующих общественные отношения, относящиеся к предмету УИП. В широком смысле УИ законодательство включает в себя весь комплекс различных по юридической силе нА. Поэтому под УИ законодательством следует понимать либо только законы, издаваемые по вопросам применения мер наказания либо весь комплекс НПА регулирующих комплекс мер УП воздействия.

В соответствии с.1ст.2 УИК, Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов. Кроме УИК есть закон «Об органах и учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы», закон «Об исполнительном производстве», закон «Об общественном контроле за местами принудительного содержания».

УИП как отрасль право – более широкое понятие. Охватывает весь комплекс УИ норм, как установленных законодательством, так и вытекающих из иных источников, в т.ч. постановлении исполнительных органов власти, международных договоров и т.д.

УИП как отрасль знаний представлена наукой и одноимённой учебной дисциплиной. Выражает взгляды и теоретические представления о процессе исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия. 12008 – учебная дисциплина.

УИП – продукт уголовно-исполнительной политики. Это деятельность государства по определению цели, принципов, стратегии, форм, методов по обеспечению исполнения наказания, исправлению осуждённых и предупреждению совершения новых преступлений.

Факторы, влияющие на уголовно-исполнительную политику:

1)социально-политическое состояние общества – чем меньше в обществе конфликтов, тем меньше жертв, тем реже мы хватаемся за меч уголовного права, больше времени для решения других социальных проблем

2)экономическое состояние общества – есть деньги – можно решить проблемы исполнения наказания: улучшение материальных условия содержания в местах лишения свободы

3)нравственное состояние общества и уровень правового сознания. Наше правовое сознание ошибочно считает, что чем жёстче наказание, тем меньше преступности.

4)состояние преступности во многом определяет жёсткость уголовной и уголовно-исполнительной политики. Как только растёт преступность, мы говорим, что надо устанавливать УО. Но это не панацея от всех бед.

5)международные акты по правам человека, об исполнении наказаний и о правах осуждённых. Они в большей степени носят рекомендательный характер. К ним мы должны стремиться. Но есть обязательные – нельзя пытать, содержать в бесчеловечных условиях и т.д.

6)достижения науки. РФ взяла курс на либерализацию УИ политики. Жестокость не способствует сокращению уровня рецидива. Чем больше человек находится в местах лишения свободы, тем устойчивее вбирает субкультуру мест лишения свободы. Ну и альтернатива в виде замены лишения свободы.

7)УПП – регламентирует процедуру исполнения и отбывания наказания.

2.Предмет УИП

Общественные отношения, которые возникают по поводу исполнения наказания и других мер уголовно-правового воздействия, а также в процессе постпенитенциарного воздействия на осуждённых.

Иные меры – условное осуждение, УДО, отсрочка отбывания наказания беременным и имеющим малолетних детей (теперь не только женщины, но и мужчины). Вот контроль за ними осуществляет уголовно-исполнительная инспекция. А вот контроль за принуд мерами мед характера не предусмотрен.

3.Методы и способы УИ регулирования

Метод носит императивный характер. УИП относится к публичному праву. Метод субординации, при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах. Договориться с государством можно только в определённых пределах. Статус всех органов определён с позиции государства.

Способы – запрещение, обязывание, управомочивание и поощрение. Запрещение – возложение на лиц обязанности воздержаться от совершения определённого рода действий. Запрет предполагает не разрешение тех деяний, совершение которых влечёт УИ ответственность (ст.116). Позитивное обязывание выражается в предписании совершить определённые действия (ст.103 УИК) – обязаны трудиться. Управомачивание состоит в предоставлении лицу определённых субъективных прав. Например, право на свидание, прогулку, отправление денежных средств, посылок, бандеролей, получение правовой помощи. Поощрение реализуется путём норм, стимулирующих положительное посткриминальное поведение преступника во время отбывания наказания, соответствующее как его объективным интересам, так и интересам всего общества. Например, ст.167 УИК – меры поощрения в отношении лиц, отбывающих лишение свободы. Свидание, подарки, разрешение выезда, предоставление отпуска с правом выезда, УДО.

4.Цели и задачи УИП

Мы связаны с исполнением наказания. Цели наказания – социальная справедливость, исправление и предупреждение.

Цель частного предупреждения решается путём лишения осуждённых возможности совершать новые преступления во время отбывания наказания (изоляция от общества, контроль и другие правоограничения).

Цель исправления может быть достигнута только при правильной организации исполнения наказания. Цель исправления считается достигнутой только когда лицо перестаёт быть рецидивоопасным.

Задачи

1)регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний

2)определение средств исправления осуждённых

3)охрана их прав, свобод и законных интересов

4)оказание осужденным помощи в социальной адаптации

Ч.2ст.1 УИК – сформулированы

Ранее данная отрасль называлась уголовно-исправительное право. Сейчас УИК регулирует исполнение всех видов наказания, ранее – только лишение свободы. Но традиционно сложилось, что УИП занимается лишением свободы, поэтому большинство вопросов связано именно с лишением свободы. Сейчас это отдельная отрасль, ранее это была подотрасль УП. Называлось это тюрьмоведение.

5. Понятие и виды норм. УИ норма – это официально-признанные и надлежащим образом зафиксированные государством, общеобязательные, позитивные, правила поведения осужденного, соблюдение которого обеспечивается государством и возможностью возложения предусмотренных УИП мер воздействия в случае его нарушения, направленные на регулирование общественных отношений, возникающих в уголовно-исполнительном процессе. Их специфика: *эти нормы регулируют вертикальные отношения между осужденным и госвом в лице органов и учреждений, исполняющих наказания, *они регулируют отношения возникающие в процессе и по поводу исполнения указанными органами наказания, назначенного данному осужденному и соответственно его отбытие осужденным, *в качестве санкций предусмотрено применение особого вида ответственности (уголовно-исполнительной) и особых мер гос принуждения, мер уголовно-исполнительного взыскания. По способам нормы существуют: *обязывающие (требования совершать определенные действия), например полный обыск в случае прибытия в уголовно-исправительное учреждение, обязательная изоляция в местах лишения свободы, *запрещающие (требования воздержаться от определенных действий, расцениваемых в силу этого в качестве противоправных), например, перечень работ и должностей, на которых запрещается использовать труд осужденных, *управомачивающие (предоставляет выбор варианта поведения в рамках установленных законом, например, замена длительного свидания на краткосрочное или на телефонный разговор), *поощрительная норма (правило поведение, соблюдение которого стимулируется смягчением или полным устранением уголовно-правового обременения), например ст.113 УПК.

6. Принципы: в отличие от уголовного права не раскрываются, а только названы в ст. 8 УИК.

*Принцип законности: верховенство закона при исполнении наказаний и применении средств исправительного воздействия, процесс исполнения и отбывания наказания должен строиться на строгом исполнении закона всеми субъектами УИ правоотношений. Конкретное отражение принципа законности в статьях УИК: ст. 4 - НА должны основываться на ФЗ, ст.10 – ограничение прав и свобод только ФЗ, ст.11 – осужденные обязаны выполнять только законные требования администрации, ст.12 – меры принуждения могут быть применены не иначе как на основании закона. Каким образом гарантируется реализация принципа законности? Установление разнообразного контроля (ст.19-24), право осужденных на обжалование действий администрации, право на получение юридической помощи. По правилам внутреннего распорядка свидание с адвокатами предоставляется только в свободное от работы время, «закон об оказании юр помощи» говорит обратное, то есть противоречие, поэтому отменили это правило в правилах внутреннего распорядка. Свидание с адвокатом – 4 часа, эти свидания не должны прослушиваться, просматриваться и контролироваться. Но есть ли такие помещения? Длительное свидание – 4 суток, причем свидание с адвокатом может проходить за пределами исправительного учреждения. ВС пришел к выводу, что это не свидание для осужденного, а свидание для оказания юр помощи, поэтому достаточно 4 часов. Требуется ли для предоставления свидания с адвокатом письменное заявление осужденного? ВС сказал, что не требуется, нужно только согласие осужденного, никакого заявления не требуется. По правилам внутреннего распорядка все лица могут быть подвергнуты обыску, в том числе полному обыску. Это было предметом рассмотрения ВС, исключения для адвоката нет, если есть основания полагать, что находится что-то запрещенное. Однако, основания никак не проверить.

*принцип гуманизма: КРФ - достоинство личности охраняется законодательством, никто не может быть подвергнутым пыткам истязаниям и тд, УК - наказание не имеет своей целью причинение физических страданий, ч.2 ст. 12 УИК – осужденные не могут быть подвергнуты мед опытам, истязаниям и тд., смягченный режим для женщин, несовершеннолетних, инвалидов 1 и 2 групп. Условия содержания в ШИЗО были предметом рассмотрения ВС: нарушение конституционного принципа гуманизма, проверка генеральной прокуратуры показала, что когда койки убираются, то есть лавки и табуретки, курение вредно для здоровья, поэтому нарушения принципа гуманизма нет.

*принцип демократизма: - несмотря на то, что исполнение наказания относится к предмету ведения РФ, закон предоставляет достаточно прав субъектам и ОМСУ в отношении расположенных на их территории учреждений, исполняющих наказание, в организации процесса исполнения наказания и контроль за их деятельностью. - Контроль общественных организаций за деятельностью учреждений, исполняющих наказание. - Коллегиальное решение по отдельным вопросам (перевод из одних условий в др по решению исправительного учреждения, признание злостным нарушителем режима постановлением начальника по представлению администрации). – Самодеятельные организации??? (они фактически есть, но юридически не могут существовать, так как нет законного основания).

*принцип равенства осужденных перед законом: уравнительная и распределительная стороны. Уравнительная: при определении места отбывания мы не можем учесть расу, пол, материальное положение. Распределительная: наиболее незащищенным (больным и несовершеннолетним) предоставляются льготы. С несовершеннолетних не взыскиваются средства на содержание их, они могут тратить свои средства без ограничений, для больных – они могут не работать, не входят посылки от родных с медикаментами.

*принцип дифференциации и индивидуального исполнения наказаний. Принцип дифференциации: разный объем правоограничений в зависимости от пола, возраста, категории преступления, формы вины и тд. Принцип индивидуализации: применение к осужденному правоограничений в зависимости от его личности, поведения в момент отбывания наказания.

*принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения (экономия репрессий): необходимо использовать и метод принуждения и метод убеждения (принцип кнута и пряника), важно их рациональное сочетание. Следует не только экономить репрессии, но и не допускать необоснованных поощрений и поблажек для осужденных. УИК подробно регулирует порядок применения мер поощрения и взысканий, определяет круг ДЛ, имеющих право применять конкретные виды поощрения и взыскания.

*принцип соединения наказания с исправительным воздействием: предполагает, что процесс исполнения наказания должен сопровождаться применением средств исправительного воздействия (труд, обучение, воспитательные работы), образуя тем самым единый карательно-воспитательный процесс. Объем воспитательного воздействия зависит от вида наказания (чем больше времени в учреждении, тем больше… Штраф или лишение свободы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: