Антропология узбеков

Среди современных узбеков преобладают Памиро-ферганский тип европеоидной расы (Памиро-ферганская раса или раса Среднеазиатского междуречья)[50][51][52]. Памиро-ферганская раса возникла в результате метисации мощного андроновского (палеоевропеоидного) типа и местного грацильного медитерранидного типа.

Памиро-ферганская раса большой европеоидной расы; фиксируется монголоидная примесь[15].

В западных районах Узбекистана сильно распространен каспийский подтип европеоидной расы. Также в некоторых группах присутствует монголоидная примесь[5

Восточная Азия

Восто́чная А́зия (кит. 东亚, кор. 동아시아, яп. 東アジア) — восточная часть Азии.

Примыкает к Тихому океану в умеренном, субтропическом и тропическом поясах. Рельеф характеризуется сложным сочетанием гор и равнин. Значительная часть Восточной Азии расположена в зоне Западно-Тихоокеанского геосинклинального пояса. Присущи вулканизм (Камчатка и горно-островные дуги), значительная сейсмическая активность.

Климат муссонный, сезонно-влажный, нередки тайфуны, наводнения.

Естественная растительность представлена главным образом лесами, в северной части леса преимущественно смешанные и таёжные, на юге — широколиственные субтропические и тропические. В районах с низкой влажностью лесостепи и степи.

Равнины возделаны и густо заселены.

К региону Восточной Азии относятся Дальний Восток России, Китай, Тайвань, Япония, КНДР, Республика Корея и Монголия.

Население относится к большой монголоидной расе.

Монголы — типичные представители центральноазиатской расы третьего порядка в пределах североазиатской расы. Они ха­рактеризуются брахикефальным массивным черепом с сильно уплощенным широким и высоким лицом, высокими глазница­ми, слабо выступающим широким носом, выраженной складкой верхнего века. К этому же типу относятся и проживающие в МНР казахи, буряты, урянхайцы. На востоке предполагается наличие примеси дальневосточной расы. Фрагментарные палео-антропологические данные свидетельствуют о древности фор­мирования этого типа, сохранившегося до современности в от­носительно чистом виде.

Население Кореи Относится к дальневосточной расе второго порядка, обнаруживает большое сходство с северными китайцами. Но корейцы более брахикефальны с сильнее развитым тре­тичным волосяным покровом, большей шириной носа, имеют более толстые губы, т. е. им, как и южным китайцам, присущи элементы южноазиатской расы.

Несколько черепов эпохи неолита из раскопок в Юки около Посьета в Северной Корее (брахи - и мезокранны с высоким, несколько широким и плоским лицом, ортогнатные) свидетель­ствуют о древности формирования антропологического типа корейцев.

Японцы По расовому облику представляют своеобразный ва­риант тихоокеанской расы третьего порядка, в пределах дальне­восточной — второго. Смешанность антропологического состава японцев проявляется в особенностях их внешнего облика. Так, с айнами их сближает сильнее развитый, чем у типичных пред­ставителей дальневосточной расы (китайцы, корейцы), третич­ный волосяной покров, часто встречающиеся волнистые воло­сы. Кроме того, у японцев, как и у южных монголоидов, более темная кожа, шире нос, толще губы, ниже лицо и длина тела — до 160 см (рис. 20).

Немногочисленное Айнское население По антропологическо­му типу отличается от всех окружающих его народов и относится к курильской (айнской) расе, занимающей промежуточное ме­сто между экваториальной и азиатско-американской большими расами. С австралийской расой их связывает сравнительно свет­лая кожа, толстые губы, широкий нос и обильный третичный волосяной покров, волнистость волос; с монголоидами — плос­кое лицо, эпикантус, жесткие волосы. Обилие волосяного по­крова на лице и теле придает им некоторое сходство с европеои­дами. Современное айнское население несет на себе следы примеси японцев.

Вопрос о заселении Японии неясен, но неолитические чере­па более сходны с айнскими, чем с японскими. Можно предпо­ложить, что в формировании антропологического состава японцев принимали участие дальневосточная, курильская и южноазиат­ская расы. Изменение антропологического типа японцев во вре­мени происходило на автохтонной основе вследствие микроэво­люционных эпохальных процессов в условиях относительной географической изоляции.

Наиболее подробно изучено современное и древнее Население Китая (Чебоксаров, 1982). В антропологическом отношении со­временное население неоднородно. Наблюдается географиче­ская направленность в распределении важнейших расово-диаг-ностических признаков. С севера на юг цвет кожи становится темнее, увеличивается частота встречаемости мягких и волни­стых волос, возрастает интенсивность роста бороды, становится более ортогнатным при меньшей высоте лицо, короче и шире нос, толще губы при большей прохейличности верхней, умень­шаются выраженность эпикантуса и складки верхнего века, уп­лощаются переносье и поперечный профиль спинки носа.

К югу наблюдается сдвиг в расовом облике в сторону австра-лоидного ствола: уменьшается продольный диаметр головы и со­ответственно возрастает головной указатель, снижается выраженность надбровья, частота встречаемости вогнутой спинки носа, приподнятых форм его кончика и основания, уменьшается высотный диаметр головы.

Выделяют ряд типов — рас третьего порядка.

Граница между ареалами континентальных и тихоокеанских монголоидов проходит по Большому Хингану и южному краю монгольского плато. В зоне пограничья эти типы издавна интен­сивно смешивались. Среди народов Северо-Западного Китая происходило смешение не только континентальных и тихооке­анских монголоидов, но и с различными европеоидными компо­нентами, известными с неолита и эпохи бронзы на юге Сибири, в Центральной и Средней Азии. Тихоокеанские монголоиды в настоящее время обнаруживают заметную европеоидную при­месь: сильный рост бороды, мягкие волосы, незначительное раз­витие складки верхнего века и эпикантуса, слабое выступание скул, относительно высокое переносье. Хотя это может быть следствием сохранения черт недифференцированного монголо­идного типа, исходного для айнов.

ХКТ пашенное и ручное земледелие рыболовство

Хозяйственно-культурные типы народов Восточной Азии отражают особенности их социально-экономического развития в различных естественно-географических условиях. Типы эти в первую очередь связаны с общим уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений, так как именно они определяют в конечном счете специфику взаимодействия людей с окружающей природой в разные исторические эпохи.

С этой точки зрения можно говорить о трех основных группах хозяйственно-культурных типов, отличающихся друг от друга все более и более высокой производительностью труда, а вместе с тем и последовательно нарастающей величиной прибавочного продукта. К первой группе относятся типы с преобладающей ролью охоты, собирательства или рыболовства, ко второй — мотыжного земледелия или животноводства, к третьей — плужного земледелия. Эта группировка применима ко всем хозяйственно- культурным типам, сложившим ся до эпохи капитализма и частично существующим еще в настоящее время.

Для типов первой группы характерно то, что единственным источником существования людей являются дикорастущие растения и дикие животные, т. е. готовые дары природы, которые надо, конечно, добыть и соответствующим образом обработать для употребления в пищу, но не надо выращивать, искусственно культивировать или выкармливать.

ЯЗЫКИ

Мяо-яо, монгольские..синотибетская,

ТИБЕТЦЫ, пёба (самоназвание), народ, коренное население Тибета. Живут в основном в Китае (4750 тыс. человек, Тибетский автономный район, провинции Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань), также в Индии (70 тыс. человек), Непале, Бутане, Швейцарии. Кроме общего самоназвания широко употребляются областные названия тибетцев: амдова (Цинхай), камба, или кхампа, сифань (Сычуань и соседние районы Тибета), и др. Говорят на диалектах тибетского языка. Письменность со своим алфавитом создана на основе санскритского в VII веке.

Территория Тибета была обитаема уже в период палеолита и неолита. Предки тибетцев в VI веке создали свою государственность. С тибетскими правителями искали связи соседние государства, в том числе Китай и Индия. В дальнейшем власть приняла форму теократического правления во главе с далай-ламой и панчен-ламой.

По занятиям выделяются хозяйственно-культурные типы горных оседлых земледельцев — свыше половины всех тибетцев (ячмень, пшеница, рис; применяется искусственное орошение), полуоседлых земледельцев-скотоводов и кочевников-скотоводов (яки, лошади, овцы, козы; як используется также как вьючное животное). Развиты ремёсла — гончарное, ткацкое, литьё из бронзы и меди, резьба по дереву и камню и др. В Китае у тибетцев возникает промышленность.

Традиционные жилища оседлых тибетцев — каменный дом-башня с плоской крышей (нижний этаж для скота и инвентаря, верхний — жилой), на юге и востоке — срубные, кочевники живут в шерстяных палатках.

Мужская одежда — куртка и штаны, поверх — халат запашной на правую сторону, с длинными рукавами и поясом, летний — из сукна или материи, зимний — из овчины (чуба). Одежда без карманов, поэтому все предметы, в том числе личную деревянную чашку для еды, носят за пазухой. Женская одежда — короткая кофта, юбка, длинная безрукавка, полосатый цветной передник; зимой аналогична мужской чуба. Женские головные уборы разнообразны, мужские — шляпа или меховая шапка. Женщины и часто мужчины носят косы и украшения. Обувь — кожаные сапоги с загнутыми носками, внутри — шерстяные чулки.

Основная традиционная пища — цзамба (поджаренная ячменная мука, смешанная с маслом, иногда с чаем), молочный чай, мясо; у скотоводов преобладает мясо-молочная пища. Кислое молоко — почётное угощение; другой национальный напиток — ячменное пиво.

Сословное расслоение было более чётко выражено у земледельцев. Семья малая, брак преимущественно патрилокальный. У земледельцев вплоть до недавнего времени сохранялись полиандрия (с патрилокальностью) и полигамия (с матрилокальностью).

У тибетцев солнечно-лунный календарь, в месяце 30 или 29 дней, в году 354 дня. Поэтому через каждые два с половиной или три года добавляется один месяц в 30 дней. Цикл в 60 лет начинается с года мыши и дерева. Самый большой праздник — Новый год, накануне которого в монастырях устраивается мистериальное представление-пантомима лам с танцами — цам. В 15-й день отмечается праздник фонарей, во время которого всё поселение украшается фонарями и выставляются картины из цветного масла. Особенно красивы праздники в Лхасе и Шигатцзе. Тибетцы — буддисты северного толка Махаяны, имеются секты, преобладает желтошапочная секта гелугпа. Сохраняется древняя шаманистическая религия бон.

Богато и разнообразно народное творчество. Широко бытует эпос. Большой популярностью пользуется праздник цам под аккомпанемент музыкальных инструментов — смычковых, свирелей, колокольчиков, сопровождаемый театрализованными представлениями.


АМЕРИКА

Население Америки составляет более 650 млн. человек. Из обеих Америк наиболее населенной является северная Америка, население которой составляет около 400 млн. человек. Коренное население континента (а это индейцы, алеуты и эскимосы, которых осталось очень мало) относится к монголоидной расе. Большинство же современного населения являются выходцами из Европы. Более 20 млн. американцев - это потомки завезенных из Африки рабов, очень много в Северной Америке и смешанного населения. Плотнее всего населена материковая часть Центральной Америки (Мексика) и острова Карибского бассейна (Куба, Доминиканка...), высокая плотность населения и в районе Великих озер и на Тихоокеанском побережье (США и Канада).

Население Южной Америки составляет более 250 млн. человек. Испанская и португальская колонизация материка, а так же завезенные на американский континент африканцы привели к очень пестрому этническому составу Америки. Здесь осталось и много потомков коренного населения - индейцев, представителей монголоидной расы, которые являются наследниками древней цивилизации инков. Сегодня большинство населения Южной Америки говорят на испанском и португальском языках, поэтому Южную Америку вместе с Центральной называют Латинской. Значительная часть населения живет на побережье континента (особенно Атлантическом) и в крупных городах, Таких как Сан Пауло, Рио, Буэнос-Айрес и других.

Самой населенной страной обеих Америк является США. Население США на начало 2008 года составляло 303 миллиона человек. По прогнозам, к 2050 году население США достигнет 438 миллионов человек, при этом каждый пятый американец будет иммигрантом.

ика

часть света, образуемая двумя материками — Северной Америкой и Южной Америкой. А. расположена в Западном полушарии, между Атлантическим и Тихим океанами. В состав А. входит крупнейший в мире остров Гренландия и ряд др. близлежащих островов. В Северной А. часто выделяют Центральную А. (между Теуантепекским и Панамским перешейками) и острова Вест-Индии. Изолированность Северной и Южной А. друг от друга, удалённость их от других частей света, значительные размеры площади и резко различные природные условия (при сходстве геологического строения и рельефа) дают основание считать Северную и Южную А. самостоятельными материками. Границу между ними обычно проводят через Панамский перешеек. Общая площадь А. 42,5 млн. км2. Население 479 млн. чел. (1967).

Гренландию и северо-восточное побережье Северной А. впервые увидели норманны в 10—11 вв. (первое открытие около 900). Антильские острова, часть северного побережья Южной А. и южная часть Карибского побережья Северной А. были открыты X. Колумбом в 1492—1503 (существуют предположения, что эти территории были обнаружены задолго до появления экспедиции Колумба у берегов А.). Название А. дано лотарингским картографом М. Вальдземюллером в 1507 в его «Введении в космографию» по имени флорентийца Америго Веспуччи, впервые высказавшего предположение, что открытые земли в Западном полушарии являются новой частью света.

Коренное население доколумбовой А. состояло из множества индейских племён и народов (см. Индейцы), а также — эскимосов (См. Эскимосы) (на Крайнем Севере А.). Установление господства европейцев в А. сопровождалось уничтожением значительной части индейского населения, а также его вымиранием в результате распространения завезённых колонизаторами болезней, жестокой эксплуатации и пр. Современное население А. состоит из потомков европейских переселенцев и ввезённых в качестве рабов африканцев, смешавшихся в большинстве стран друг с другом и остатками аборигенного индейского населения. В антропологическом отношении население А. чрезвычайно разнообразно, в нём смешались представители всех трёх больших рас человечества: европеоидной, монголоидной и экваториальной (негро-австралоидной). Характер смешения этих компонентов различен в разных частях А. Наиболее многочисленная группа — европеоидная, представители которой составляют около 90% населения Северной А. и около 1/3 — Латинской А. Вторая по численности группа — Метисы, потомки от смешанных индейско-европейских браков. Они составляют основное население ряда стран (Мексики, большинства Центральноамериканских республик, Венесуэлы, Парагвая и др.). Третья группа — Мулаты, появившиеся в результате смешения европейского населения с африканским. К ним принадлежит часть населения Бразилии, Кубы, Венесуэлы, США, ряда стран Вест-Индии. Имеются также группы смешанного индейско-негритянского происхождения (в Бразилии, Венесуэле, Колумбии). В следующую группу — негроидную, входят несмешавшиеся (вернее, мало смешавшиеся) потомки африканских негров-рабов. Большое число их живёт в Бразилии, они составляют основное население Гаити, Ямайки и большинства др. стран Вест-Индии; к ним принадлежит также негритянское население США. Аборигенное население — индейцы, принадлежащие к особой ветви монголоидной расы (см. Американская раса), сохранилось в ряде районов Центральной и Южной Америки (на территориях современной Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Экуадора, Перу, Гватемалы, Парагвая, Бразилии, Мексики и др.); в США, Канаде и некоторых др. странах индейцы сселены в специально созданные резервации.

Подавляющее большинство населения А. говорит на языках индоевропейской семьи. Английский язык господствует в Северной А., испанский— в Мексике и большинстве стран Южной и Центральной А., португальский — в Бразилии, французский язык является одним из двух государственных языков Канады, а также распространён на Гаити и ряде малых островов Вест-Индии. Крупные индейские народы (кечуа, аймара, ацтеки и др.) в значительной мере сохранили свои языки, языки же народов Африки не сохранились ни у одной из этнических групп.

Во всей Латинской А. преобладает католическая религия. Лишь немногочисленные индейские племена, живущие в недоступных районах, сохраняют свои племенные верования. У народов, где значительную долю составляют негры и мулаты, с католицизмом сплелись верования и обряды африканского происхождения. В северной А. распространены, наряду с католицизмом, который исповедует около четверти населения, многочисленные протестантские церкви и секты.

Наиболее значительные по численности нации А.: Американцы, англо-канадцы (см. Канадцы), Мексиканцы, Бразильцы, Аргентинцы, Колумбийцы, Чилийцы, Венесуэльцы, Кубинцы.

Политическое деление Америки (по состоянию на 1967)

Северное побережье Северной Америки и прилегающие острова входят в пояс арктического климата с преобладанием арктических воздушных масс во все сезоны года. Наиболее низкая средняя зимняя температура наблюдается над Гренландией (-44...-50 °С), в остальных областях средняя январская температура обычно не ниже -35 °С. Летом почти на всей территории сохраняется отрицательная или близкая к 0 °С положительная средняя месячная температура. В течение всего года характерны облачность, туманы и снежные бури. Зимняя полярная ночь продолжается до пяти месяцев. В пределах этого пояса имеются центры современного покровного оледенения.

Арктическая р. – это часть большой монголоидной р.. Представители данной расы отличаются выступающим длинным носом, темными глазами и волосами, долихокефалией (длинноголовостью).

ЭСКИМОСЫ, этническая общность, группа народов в США (на Аляске — 38 тыс. человек), на севере Канады (28 тыс. человек), в Дании (остров Гренландия — 47 тысяч) и Российской Федерации (Чукотский автономный округ Магаданской области — 1,5 тыс. человек). Общая численность 115 тыс. человек. Языки эскимосско-алеутской семьи, разделяются на две группы: инупик (близкородств. диалекты островов Диомида в Беринговом проливе, севере Аляски и Канады, Лабрадора и Гренландии) и юпик — группа из трёх языков (центральный юпик, сибирский юпик и сугпиак, или алутиик) с диалектами, на которых говорит население запада и юго-запада Аляски, острова Святого Лаврентия и Чукотского полуострова.

Сформировались как этнос в районе Берингова моря до конца 2-го тысячелетия до нашей эры. В 1-м тысячелетии нашей эры предки эскимосов — носители археологической культуры туле расселились на Чукотке и вдоль арктического побережья Америки до Гренландии.

Эскимосы разделяются на 15 этнокультурных групп: эскимосы южной Аляски, на побережье залива Принс-Уильям и острове Кадьяк, подверглись сильному русскому влиянию в период деятельности Российско-Американской компании (конец XVIII — середина XIX вв.); эскимосы запада Аляски, в наибольшей степени сохраняют язык и традиционный образ жизни; сибирские эскимосы, включая эскимосов острова Святого Лаврентия и островов Диомида; эскимосы северо-запада Аляски, живущие по побережью от залива Нортон до американско-канадской границы и во внутренних районах севера Аляски; эскимосы Макензи — смешанная группа на северном побережье Канады вокруг устья реки Макензи, образовавшаяся в конце XIV — начале XX вв. из коренных жителей и эскимосов-нуналиит — переселенцев из северной Аляски; медные эскимосы, названы по орудиям из самородной меди, изготовляемым холодной ковкой, обитают на северном побережье Канады вдоль залива Коронейшен и на островах Банкс и Виктория; эскимосы-нетсилик в Северной Канаде, на побережье полуостровов Бутия и Аделейд, острова Кинг-Уильям и в низовьях реки Бак; близкие к ним эскимосы-иглулик — обитатели полуострова Мелвилл, северной части острова Баффинова Земля и острова Саутгемптон; эскимосы-карибу, живущие во внутренней тундре Канады к западу от Гудзонова залива смешанно с другими эскимосами; эскимосы Баффиновой Земли в центральной и южной частях одноименного острова; эскимосы Квебека и эскимосы Лабрадора соответственно на севере — северо-востоке и западе — юго-западе, вплоть до острова Ньюфаундленд и устья залива Святого Лаврентия, побережье полуострова Лабрадор, в XIX веке участвовали в сложении метисной группы «сеттлеров» (потомков от браков между эскимосскими женщинами и белыми охотниками и переселенцами); эскимосы запада Гренландии — самая многочисленная группа эскимосов, с начала XVIII века подверглись европейской (датской) колонизации и христианизации; полярные эскимосы — самая северная на Земле группа аборигенного населения на крайнем северо-западе Гренландии; эскимосы восточной Гренландии, позднее прочих (на рубеже XIX—XX вв.) столкнулись с европейским влиянием.

На протяжении своей истории эскимосы создали формы культуры, приспособленные к жизни в Арктике: гарпун с поворотным наконечником, охотничья лодка-каяк, глухая меховая одежда, полуземлянка и куполообразное жилище из снега (иглу), жировая лампа для варки пищи, освещения и обогрева жилища и др. Для эскимосов были характерны неоформленность племенной организации, отсутствие в XIX веке родов (кроме, по-видимому, берингоморских эскимосов). Хотя некоторые группы были христианизированы (XVIII век), эскимосы фактически сохраняли анимистические представления, шаманизм.

У эскимосов выделяется пять хозяйственно-культурных комплексов: охота на крупных морских животных — моржей и китов (эскимосы Чукотки, острова Святого Лаврентия, побережья северо-запада Аляски, древнее население западной Гренландии); охота на тюленей (северо-западная и восточная Гренландия, острова Канадского Арктического архипелага); рыболовство (эскимосы запада и юго-запада Аляски); бродячая охота на оленей-карибу (эскимосы-карибу, часть эскимосов севера Аляски); сочетание охоты на карибу с морской охотой (большинство эскимосов Канады, часть эскимосов севера Аляски). После втягивания эскимосов в орбиту рыночных отношений значительная часть их перешла к товарной пушной охоте (трапперству), в Гренландии — к товарному рыболовству. Многие работают на строительстве, железорудных рудниках, нефтепромыслах, в арктических факториях и пр. У гренландцев и эскимосов Аляски появились зажиточная прослойка и национальная интеллигенция.

К середине XX века сформировалось четыре самостоятельных этнополитических общности эскимосов.

1) эскимосы Гренландии — см. Гренландцы.

2) эскимосы Канады (самоназвание — инуит). С 1950-х годов канадское правительство стало проводить политику концентрации коренного населения и строительства крупных посёлков. Сохраняют язык, распространены также английский и французский языки (эскимосы Квебека). С конца XIX века имеют письменность на основе силлабического алфавита.

3) эскимосы Аляски, в значительной степени англоязычны, христианизированы. С 1960-х годов ведут борьбу за экономические и политические права. Сильны тенденции к национально-культурной консолидации.

4) эскимосы азиатские (сибирские), юпигыт, или югыт (самоназвание — «настоящие люди»; юиты — официальное название в 1930-х годах). Язык относится к группе юпик, диалекты — сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский, и науканский. Письменность с 1932 на основе чаплинского диалекта. Распространён русский язык. Расселены на побережье Чукотского полуострова от Берингова пролива на севере до залива Креста на западе. Основные группы: навукагмит («науканцы»), живущие на территории от поселка Инчоун до поселка Лаврентия; унгазигмит («чаплинцы»), расселившиеся от пролива Сенявина до бухты Провидения и в поселке Уэлькаль; сиренигмит («сиреникцы»), жители поселка Сиреники.

Основное традиционное занятие — охота на морского зверя, в основном моржа и тюленя. Развитая до середины XIX века добыча кита затем сократилась из-за истребления его промысловыми китобоями. Зверя били на лежбищах, льду, в воде с лодок — дротиками, копьями и гарпунами с отделяющимся костяным наконечником. Охотились также на северного оленя и горного барана с луками и стрелами. С середины XIX века распространяется огнестрельное оружие, возросло товарное значение пушной охоты на лисицу и песца. Приёмы охоты на птиц были близки к чукотским (дротики, птичьи бола и др.). Занимались также рыболовством и собирательством. Разводили ездовых собак. Был развит натуральный обмен с оленными чукчами и американскими эскимосами, регулярно совершались торговые поездки на Аляску и остров Святого Лаврентия.

Основная пища — моржовое, тюленье и китовое мясо — мороженое, квашеное, вяленое, варёное. Высоко ценилась оленина. Приправой служили растительная пища, морская капуста, моллюски.

Первоначально жили крупными поселениями в полуземлянках (нын'лю), бытовавших до середины XIX века. В XVII—XVIII веках под влиянием чукчей основным зимним жилищем стали каркасные яранги из оленьих шкур (мын'тыг'ак'). Стены яранг часто обкладывали дёрном, делали из камней или досок. Летнее жилище — четырёхугольное, из моржовых шкур на деревянном каркасе, с покатой крышей. До начала XIX века сохранялись общинные дома — большие полуземлянки, в которых жили несколько семей, а также проходили собрания и праздники.

Основными средствами передвижения служили зимой собачьи нарты и ступательные лыжи, при открытой воде — кожаные лодки-каяки. Нарты, подобно чукотским, были до середины XIX века дугокопыльными и запрягались веером, затем распространилась восточно-сибирская нарта с упряжкой цугом. Каяк представлял собой решётчатый остов, обтянутый кожей за исключением небольшого круглого отверстия сверху, которое стягивалось вокруг пояса гребца. Гребли одним двухлопастным или двумя однолопастными вёслами. Бытовали и многовёсельные байдары чукотского типа на 20—30 гребцов (ан'япик).

До конца XIX века эскимосы носили глухую одежду — кухлянку, сшитую из птичьих шкурок перьями внутрь. С развитием обмена с чукчами-оленеводами одежда стала шиться из оленьего меха. Женская одежда — двойной меховой комбинезон (к'алъывагын) такого же покроя, как и у чукчей. Летней одеждой, как мужской, так и женской, была глухая камлейка, шитая из нерпичьих кишок, позднее — из покупных тканей. Традиционная обувь — меховые унты (камгык) с кроеной подошвой и часто с косо срезанным голенищем, мужская — до середины голени, женская — до колена; кожаные поршни с носком, выкроенным значительно больше подъёма ноги в виде «пузыря». Женщины заплетали волосы в две косы, мужчины — выбривали, оставляя кружок или неск. прядей на макушке. Татуировка у мужчин — кружки около углов рта (пережиток обычая носить губную втулку), у женщин — сложные геометрические узоры на лице и руках. Для защиты от болезней применялась также раскраска лица охрой и графитом.

Традиционное декоративное искусство — меховая мозаика, вышивка цветными сухожильными нитками по ровдуге, бисером, резьба по моржовому клыку.

У эскимосов преобладал патрилинейный счёт родства, патрилокальный брак с отработками за невесту. Существовали байдарные артели (ан'ям има), состоявшие из хозяина байдары и его ближайших родственников и в прошлом занимавшие одну полуземлянку. Члены её делили между собой охотничью добычу. Складывалось имущественное неравенство, особенно с развитием меновой торговли, выделялись крупные торговцы, которые иногда становились во главе поселений («хозяева земли»).

Эскимосы верили в добрых и вредоносных духов. Из животных особенно почиталась касатка, считавшаяся покровителем морской охоты; она изображалась на байдарах, её деревянное изображение охотники носили на поясе. Главный персонаж космогонических преданий — Ворон (Кошкли), основные сюжеты сказок связаны с китом. Основные ритуалы были связаны с промысловыми культами: праздник Голов, посвящённый охоте на моржей, праздник Кита (Полъа) и т. д. Был развит шаманизм. После 1930-х годов у эскимосов были организованы промысловые хозяйства. Традиционные занятия и культура начали исчезать. Сохраняются традиционные верования, шаманство, резьба по кости, песни и танцы. С созданием письменности формируется интеллигенция. У современных эскимосов наблюдается подъём национального самосознания.

Прерия (фр. prairie «луг», «лужайка») — североамериканская форма степи, вегетационная зона на Среднем Западе США и Канады. Составляет восточный край Великих равнин. Ограниченная вегетация, выражающаяся в редкости деревьев и кустов, обусловлена внутриконтинентальным расположением и Скалистыми горами, заслоняющими прерию с запада от осадков. С этим обстоятельством связаны засушливые климатические условия.

прерии ранее обитали миллионы бизонов. До конца XIX века белые поселенцы практически искоренили их, уничтожив таким образом жизненную и культурную основу многих индейских племён. Также характерным обитателем прерий являются луговые собачки, койоты.

Сегодня прерия представляет огромные искусственно орошённые территории, используемые в сельскохозяйственных целях. На них выращивается пшеница, кукуруза и другие аграрные культуры.

Пампа (Пампа́сы) (исп. Pampa) — степь на юго-востоке Южной Америки, преимущественно в субтропическом поясе, в районе устья Рио Плата. На западе пампасы ограничены Андами, на востоке Атлантическим океаном. К северу простирается саванна Гран-Чако.

Пампа представляет собой травянистую злаковую растительность на плодородных красновато-чёрных почвах, формирующихся на вулканических породах. Она состоит из южноамериканских видов тех родов злаков, которые широко распространены в Европе в степях умеренного пояса (ковыля, бородача, овсяницы). С лесами Бразильского нагорья пампа связана переходным типом растительности, близким к лесостепи, где травы сочетаются с зарослями вечнозелёных кустарников. Растительность пампы подверглась наиболее сильному истреблению и в настоящее время почти полностью замещена посевами пшеницы и других культурных растений. При отмирании травянистого покрова формируются плодородные серо-коричневые почвы. На открытых степных просторах преобладают быстробегающие животные — пампасский олень, пампасская кошка, из птиц — страус нанду. Много грызунов (нутрия, вискаша), а также броненосцев.

Пампа становится всё более засушливой по мере удаления от Атлантического океана. Климат пампы умеренный. На востоке перепады температуры между летом и зимой менее значительны, на западе климат имеет более континентальный характер.

Государствами, чью территорию затрагивает пампа, являются Аргентина, Уругвай и Бразилия. Пампа является основной сельскохозяйственной областью Аргентины и используется главным образом для скотоводства.

Североамериканский материк ко времени его открытия европейцами был заселен множеством индейских племен, характеризовавшихся многообразием антропологических типов в рамках одной америка-ноидной расы, говорящих на различных языках и имеющих разный образ жизни. Более однородным было эскимосское население, обитавшее вдоль северного побережья материка — от острова Кадьяк в Тихом океане до полуострова Лабрадор и прилегающих островов в Северном Ледовитом океане. Алеутские острова населяли алеуты, говорившие на двух диалектах — западном и восточном.

Многообразные языки, на которых говорило аборигенное население Северной Америки, делятся в современной лингвистике на шесть больших языковых семей: алгонкино-алеутская, сиу-хока, таньо-юто-ацтекская, пенути, на-дене, эскимосско-вакашская. Каждая из семей индейских языков объединяла языки множества племен, несходных между собой как по основным занятиям, так и по образу жизни и культуре, а нередко и по уровню социально-экономического развития.

Например, самая большая семья языков — алгонкино-вакашская объединяет многие алгонкино-язычные племена, некогда заселявшие Атлантическое побережье от острова Ньюфаундленд до 33-й параллели с. ш.: полуостров Лабрадор, восточную и центральную части Канады, район Великих озер, долину среднего течения Миссисипи и долину Огайо В начале XIX в. несколько алгонкино-язычных племен оказались в степной зоне Северной Америки. Именно с алгонкинскими племенами впервые столкнулись европейские колонизаторы. Многие племена были полностью уничтожены захватчиками или вымерли от занесенных ими болезней. Другие, оказав упорное сопротивление колонизаторам, сумели отстоять свое существование. Своей борьбой особенно прославились племена делаваров, шауни, оджибвеи (чиппева), чейены, черноногие и др. Большинство индейских слов, вошедших в европейские языки, алгонкинского происхождения. Отдаленно родственны алгонкинским языкам языки вакашей (нутка и квакиютли острова Ванкувер).

Многоязычие аборигенного населения Северной Америки ученые объясняют как следствие расселения, а затем раскола и изоляции его небольших групп на обширной территории материка.

Многообразной была хозяйственная деятельность аборигенов: одни занимались охотой и собирательством диких плодов и растений, другие — охотой и рыболовством, третьи были преимущественно оседлыми рыболовами, сочетающими рыболовство, как главное занятие, с охотой и собиранием моллюсков. Основным занятием эскимосов и алеутов был зверобойный промысел, который они сочетали с охотой на суше. Наряду с этими формами присваивающего хозяйства широко распространялось земледелие, в котором главной возделываемой культурой была кукуруза. Ряд племен стояли на предзе-мельческой стадии общественного развития и занимались уходом за дикорастущими злаками (дикий рис), собиранием и обработкой урожая.

На основе этого разнообразия занятий в аборигенной Америке сложилось несколько хозяйственно-культурных типов населения. К ним после открытия Америки европейцами присоединился сформировавшийся в степной зоне на протяжении XVIII в. новый хозяйственно-культурный тип — коневодов и верховых охотников.

Итак, на территории Северной Америки выделились семь хозяйственно-культурных типов индейского населения: морские звероловы и охотники на наземную дичь арктического побережья — эскимосы и алеуты; таежные охотники и рыболовы — атапаски и алгонкины Северной Канады; оседлые рыболовы, морские охотники, собиратели моллюсков, диких растений и плодов — тлинкиты, хайда, квакиютли и нутка на северо-западном побережье, племена на юге Флориды; собиратели злаков, охотники и рыболовы Калифорнии и района Великих озер; земледельцы и охотники на лесную дичь — ирокезы, алгонкинские и мускогские племена на востоке; земледельцы, применявшие искусственное орошение — индейцы, юго-запада; степные коневоды-охотники — команчи, дакота, черноногие и др.

Ко времени открытия Нового Свет европейцами уровень социально-экономического развития отдельных групп аборигенов не был одинаковым. Одни находились на различных стадиях первобытнообщинного строя, другие уже достигли переходного этапа от доклассового общества к классовому.

Накопленные археологической наукой знания позволяют ныне проследить последовательную смену прогрессивно развивавшихся на территории Северной Америки индейских обществ на протяжении огромного времени — почти одиннадцати тысячелетий. Археологи установили существование здесь двух древнейших палеоиндейских культурных традиций. Одна из них присуща охотникам на крупную дичь, обитавшим в степной зоне, другая свойственна неспециализированным охотникам-собирателям, обитавшим в Кордильерах Тихоокеанского Запада. Эти две традиции просуществовали до VIII тысячелетия до н. э. и послужили основой для всех последующих культур, складывавшихся на больших пространствах лесной зоны на востоке, на Внутреннем плато и северо-западе, в Большом Бассейне и на юго-западе.

Особенно хорошо изучена археологами история индейцев, обитавших в лесной зоне и на юго-западе (нынешние штаты Аризона и Нью-Мексико). Именно в этих районах Северной Америки сложились центры наиболее высокоразвитых индейских культур, оказавших огромное воздействие на развитие вс. ех индейских племен материка.

В истории индейского населения, обитавшего в восточной лесной зоне (к востоку от степей), археологи прослеживают три последовательных периода: архаический, вудлэнда и Миссисипи.

Архаический период (VIII тыс. до н. э. — тыс. н. э.), сменивший культуры палеоиндейцев — охотников на крупную дичь, характеризуется как период неспециализированного присваивающего хозяйства, использующего естественные богатства лесов и водоемов умеренного климата. Охота, рыболовство, собирание дикорастущих злаков и плодов допускали в значительной мере оседлый образ жизни, а вместе с ним и развитие некоторых ремесел, таких, как обработка дерева, изготовление каменных сосудов, костяных изделий и украшений. Характерны для этого периода приспособления для растирания злаков. Погребальный инвентарь говорит о развитии культа умерших и позволяет допустить наличие к концу архаического периода зачатков социального расслоения. Высшей точки развития эта культура достигла к началу II тысячелетия до н. э. В III—I тысячелетиях в районе Великих озер развивалась древняя культура меди, отступившая затем на север.

На западе же материка в архаический период на основе индейских культур Кордильер возникают более локальные специализированные культуры. На территориях Большого Бассейна, юго-запада, Южной Калифорнии складывается тип культуры полупустынь, в которой главное значение приобретает собирание диких злаков и плодов. На северо-западе складываются культуры рыболовов-охотников-собирателей (Тихоокеанское побережье) и речных рыболовов — лесных охотников и собирателей (Внутреннее плато). В Калифорнии развиваются культуры приморья и речных долин.

На протяжении тысячелетия до н. э. архаические культуры лесной зоны Северной Америки сменяются так называемыми культурами вудлэнда, развивающимися на ргромной территории, от южной Канады до Мексиканского залива.

от Атлантики до степей. Варианты культуры вудлэнда развивались также в стенной зоне и на северо-востоке материка. На северо-востоке они просуществовали вплоть до открытия Северной Америки европейцами. Культуры вудлэнда были продолжением развития культурных традиций предшествующего периода, но к ранее существовавшим охоте, собирательству и рыболовству, как главным видам занятий, добавляются земледелие и гончарное искусство. Новой чертой культур вудлэнда стало сооружение могильных курганов. В культурах раннего вудлэнда большую роль играло еще присваивающее хозяйство, но значение земледелия возрастало.

Различия в соотношении значения земледелия и охоты-рыболовства-собирательства определяли региональные особенности индейских культур этого периода. В районах, расположенных к северу и востоку от бассейнов крупных рек, земледелие имело меньшее значение, чем в долинах рек Миссисипи, Огайо и Иллинойса, где оно все более преобладало.

Индейские культуры этого периода достигли к VII в. н. э. наивысшего развития в долине Огайо. Их историю археологи делят на два периода: первый период могильных курганов (I тыс. до н. э. — III в. н. э.), который запечатлен в культуре народа адена; второй период могильных курганов (III в. — VII в. н. э.), так называемый хоупвеллский. Хо-упвеллские культуры представляли собой расцвет культурных традиций периода вудлэнда. Характерные их признаки: укрепленные земляными насыпями большие поселения; развитие ремесел — обработка меди, серебра, метеоритного железа, художественного гончарного искусства, ваяния из глины и камня; большие могильные курганы и сложный погребальный обряд, отражавший наличие социального неравенства. Влияние хо-упвеллской культуры сказалось на формировании культур степной зоны и востока материка. Культуры вудлэнда просуществовали в степях до X в., а на северо-востоке — вплоть до открытия материка европейцами.

В конце VII в. наблюдается перемещение центра культуры из долины р. Огайо в долину среднего и нижнего течения р. Миссисипи и на побережье Мексиканского залива. Период VII—XV вв. характеризуется господствующим влиянием так называемой культуры Миссисипи. Это уже преимущественно земледельческая культура, развивающаяся как синтез достижений предшествующей хоупвеллской культуры и заимствований элементов культуры Центральной (или Средней) Америки. Заимствованные элементы перерабатывались и приспосабливались к местным традициям. Памятниками этой культуры являются оседлые поселения — большие, часто укрепленные города; усеченные курганы, служившие платформами для сооружений храмового или дворцового типа. От вуд-лэнда культура Миссисипи отличается также новыми формами орнаментов керамических изделий, высокохудожественной резьбой по дереву, искусной обработкой раковин, камня, изготовлением металлических изделий. Все это говорит о высоких культурных достижениях индейцев ко времени открытия Нового Света европейцами.

Индейское общество того времени переживало, несомненно, эпоху перехода в классовое. Исследователи допускают наличие здесь процесса развития городов-государств.

Установлено, что ко времени открытия Северной Америки европейцами культура Миссисипи либо господствовала, либо уже оказала решающее влияние на развитие индейского общества всей восточной лесной зоны Северной Америки и речных долин зоны степей. Она приходила в соприкосновение с развивающимися в то время культурными традициями юго-запада. Там, на территории современных штатов Нью-Мексико и Аризона, частично на территории штатов Невада, Колорадо, Юта (и на севере Мексики) на основе синтеза местных традиций культуры полупустынь и заимствований из Средней Америки сложился отличный от востока Северной Америки тип развитого земледельческого индейского общества.

Благодаря археологическим исследованиям история индейцев этого региона прослеживается на протяжении почти 20 тысячелетий, от палеолитических собирателей растительной пищи и охотников на крупную дичь (вымершие виды колумбийского слона, бизона и других плейстоценовых животных) до земледельцев – строителей больших домов-селений (пуэбло) и ирригационных систем. Начало земледелия на юго-западе датируется III тысячелетием до н. э. На основе земледелия развивались археологически установленные индейские культуры кочиз, могол ьон, хохокам и анасази. Кочиз была первой земледельческой культурой в Северной Америке. Кочизцы стали выращивать кукурузу в III тысячелетии до н. э., но она была еще полудиким растением. В тысячелетии до н. э. у них появились тыква и фасоль, однако большое значение сохраняют собирание дикорастущих растений и охота. Гончарные изделия кочизцев были еще примитивны, жилищем служили пещеры. Культура кочиз была предшественницей возникших на ее основе более развитых локализованных земледельческих культур могольон (III в. до н. э. — XIV в.), хохокам (I—XIV вв.) и анасази (III— XV вв.).

Культура могольон развивалась на юго-востоке территории Аризоны и в южной части Нью-Мексико. Создатели ее обогатили земледелие новыми сортами кукурузы. Жили они небольшими деревнями, состоящими из подземных четырехугольных либо круглых однокамерных жилищ, стены которых выкладывались бревнами или плитами песчаника и обмазывались глиной. Входом служил люк в потолке, к которому приставлялась лестница (чаще бревна с зарубками). Немного позже в засушливой области юго-запада нынешней Аризоны начала развиваться культура хохокам. Создатели ее основали наиболее современную в Северной Америке ирригационную систему земледелия. Они выращивали более десяти сортов кукурузы, тыкву, фасоль, табак, красный стручковый перец, салат. Одной из культур стал хлопчатник, а вместе с ним пришло ткачество хлопчатобумажных тканей. Большого художественного совершенства достигло изготовление расписной керамики, лепка глиняных статуэток. Из глины и камня возводились наземные многокомнатные общинные дома-селения. Такой дом вмещал жителей всего селения. Именно дома-селения были названы испанскими конкистадорами «пуэбло», это название закрепилось и за жителями подобных селений.

Подземные жилища своих предшественников индейцы хохокам превратили в святилища (кивы). Культура хохокам испытывала влияние высокоразвитых индейских цивилизаций Средней Америки. В XIV в. она внезапно исчезла, оставив после себя лишь дома пуэбло и разветвленную сеть ирригационных каналов, выложенных каменными плитами, в низовьях р. Хилы.

Наиболее развитой земледельческой культурой Северной Америки была культура анасази. Возникнув на 300—700 лет позже культур могольон и хохокам, она впоследствии оказала на них сильное влияние. Развивалась эта культура на северо-западе региона, оставив следы своих высших достижений на территории сопредельных частей нынешних штатов Аризона, Нью-Мексико, Юта и Колорадо.

Непосредственной предшественницей культуры анасази в этом районе была земледельческая культура корзинщиков (II—IV вв.). Ее создатели оставили после себя свидетельства изумительной техники плетения. Корзинщики плели водонепроницаемые корзины, используемые для варки пищи с помощью раскаленных камней, и другую домашнюю утварь. Жили анасази в пещерах, выложенных изнутри бревнами.

Историю культуры анасази археологи делят на два периода — «развитых пуэбло» (VII—X, вв.) и «великих пуэбло» (X—XIII вв.). Индейцы первого периода возделывали кукурузу, тыкву, бобы, хлопчатник. Гончарными изделиями они заменили плетеную домашнюю утварь своих предшественников. В этот период появилась керамика с черным геометрическим орнаментом на белом фоне или с красным орнаментом на оранжевом фоне, был изобретен примитивный ткацкий станок. Индейцы анасази жили в больших, состоящих из 6—14 комнат и сложенных из каменных плит или сырце-вого кирпича жилищах (на равнинах), а также в пещерах (в горных районах).

Наивысшего достижения строительная техника анасази достигла в период «великих пуэбло». Руины оставленных ими «городов» датируются XI—XII вв. Индейцы в этот период возводили огромные многоэтажные и многокомнатные жилища, вмещавшие до 1000 и более человек; это были по существу «города», состоявшие из одного дома. Одни из них, известные в литературе под названием «скальных городов», возводились под естественными отвесными стенами из песчаника или туфа либо в глубоких каньонах рек или прямо в скалах. Они группируются главным образом в каньонах рек Колорадо и Сан-Хуан. Для создания «городов» использовались также естественные пещеры. По мере роста численности населения жилище разрасталось как по горизонтали, так и по вертикали, все новые и новые помещения лепились друг к другу, втискиваясь в углубления скал. Типичным образцом такого жилища является «Скальный дворец» в каньоне Колорадо (XI в.), имевший 200 комнат и 36 святилищ—кив. Дом-город Пуэбло Бенито в каньоне Чака (XII в.) представлял собою крепость в виде полукруга с глухими внешними стенами, за которыми располагалось 650 жилых помещений и 20 святилищ (кив), размещенных в центре двора. Немногим уступали ему другие дома-города (например, Пуэбло-Пинтадо также в каньоне Чака), о размерах которых можно судить по сохранившимся руинам.

К концу XIII в. индейцы покинули свои большие города-селения и стали строить дома-селения на плоских возвышенностях (месах). Возможно, это было связано с появлением здесь полчищ воинственных атапасских племен — апачей и навахов, а также с переселениями в XIII в. ацтеков. Во всяком случае к XV в. селения пуэбло были со всех сторон окружены расселившимися здесь атапасками, составлявшими большинство населения юго-западной части региона.

В истории индейцев предколониальной эпохи есть еще множество нерешенных проблем. До сих пор нет, например, окончательного ответа на такой вопрос: предками каких из известных этнографической науке индейских племен были создатели открытых археологами развитых индейских культур юго-запада и юго-востока Северной Америки? Многие ученые-американисты считают, например, потомками создателей культуры Миссисипи кэддоязычные племена (вичи-та, пауни, арикара), жившие в бассейне р. Миссури в XVIII—XIX вв. Предполагают, что одним из создателей культуры средней Миссисипи был сиуязычный народ, покинувший в начале XVI в. свои поселения и города-государства и распавшийся на три группы: дхегиа, включавшие племена омаха, понка,- оседжи, канза и куэпо; шивера — племена айова, ото и виннебаго; дакота — ассинобойны.

Все эти группы индейских племен ко времени их первых этнографических описаний в XIX в. сохранили лишь некоторые из культурных достижений своих предков. В большей степени эти достижения сохранились у племен Миссури — в области земледелия, строительной техники, в элементах социальной и духовной жизни и культа. Как потомки создателей высокой культуры, процветавшей на востоке Северной Америки, эти племена еще слабо изучены. Американские этнографы, которые в конце XIX — начале XX в. изучали эти племена (но без учета их предыстории, их этногенеза), с удивлением отмечали наличие в их жизни многих элементов, не соответствовавших первобытнообщинным нормам эпохи родового общества.

Археологические исследования последних двух десятилетий убедительно свидетельствуют о том, что в социально-экономическом отношении аборигенная Северная Америка была не так примитивна, как это изображалось в этнографических исследованиях конца XIX — начала XX в. Можно считать бесспорно установленным, что индейское население Северной Америки ко времени открытия и колонизации материка европейцами прошло большой и сложный путь исторического развития. В предколониальный период в долинах рек Миссисипи, Огайо, Иллинойс и Миссури, на юго-западе и юго-востоке материка на основе мотыжного земледелия развивались высокие индейские культуры, стоявшие на грани перехода к классовому обществу. Предклассо-вого уровня развития достигли племена рыболовов-охотников северной части Тихоокеанского побережья и калуза Флориды. В других частях континента обитали периферийные по отношению к центрам высоких культур племена охотников-рыболовов и собирателей, охотников-земледельцев, поддерживавших активные связи с этими центрами.

Ко времени колонизации Северной Америки европейцами на континенте не было свободных земель. При экстенсивном ведении примитивного хозяйства охотникам-собирателям или мотыжным земледельцам требовались большие пространства. Земли были поделены между племенами и племенными группировками, и за право пользования ими велись межплеменные войны. Происходили большие перемещения племен и народов.

Колониальный период для коренного населения Северной Америки начинается в конце XV в., когда на берегах континента сначала начали появляться суда рыболовов и скупщиков пушнины, а затем стали основываться поселения европейцев из Франции, Испании, Голландии, Англии. Этот период был началом формирования современного белого населения Северной Америки. С XVIII в. в населении Северной Америки появился третий расовый элемент — негры, завезенные из Африки для работы на плантациях Юга.

Большая часть современного населения Северной Америки говорит на английском языке, но основную массу жителей канадской провинции Квебек составляют потомки переселенцев из Франции, сохранившие свой родной язык и проявляющие сильные сепаратистские тенденции. Франкоканадцы составляют почти У3 населения Канады. Заметная часть иммигрантов наряду с английским языком и стандартной американской культурой в той или иной степени сохраняет также родной язык и культуру, особенно в тех местах, где они живут компактными группами. В США около 12% населения составляют негры, большая часть которых сконцентрирована теперь в крупных городах. Они также англоязычны. В Канаде их доля в населении незначительна.

Коренное население Северной Америки — индейцы, а на Крайнем Севере — эскимосы — подверглось в ходе колонизации материка европейцами массовому истреблению, а остатки его были загнаны в резервации. Общая его численность в настоящее время свыше 1,5 млн. человек.

Численность населения Канады увеличивается немного быстрее, чем численность населения США; в 1950 г. канадцы составляли 8,5% всего населения Северной Америки, а в 1980 г. свыше 10%. С начала 1960 г. естественный прирост населения в обеих странах стал резко сокращаться и во второй половине 70-х годов составлял около 7 человек на 1000 жителей. Главная причина этого — быстрое снижение рождаемости и сокращение средних размеров семьи. Растет доля двудетных и в особенности одно-детных и бездетных семей, а также неполных семей, что связано с большим числом разводов. Происходит выравнивание рождаемости по группам населения и между районами. Естественный прирост фермерского населения в настоящее время ниже, чем прирост городского, что связано с уходом с ферм в города молодежи. В связи с сокращением естественного прироста населения вновь поднялось значение притока иммигрантов из-за рубежа: в Северную Америку ежегодно переселяется почти 0,5 млн. человек, в большинстве своем квалифицированные специалисты в трудовом возрасте.

Северная Америка — один из наиболее урбанизированных регионов мира. В городах проживает около % его населения. Характерная черта современной урбанизации Северной Америки — быстрый рост и широкое распространение пригородных форм расселения, с которым связана так называемая субурбанизация — формирование вокруг городов, в особенности крупных, обширных пригородных зон и развитие на этой основе городских агломераций как ведущей формы городского расселения. В таких агломерациях, каждая из которых имеет не менее 100 тыс. жителей и включает один центральный город (или несколько городов) с населением не менее 50 тыс., проживает более % населения региона. Более половины населения городских агломераций проживает в пригородной зоне, куда перебралась из приходящих в упадок центральных частей городов большая часть зажиточных людей. Это одна из причин кризиса, поразившего крупные города Америки.

Субурбанизации способствовало распространение индивидуальных автомашин (в регионе их насчитывается 120 млн.), которые делают возможными каждодневные поездки на работу из дальних пригородов с низкой плотностью населения. В то же время распространение автомобиля привело к упадку массового общественного транспорта, что обусловливает необходимость владения автомашиной хотя бы устаревшей марки. В свою очередь пригородное расселение. где преобладают односемейные дома, оборудованные гаражами, очень благоприятно для владельцев автомашин, как и наличие протяженной сети автодорог различного класса, в том числе многополосных автострад.

С конца 60-х годов в расселении наметились новые тенденции. Рост численности населения не только центральных городов, но и пригородных зон фактически прекратился, а в наиболее крупных агломерациях стал сокращаться. Из агломераций в сельские местности и небольшие города переезжает людей больше, чем в обратном направлении, как было ранее. Это может привести к несколько более равномерному размещению населения.

Коренное (доевропейское) население Америки относится к двум типам монголоидной расы — артическому и американ­скому.

Американская раса второго уровня (американские эскимосы) в свою очередь представлена двумя вариантами — аляскинским и гренландским, различия между которыми отмечаются по росту и головному указателю. Аляскинские эскимосы более высоко­рослы (до 166 см), чем гренландские, у них менее выражена до­лихокефалия. В целом для обеих групп характерна относительно темная пигментация кожи, волос и глаз, прямые жесткие волосы на голове, редкий волосяной покров на теле и широкое лицо с выдающимися скулами, т. е. черты монголоидной расы.

