Сексуальность согласно Иоанну Павлу II
Опубликовано пт, 01/11/2013 - 13:41 пользователем АлексейКазак
Сексуальность согласно Иоанну Павлу II - Краткое изложение книги
Ив Семен (Yves Semen) в издательстве Presses de la Renaissance
Предисловие монсеньора Dominique Rey, Епископа Тулона
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие Mgr Dominique Rey, епископа Тулона
Введение
I- Иоанн-Павел II: небывалый подход к сексуальности
Традиционная теология брака
«Сеть Вуек»
Лавка ювелира и Любовь и ответственность
Humanae Vitae
Теология тела
II- План Бога о человеческой сексуальности
Первоначальное одиночество
Единство истоков
Нагота невинности
Песнь любви истоков
Супружеское значение тела
III- Грех, желание и похоть
Грех истоков
Сексуальный стыд
Господство
Разъединение
Любовь сильнее, чем смерть
IV- Воскресение
Воскресение и цель брака
Девство «ради Царства»
Единственное предназначение человека
V - Брак и искупление тела
Взаимное подчинение супругов
Брак, первостепенное таинство
Сакраментальная благодать брака
Брак, прототип таинств
Знак брака Агнца
VI- Сексуальность и святость
Норма супружеского акта
Свет теологии тела
Половой акт, язык общения
Целомудрие, все качества свободы и святости
Пророки тела
Заключение
ПРЕДИСЛОВИЕ
Mgr Dominique REY
Епископ Тулона
В его катехизических наставлениях по средам, посвященных человеческой любви в божественном плане, Иоанн Павел II разработал антропологию, которая подчеркивает новаторский и просвещенный характер теологии тела. С реальным педагогическим талантом Ив Семен желал дать воспользоваться читателю исследованиями по этой теологии и сделать доступной широкой публике мысль папы. Она «пытается понять и интерпретировать человека в том, что есть существенно человеческое». Основываясь на опыте значений сексуальности, который возникает в сознании, точно комментируя учение Иоанна Павла II о теологии тела, Ив Семен подчеркивает передовые "персоналистические" наработки по сравнению к классической теологии брака, более «институционалистской» и следовательно более «объективистской», даже «физицистской (материалистической)». Отметим также глубоко библейское укоренение этой теологии тела согласно Иоанну Павлу II.
Надо действительно подчеркнуть, что Собор, в своей конституции Gaudium et Spes, удовлетворяя некоторые персоналистические требования начала XX в., выбрал представлять брак прежде всего не как установление, "officium naturæ (природный долг)", но как «communitas vitæ (общение жизни) и amoris conjugalis (супружеская любовь)», выдвигая вперёд личностные ценности любви.
Иоанн Павел II, философское образование которого было пропитано персонализмом, располагается очевидно на этой линии, и уточняет в своих трудах "Familiaris Consortio" и в своих «катехизических беседах по средам» эти персоналистические наработки. Тем не менее его богословское образование, явно в томистском духе, исправляет некоторый "психологический персонализм", у которого была бы тенденция настаивать исключительно на субъективных данных супружеской любви, рискуя преуменьшать объективные данные тела, развивая «объективный или онтологический персонализм», который стремится показать, как тело у человека, вследствие своего существенного единства с духовной душой, одарено "языком" и брачным "значением". Он показывает, как брачное "значение" тела укореняется в его «внутренней структуре», которая внутренне располагает его к межличностному дару супругов в любви.
Предпосылкой этих наработок, которая, мне кажется, является подлинным «принципом синтеза» мысли Иоанна Павла II в данном вопросе, является, согласно оригинальному выражению Gaudium et Spes идея «природы человеческой личности» (GS 51), которая «едина из тела и души» («corpore et anima unus» GS 14). Это - то, что позволяет утверждать, что сексуальность, которая воплощается в телесной реальности мужчины и женщины, есть «фундаментальная составляющая» личности; мужественность и женственность являются атрибутами личности и определяют её в «субстанциональном единстве» или в её «объединенной совокупности», и следовательно не являются простым случайным различием, так как в этом случае это могло бы ввести сексуальное поведение, где различие не имеет больше значения и где объединительные и порождающие значения сексуальности могли бы быть разъединенными, в пользу искренности субъективных чувств.
В сущности, великая идея, которую развивает Иоанн Павел II, в особенности в своих катехезах о теологии тела, состоит в том, что брачный характер тела есть воплощение способности личности любить как дар самого себя. В Veritatis Splendor Иоанн Павел II возвратится к этому субстанциональному единству тела и души, которая создает «природу человеческой личности», против любого дуализма, который состоял бы в том, чтобы отбросить тело на периферию личности: тело и душа внутренни взаимно, одно по отношению к другой.
В релятивистском и плюралистическом контексте в вопросе морали, этот труд Ива Семена позволяет нам пересмотреть, в большой верности нравственному учению Церкви, как воскресение тела освещает актуальную реальность сексуальности.