Понятие исправление осужденных определено в ч.1 ст.9 УИК. Это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Исправление осужденного – одна из целей наказания. Исправление понимается как процесс. Это определение в целом соответствует международным стандартам обращениям с осужденными.
Термин воспитательное воздействие понимается широко – это все меры: труд, социальная подготовка, профессиональное обучение, физическое воспитание, применяемые с целью поддержания или восстановления физического или психического здоровья осужденных, их социальной реинтеграции и создание общих условий содержания в местах лишения свободы.
Впервые цель исправления была сформулирована в тюремной инструкции 1831 года – реально в полном объеме не применялась. Исправление по критерию правильного понятия о религии, об общих гражданских обязанностях, требующих преданности Отечеству, закону и властям.
Действующий УИК содержит указание на 6 основных средств исправления (применяются к отдельным видам - наказания, связанные с изоляцией от общества):
1) Режим - установленный порядок отбывания.
3) Общественно полезный труд
4) Общее образование
5) Профессиональная подготовка
6) Общественное воздействие
Применительно к осужденным военнослужащим могут и должны применяться иные средства, обусловленные прохождением службы.
Режим. Одно из основных средств. Установленный порядок исполнения и отбывания наказания – ч.2 ст.9 УИК. Есть 2 специальных понятия – ст.82 УИК, воинская дисциплинарная часть ст.156 УИК. Исполнение – это понятие, связанное с выполнением функции органов и должностных лиц, кот исполняют, реализуют наказание. Отбывание относится к осужденным. Требования режима распространяются на осужденных, персонал. Также в орбиту могут попадать и иные лица (кот посещают учреждения, на территориях, прилегающих к данным учреждениям).
Режим выполняет 4 функции (в литературе выделяют больше):
1) Правоограничительная
2) Воспитательная
3) Обеспечительная. Режим создает условия для применения остальных средств. Зачастую иные средства неприменимы без режима.
4) Профилактическая – мало свободного времени, некогда совершать преступления.
Если понимать режим в широком смысле, он применяется во всех наказаниях. Но у нас она закреплен в лишении свободы и дисциплинарной воинской части.
Воспитательная работа. Это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после отбытия наказания. Поговорить с Пряхиной!
Общественно полезный труд. Применяется к лишению свободы, к наказаниям, связанным с привлечением к труду. Цели:
*Воспитательная – формирование добросовестности.
*Экономическая – создание материальных ценностей, возможность расходовать данные средства, частичное возмещение затрат на свое содержание, возмещение ущерба, причиненного преступлением; пополнение фонда личных сбережений.
*Социальная – получение трудовых навыков позволяет лучше индивиду реинтегрироваться.
Средства исправления осужденных применяются дифференцировано и индивидуально. Дифференциация исполнения – распределение всей массы осужденных на категории и к этим категориям применяется различный объем правоограничений; зависит от вида преступления.
Индивидуализаия – зависит от личности осужденного и его поведения во время отбывания наказания.
Дифференцируется и индивидуализируется процесс исполнения наказания.