Особенности американской расы — желтовато-бурый цвет кожи, прямые и жесткие волосы, слабый третичный волосяной покров, заметное выступание скул, высокие орбиты, повышен­ный процент лопатообразных резцов. Однако представители этой расы обладают и чертами, отличающими их от классиче­ских монголоидов: почти полным отсутствием или низкими зна­чениями (до 10 %) эпикантуса у взрослых (у детей этот признак наблюдается чаще). По высокому переносью и резко очерченно­му профилю носа американская раса близка к европеоидной. По таким признакам, как значительная ширина носа и рта, наличие прогнатизма, крупные коренные зубы, наблюдается сходство с экваториальной расой.

Многообразие антропологических типов среди индейских племен в рамках одной американоидной расы свидетельствует об изоляции и интенсивных процессах расообразования. Это подтверждается также своеобразием групп крови американских индейцев, имеющих в 100 % случав группу 0. В условиях изоля­ции происходит выщепление рецессивных генов, а группа крови О Является рецессивной. В ходе расообразования на территории Америки действие генетических закономерностей, характерных для изоляции, подтверждается изосерологическими исследова­ниями мумий, в результате которых был выделен антиген не только групп крови 0, но и В а А. Ко времени открытия европей­цами Америки на этом материке обитали племена индейцев, нахолившихся на разных стадиях общественного развития, но род­ственных между собой. Основная часть населения сосредоточена в горных областях Южной Мексики и Андах, где сложились зем­ледельческие цивилизации (государство ацтеков, инков и др.). На большей же части территории как Северной, так и Южной Америки жили малочисленные племена с первобытнообщин­ным строем, занимавшиеся собирательством, охотой, рыболов­ством и примитивным земледелием. Предположительная чис­ленность коренного населения Америки ко времени ее открытия достигала 80—90 млн человек.

ИРОКЕЗЫ, ирэкуой, ирокуа (этимология названия неясна, используется европейцами с начала XVII века), 1) группа народов в США (штаты Нью-Йорк и Оклахома) и Канаде (провинции Онтарио и Квебек), говорящих на языках ирокезской семьи; распространён также английский язык.

К началу европейской колонизации бульшая часть ирокезов жила в районе Великих озёр: к западу от реки Ниагара между озёрами Онтарио и Эри (нейтральные), между озером Гурон и озером Онтарио (петуны, гуроны), на юго-востоке от озера Эри (эри), в долине реки Святого Лаврентия (лаврентийские ирокезы), к югу и юго-востоку от озера Онтарио (собственно ирокезы), южнее — сусквеханноки, тускарора, чироки. В XVII—XVIII вв. бульшая часть ирокезов (кроме чироков, а также части гуронов и петунов) была ассимилирована собственно ирокезами. Небольшие группы живут в провинции Альберта (западные ирокезы) и в районе Квебека (лореттские гуроны) в Канаде.

2) Собственно ирокезы, ходеносауни (самоназвание — «люди длинного дома»), ирокезский народ в США (штаты Нью-Йорк и Оклахома) и Канаде (провинции Онтарио и Квебек). Численность около 21 тыс. человек в США и около 25 тыс. человек в Канаде. Говорят на ирокезских языках (их названия соответствуют названиям племён). Распространён также английский язык. Ирокезы — христиане (протестанты различных толков, католики) и последователи синкретического культа «длинного дома».

Составляли с XV—XVI вв. союз племён: сенека, каюга, онондага, онейда, могауки (так называемая Лига ирокезов). Традиционная культура типична для индейцев северо-востока Северной Америки (см. Индейцы). Посёлки переносились каждые 10—15 лет после истощения почвы.

Племя делилось на две тотемные фратрии, а те на несколько матрилинейных тотемных родов. Роды делились на линиджи и сублиниджи, которые составляли основу семейно-родственных общин (каждая занимала так называемый длинный дом). Существовали родовые и племенные вожди, советы старейшин в селениях, военные вожди. Совет вождей Лиги ирокезов имел структуру, основанную на родовых принципах. Выбор нового члена совета определяли женщины рода. Столицей Лиги было главное селение онондага.

В основе мифологии ирокезов — космогонический миф о Небесной женщине и её внуках — близнецах, божествах-антагонистах. Характерны развитая календарная обрядность, ритуальные общества.

С начала XVII века ирокезы вовлечены в европейскую торговлю пушниной, которая обострила межплеменные противоречия и вызвала военную экспансию Лиги. В результате войн 1648—56 в племена Лиги были включены остатки разбитых гуронов, нейтральных, эри, в 1722 в Лигу были приняты тускарора. В XVII веке часть ирокезов, в основном могауки, обращённые французами в христианство, были поселены по реке Святого Лаврентия. В XVIII веке часть сенека и каюга переселилась в Огайо и оттуда в XIX веке в резервацию на северо-востоке Оклахомы. Ирокезы участвовали в колониальных войнах XVIII века и войне за независимость американских колоний, в ходе которой произошло перемещение значительной части ирокезов в Канаду. В начале XIX века окончательно утратили суверенитет. Лига ирокезов раскололась на две параллельные в США и Канаде (с центром в резервации Сикс-Нейшенз). В начале XIX века распространилась религия «длинного дома», основателем которой был вождь сенека, пророк Красивое Озеро.

В настоящее время в штате Нью-Йорк сенека (этимология названия не ясна) — самое многочисленное племя Лиги (свыше 5 тыс. человек), размещено в резервациях Каттарогес (побережье озера Эри), Аллегейни (на реке Аллегейни), Тонаванда (близ реки Ниагара). В результате принятия сенека в 1848 письменной конституции в племени произошёл раскол на «нацию сенека», управляемую (по конституции) советом, который избирается всеобщим голосованием, и «группу Тонаванда», сохранившую традиционный совет племенных вождей, избираемых женщинами по родам. Каюга (от самоназвания «кайоххоно» — по названию селения, этимология неизвестна) живут в резервациях Каюга, Аллегейни, Каттарогес, Онондага, общая численность — около 400 человек. Часть сенека и каюга живут в Оклахоме (750 человек, выборный совет, метисированы, ассимилированы). Онондага (от самоназвания «онотбкеха» — «люди Онотеке», по названию главного селения племени, которое означает «на холме») живут в резервации Онондага (около 1 тыс. человек) на исконных землях племени на реке Онондага, к югу от города Сиракузы. Сохраняют статус «хранителей огня» Лиги ирокезов. В начале 1980-х гг. демонстративно ввели в Онондага визы и заграничные паспорта «государства Ходеносауни». Онейда (самоназвание — «онейотеака» — «люди водружённого камня», по камню возле главного селения; возвращен в резервацию Онейда в 1974) живут в резервациях Онейда и Онондага (общая численность — около 600 человек) и на востоке штата Висконсин, в Канаде на реке Темс, а также дисперсно. Могауки («людоеды» в алгонкинских языках) живут в резервациях Сент-Реги (на границе США и Канады), Гибсон, Ока, Кохнавага, Тиендинага в Канаде (провинции Онтарио и Квебек). Тускарора (от самоназвания «скарорэ», этимология не ясна) живут в резервации Тускарора близ реки Ниагара (около 750 человек). Часть ирокезов (представители всех племён Лиги) обитают в резервации Сикс-Нейшенз на реке Гранд-Ривер в Канаде (провинция Онтарио).

Современные ирокезы занимаются фермерством, работой по найму, мигрируют в города (крупные общины в Нью-Йорке и Чикаго). Метисация сильнее в Канаде. Наряду с частичной ассимиляцией, сохраняют традиционные ремёсла (изготовление изделий из кожи и бисера, ракеток для игры в мяч), некоторые обряды, высокий статус женщин, матрилинейный (у канадских ирокезов — патрилинейный) счёт родства, родовое, фратриальное и племенное деление, ритуальные общества. Активно участвуют в индейском движении. Расширилось преподавание родного языка. В 1971 в Канаде создана Ассоциация ирокезов и союзных индейцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: