Основные этапы и порядок проведения аудиторской проверки

Аудиторская проверка строится в определенной последовательности. Наиболее часто употребляется подход «от общего к частному», то есть, начиная с аудита финансовой отчетности и заканчивая проверкой данных в первичных документах. Каждый аудитор самостоятельно выбирает последовательность своей работы исходя из особенностей аудируемого субъекта и условий договора, заключенного с клиентом.

Вообще практика аудита различает следующие основные этапы аудиторской проверки:

- общее изучение (ознакомление с персоналом и клиентом, принятие решения о начале проверки и целях ее проведения);

- предварительное ознакомление;

- планирование и составление общей программы аудита;

- системное изучение;

- выполнение аудита (т.е. проведение аудиторских процедур по существу);

- составление аудиторского заключения.

При этом, аудитором может быть предусмотрена конкретизация каждого этапа аудита для более эффективного выполнения действий в отношении конкретных объектов аудита в соответствии с их особенностями.

Как уже было отмечено выше, аудит проводится на основании договора между аудитором (аудиторской организацией) и заказчиком. Таким образом, на первоначальном этапе заключается договор на проведение аудита. Следующим этапом является общее изучение деятельности предприятия, методология которого также была описана выше.

Второй этап аудита финансовой отчетности предусматривает получение (пополнение) информации о клиенте, оценку аудиторского риска. Полученное представление будет являться основой для разработки программы аудита на этапе планирования, а также принятия решения о целесообразности проведения четвертого этапа - дополнительных проверок средств контроля.

В существующей практике при проведении аудита аудитор получает (пополняет) свою информацию о клиенте, которая включает в себя: информацию о бизнесе и отрасли клиента; учетную политику клиента и бухгалтерские процедуры; методы обработки бухгалтерской информации.

Предварительное ознакомление предполагает посещение фирмы до начало работы с ее документацией. Аудитор знакомится с ходом производства, персоналом, местами хранения товарно-материальных ценностей, оборудования и обеспечением их охраны, общей структурой организации, состоянием производственной дисциплины.

Порядок проведения аудиторских проверок зависит в значительной мере от степени осведомленности аудитора о деятельности проверяемого предприятия, об уровне организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии. Поэтому аудитору необходимо. приступить к сбору и изучению информации о хозяйственном субъекте. Ознакомление следует начинать с изучения основных документов: свидетельства о регистрации, учредительного договора, Устава, договоров на поставку продукции, лицензии на право осуществления внешнеэкономической деятельности и др.

Далее необходимо изучать основные показатели и отчетность предприятия, характер его деятельности, масштабы его производства, наличие производственных ресурсов, результаты его деятельности за исследуемый период и перспективное развитие предприятий.

При ознакомлении с предприятием следует определить объем хозяйственных операций и обусловленное им количество выписываемых первичных документов, в первую очередь по денежным и расчетным операциям, поскольку именно последние документы, как правило, подвергаются сплошной проверке.

Необходимо осмотреть предприятие, места хранения материальных ценностей.

Только в результате проведенного первоначального изучения предприятия можно определить примерный объем предстоящей работы и ее продолжительность. В соответствии с объемом работы и ее сложностью определяется стоимость аудита и эта сумма согласовывается с клиентом. Согласованная сумма, включая НДС, указывается в договоре на время проведения аудиторской проверки. После сбора информации о деятельности предприятия и изучения аудитор составляет план работы и знакомит с ним руководство предприятия.

Третьим этапом аудита является планирование аудита. На этом этапе аудита выбирается стратегия, наиболее эффективно уменьшающая степень риска, присущего аудиторской проверке. Определяется необходимость проведения дополнительной проверки, средств контроля и возможности значительного уменьшения количества процедур по существу или, если дополнительные проверки средств контроля окажутся неэффективными, полагаться преимущественно на процедуры по существу. Решение принимается на основе оценки степени внутрихозяйственного риска и риска средств контроля, проведенных на этапе сбора информации о клиенте и оценки рисков.

В процессе планирования аудитор распределяет выполнение отдельных этапов между участниками проверки. Использование результатов работы других аудиторов может сократить время проверки.

На четвертом этапе аудита аудиторы проводят системное изучение предприятия. Оно позволяет определить потоки и объемы информации, пункт наибольшей загруженности сбором и обработанной информацией и на этой основе сделать вывод: кому предоставлены право принятия решения и ответственность за реализацию этих решений по интересующим аудитора аспектам деятельности предприятия, т.е. кто является центром ответственности; по каким направлениям идет поток указаний от центра ответственности, не искажается ли они в пути, как распределены основные функции между исполнителями приказов и решений, исходящих от центра ответственности, какова их ответственность за исполнение и указания руководства. Приведенные положения можно отнести к системе изучения исходящего (сверху вниз) потока информации.

Другой поток информации идет "снизу вверх" и на своем пути подвержен деформации, т.к. подлежит обработке и переработке. Программа аудита описывает в логической последовательности характеристику и степень работы, которая должна быть выполнена и, следовательно, служит для работы, которая завершается выводами аудиторской проверки, облегчает контроль за выполнением работы; организует работу аудиторов наиболее эффективным образом.

Этап 5 называется «Выполнение аудита». Этот этап и есть непосредственное проведение аудиторских процедур по существу. По результатам проведения аудита на заключительном этапе аудитор составляет аудиторское заключение. На данном этапе аудитор по результатом аудита составляет отчет и представляет его заказчику в срок, определенный договором.

Форма и содержание отчета основываются на следующих принципах:

- отчет должен иметь заголовок, отличающий его от других;

- под отчетом ставится соответствующая запись и дата;

- отчет должен ссылаться на цели и масштабы аудита, информировать о задачах и границах аудиторских процедур;

- если отчет-аудитора подлежит публикации, то он должен публиковаться совместно с теми финансовыми документами, на которых основываются;

- в отчете должны указываться финансовые документы;

- в отчете аудитора должны указываться законодательный акт или др. основания для аудита;

- отчет должен содержать сведения, из которых пользователь может понять, что аудит проводится в соответствии со стандартами и общепринятыми методами работы;

- отчет должен представляться пользователю в оговоренные сроки.

Основные элементы аудиторского заключения. Аудиторская проверка завершается составлением заключения, в котором указывается, где и кем проводилась проверка, когда и за какой период, место проведения проверки и дата составления акта. Далее аудиторы отмечают, какие участки учетной работы проверены полностью, т.е. подвергнуты сплошной проверке, а какие выборочно. Заключение является конфиденциальным документом, составленным в 2-х экземплярах, один из которых передается клиенту, а второй остается в аудиторской организации с целью последовательного контроля.

Таким образом, аудиторское заключение может быть (без замечаний и оговорок, с замечаниями и оговорками несущественными) отказным и отрицательным, в котором аудитор подтверждает, что на предприятии учет ведется с грубыми нарушениями общеустановленных принципов и что отчетность недостоверна. Составленное заключение подтверждается подписью и личной печатью аудитора и отдается руководству проверяемого объекта.

Планирование аудита

Любая эффективная работа требует предварительного составления четкого плана или программы.

Планирование необходимо для получения существенной информации о бизнесе клиента и понимания систем учета и внутреннего контроля; оценки степени риска, в том числе риска материальных ошибок, который не может быть предотвращен системой внутреннего контроля клиентов; определения природы, времени и объема аудиторской работы. Отсюда аудитор должен разработать и документально оформить полный план аудита с описанием предполагаемого масштаба и характера проведения аудита.

Форма и содержание плана по аудиту может меняться в зависимости от объема работы, сложности аудита, специфической методологии и технических приемов, используемых конкретным аудитором. Общий план проверки должен быть составлен аудитором так, чтобы он предусматривал: приобретение знаний о деятельности клиента, о принятой им учетной политике и системе внутреннего контроля; установление ожидаемого доверия внутреннему аудиту; определение и программирование содержания, времени проведения и объема аудита, подлежащих выполнению; координацию выполняемой работы.

Аудитор может обсудить элементы общего плана с руководством и персоналом клиента для совершенствования и действенности проводимого аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала клиента. Однако общий аудиторский план остается объектом непосредственно аудиторской ответственности.

Общий план проверки должен быть составлен аудитором так, чтобы он предусматривал: приобретение знаний о деятельности клиента, о принятой им учетной политике и системе внутреннего контроля; установление ожидаемого доверия внутреннему аудиту; определение и программирование содержания, времени проведения и объема аудиторских процедур, подлежащих выполнению; координацию выполняемой работы.

Чтобы получить знания о деятельности клиента, аудитору необходимо предусмотреть изучение годовых отчетов клиента на собраниях и заседаниях совета директоров, внутренних финансовых отчетов руководства за текущий и препятствующий период, рабочих аудиторских бумаг предшествующего года, обзорных материалов о состоянии экономики и ее воздействии на деятельность клиента, особенностей предприятия, его хозяйственной и финансовой деятельности.

При составлении общего плана ожидаемого масштаба работ по проведению аудита аудитору целесообразно также рассмотреть следующие вопросы: условия контракта и установленные законом положения об ответственности аудитора; определение наиболее важных вопросов проводимого аудита; работа внутренних аудиторов и масштабы их вовлечения в аудит и т.д.

Наряду с составлением общего плана работы аудитор должен разработать и документально оформить программу, определяющую характер, сроки и объем запланированных процедур аудита, требующихся для того, чтобы выполнить полный, план. Она представляет собой серию инструкций для помощников аудитора, вовлеченных в аудит, а также средство контроля за качеством выполнения работы.

Содержание программы аудита. Специфика предприятия, объем и сложность работы по его проверке каждый раз требуют определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов.

С этой целью руководителем бригады составляется программа проверки в которой указывается:

- цель аудита. Целями аудита могут быть: экспертиза оценки состояния учета, проверка достоверности показателей годовой финансовой отчетности, разработка мероприятий по укреплению финансовой устойчивости предприятия и т.д.;

- основные участки работы предприятия и объекты учета, подлежащие проверке. В программе проверки указываются те участки работы, которые будут исследованы в ходе аудита. Надо, во-первых, отметить наиболее важные участки, имеющие определенные значения для финансово-хозяйственной деятельности предприятия и формирования ее результатов. И, во-вторых, надо указать, что другие участки работы предприятия, будучи нужными и полезными, решающего влияния на результаты деятельности не оказывают;

- характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.);

- закрепление обязанностей за членами бригады. Если проверку осуществляет бригада аудиторов, то следует заранее определить, какие участки возьмет тот или иной аудитор;

- предполагаемая продолжительность проверки. Продолжительность аудиторской проверки может быть различной, однако практика показывает, что 2-недельная интенсивная работа приносит не менее точные и полезные результаты, нежели растянутые во времени на долгие недели.

Таким образом, в процессе исследования методологических основ аудита были выявлены основные этапы и последовательность проведения аудиторской проверки. Далее, во второй главе курсовой работы рассмотрим последовательность проведения аудиторской проверки непосредственно на конкретном предприятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: