Вопрос 15 Конфессиональная классификация

/СОВЕТСКАЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА/ - т ермин для обозначения всей совокупности этнографических исследований в СССР (введен в 1946 г. С.П. Толстовым). По мнению С.А. Токарева, С.э. ш. Сложилась в начале 30-х годов, придя на смену отдельным, существовавшим ранее направлениям и группам ученых («школа Штернберга», «школа Анучина», «Школа Преображенского» и др.): «Все советские этнографы, признавшие марксизм-ленинизм единственным подлинно научным методом, объединились на базе этого метода и составили единую советскую школу в этнографии. Эта школа, спаянная единством взглядов по основным методологическим вопросам, противостоит теперь как единое целое всем и всяческим течениям в зарубежной буржуазной науке».Такое определение С.э.ш. справедливо лишь в том смысле, что методологической основой осуществляемых в СССР этнографических исследований является историко-материалистическая теория развития общества, и это принципиально отличает их от немарксистских этнографических школ. Вместе с тем марксизм не является исключительной привилегией лишь советских этнографов; в странах социализма этнографические исследования также базируются на марксистской методологии, но тем не менее развитие этнографического знания имеет там свои особенности, отчасти определяемые предшествующей исследовательской традицией. С другой стороны, переход советских этнографов к концу 20-х годов на позиции марксизма отнюдь не означал полной унификации подходов к решению важнейших теоретических и прикладных задач этнографии, а также к пониманию самого ее предмета. История советской этнографии показывает, что исследовательские концепции С.э.ш. существенно менялись на различных этапах ее формирования и развития. Эти особенности и являются критерием периодизации истории С.э.ш. Как советскими, так и зарубежными учеными предпринимались попытки охарактеризовать наиболее важные этапы развития С.э.ш. Так, С.А. Токарев выделял 4 этапа: начальный (вплоть до конца 20-х годов); период 30-х годов; Великая Отечественная война и послевоенное время до ХХ съезда КПСС; новый этап, начавшийся в 1956 г. (Токарев. 1958). Среди зарубежных авторов, предлагавших свою периодизацию истории С.э.ш., отметим Ли Ифу и Ван Эньцина, которые противопоставляют три этапа: 1917-1934; 1934-1945; послевоенное время (Ли Ифу, Ван Эньцин. 1983).

Дми́трий Константи́нович Зеле́нин (21 октября (2 ноября) 1878, село Люк Сарапульского уезда Вятской губернии — 31 августа 1954, Ленинград) — российский и советский этнограф. В развитии восточно-славянской фольклористики заметную роль сыграли сборники сказок, составленные Зелениным и его мысли о значении русских частушек, об эстетических возможностях этого фольклорного жанра. Этнографические работы Зеленина посвящены, главным образом, материальной культуре и верованиям восточных славян. Его работы признаны во всём мире.

Юлиа́н Влади́мирович Бромле́й (21 февраля 1921, Москва — 4 июня 1990, Москва) — советский историк и этнограф, академик АН СССР (1976). В историю отечественной этнологии вошел как основатель важнейших направлений, определивших развитие этнографических исследований в СССР, а также один из создателей современной теории этноса. Основные работы: Этнос и этнография (1973), Современные проблемы этнографии (1981), Очерки теории этноса (1983), Этносоциальные процессы: теория, история, современность (1987).

Лев Никола́евич Гумилёв (1 октября 1912, Царское Село, Российская империя — 15 июня 1992, Санкт-Петербург, Россия) — советский и российский учёный, историк-этнолог, доктор исторических и географических наук, поэт, переводчик с персидского языка.Основоположник пассионарной теории этногенеза. Лев Гумилёв предложил комплекс оригинальных методов изучения этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии и географии вмещающего ландшафта и археологических и культурных источников. Основу его исследования составила оригинальная пассионарная теория этногенеза, с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса.

Вопрос 17Генетическая антропология новые отрасли научного исследования, которое имеет дело с объединения ДНК с имеющимися данными вещественных доказательств и прошлых историях цивилизаций. Это позволит ученым, чтобы подбирать с помощью доступных генетической информации, которая может иметь большое значение в объяснении, как современного человека разумного развивались на протяжении тысячелетий.

Вопрос 18 Принципы классификации. Географическая классификация предусматривает распределение человечества по отдельным группам и народам в соответствии с местами их обитания. Но при этом она не учитывает их происхождения, уровня развития хозяйственных и социальных отношений, облика культуры. Поэтому географическая классификация больше используется при описании народов, чем при их исследовании. Вместе с тем расселенные по соседству народы нередко имеют общее происхождение и сходную культуру. Антропологическая классификация. Антропология исследует физические различия между людьми, исторически сложившиеся в ходе их развития в различной естественно-географической среде. Физические различия между группами людей, живущими на значительном друг от друга расстоянии, в разных природных условиях, называются в науке расовыми. Расы - это исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических" и физиологических признаках, варьирующихся в определенных пределах Расы постоянно смешиваются, поэтому они имеют не столько наследственный, сколько исторически сложившийся характер. Антропология считает расы совокупностью территориальных групп людей, а не^отдельных особей. По всем" главным морфологическим, физиологическим и психологическим особенностям, которые характеризуют современных людей, сходство между всеми расами очень велико, а различия не существенны. Антропологи выделяют обычно четыре большие расы, связанные между собой общностью происхождения. Это европеоидная, монголоидная, негроидная и австралоидная расы. Но ареалы распространения расовых типов перекрывают друг друга, вследствие чего возникают переходные, контактные расы. Кроме того, существуют древние, а также смешанные расы. Конфессиональная классификация В связи с таким многообразием религиозного состава населения мира одной из важных задач религиеведения является группировка, классификация религиозных общностей.(три мировых религии:будизм,ислам,христианство)

Вопрос 19 Генетическая классификация языков. В мире насчитывается несколько тысяч языков. Всего насчитывается около 240 языковых семей, более 100 изолятов и более 100 неклассифицированных языков. Семьи нередко объединяются в единицы более высокого уровня — макросемьи (филы, англ. phylum), однако большинство из них являются научно недоказанными и/или непризнанными большинством лингвистов. Как достоверные можно рассматривать лишь гипотезы о существовании ностратической и афразийской макросемьи. изолированными (то есть являются одноязыковыми семьями) или остаются неклассифицированными.

Вопрос 20 Среди перечисленных видов классификаций народов мира только хозяйственно-культурная является собственно этнографической и основывается на этнографических методах изучения хозяйства и культуры. Рассматриваемый вид классификации имеет существенное значение для этнографии и необходим при исследовании проблем этнической истории, истории возникновения и развития хозяйства и материальной культуры, исторических и культурных связей между народами, наконец, при установлении глобальной непрерывности и общности человеческих культур. Этнографические данные показывают, что при одном и том же уровне социально-экономического развития и в одинаковых условиях природно-географической среды у народов, даже не связанных между собой исторически и относящихся к разным этническим и языковым группам, возникают сходные явления в хозяйстве и материальной культуре. Сходные по этим признакам нар'оды классифицируются по хозяйственно-культурным типам (ХКТ). Под хозяйственно-культурным типом понимают в этнографии комплекс особенностей хозяйства и культуры, который исторически складывается у разных народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных условиях среды. Хозяйственно-культурные типы формировались на протяжении всей человеческой истории в ходе приспособления людей к окружающей среде. При этом одни типы очень древние, другие возникли позднее. Основными, определяющими элементами ХКТ являются характер и уровень развития хозяйства. Уровень развития культуры имеет в этом виде классификации второстепенное значение, так как человеческие культуры исключительно разнообразны и не дают возможности построить четкую систематику. В соответствии с уровнем хозяйственного развития ХКТ могут быть распределены по трем группам. Первая группа характеризуется преобладанием присваивающих отраслей деятельности (охота, рыболовство, собирательство). Вторая — преобладанием ручного мотыжного земледелия и ж_ивотно_водства. Третья - объединяет плужных земледельцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: