УЧЕТ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
В бухгалтерском учете выделяют три хозяйственных процесса:
1. Учет процесса снабжения (заготовления) товарно-материальных ценностей.
2. Учет процесса производства продукции.
3. Учет процесса реализации (продажи) изготовлений продукции выполненных работ (оказанных услуг).
Процесс снабжения – совокупность операций по обеспечению предприятия предметами труда необходимыми для изготовления продукции.
Предприятие приобретает у поставщиков материалы, топливо и др. предметы по оптовой цене, которая для предприятия является покупной.
Покупная цена может включать НДС, который должен учитываться отдельно.
Предприятие несет затраты связанные с транспортировкой приобретаемых ценностей, их погрузкой, выгрузкой и т.д. Такие расходы называют транспортно-заготовительными расходами (ТЗР).
Покупная стоимость +ТЗР = фактическая себестоимость приобретенных предметов труда.
Задачи учета процесса снабжения:
- определить фактический объем снабжения;
|
|
- исчислить фактическую себестоимость приобретаемых предметов труда;
Для решения этих задач используются счета: 15,16,19,10.
Сч.15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
Активный; калькуляционный.
По дебету отражаются затраты по приобретению материалов без НДС (для учета НДС применяется сч.19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»)
По кредиту показывается формирование фактической себестоимости материальных ценностей и ее списание на каждый вид материальных ценностей.
В учете делают следующие записи:
Дт 15 Кт 60-приобретены материалы от поставщиков по покупной стоимости без НДС;
Дт 19 Кт 60-отражен НДС по приобретенным ценностям;
Дт 15 Кт 20(23)-оприходованы материалы из производства;
Дт 15 Кт 71-заготовлены материалы с оплатой из подотчетных сумм;
Дт 15 Кт 76-приобретены материалы от других организаций и предприятий; отражены расходы по транспортировке, погрузке, разгрузке материальных ценностей;
На складах материалы учитывают по учетным ценам, поэтому если при поступлении возникают расхождения между учетной ценой и фактической себестоимостью приобретения, применяется счет 16.
Сч.16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
Активно-пассивный; регулирующий; контрарный,
контрарно-дополнительный.
В учете делают записи:
Дт 16 Кт 15-при превышении фактической себестоимости над учетной ценой (на сумму отклонения, когда дебетовый оборот по сч.15 больше кредитового)- перерасход;
Дт 15 Кт 16-когда фактическая себестоимость приобретения ниже учетной (на сумму отклонения, когда будет превышение кредитового оборота по сч.15 над дебетовым)- экономия.
|
|
В конце отчетного периода составляется специальный расчет, по которому выявляется сумма возникших отклонений.
Расчет делают так:
1) Определяют % отклонения:
Сн.сч16+Д.об. сч16. / Сн.сч10+Д.об.сч10 * 100%
2) Определяют сумму отклонений:
%отклонений * стоимость потребленных материалов
Дт 10 Кт 15 - отражается учетная стоимость приобретенных материалов
Сч.16 закрывается и отклонения списываются на счета учета затрат.
Дт 20(25,26) Кт 16-списаны отклонения.
В бухгалтерском балансе сч.15 и сч.16 не показываются.
Сч.10 «Материалы» Основной, материальный, активный
К нему открывают субсчета:
1.сырье материалы;
2.покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;
3.топливо;
4.тара и тарные материалы;
5.запасные части;
6.прочие материалы;
7.материалы, переданные в переработку на сторону;
8.строительные материалы;
9.инвентарь и хозяйственные принадлежности;
10.специальная оснастка и специальная одежда на складе;
11.специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации.
В синтетическом учете делают следующие записи:
Дт 10.1 Кт 60- поступили материалы от поставщика без НДС и ТЗР;
Дт 10.тзр Кт 60- отражены ТЗР(для учета транспортно-заготовительных расходов открывается отдельный субсчет);
Дт 19 Кт 60- отражен НДС по поступившим материалам;
По кредиту сч.60 собирается сумма задолженности поставщику.
Дт 10 Кт 20(23)- получены материалы из основного или вспомогательного производства;
Дт 10 Кт 71- оприходованы материалы с оплатой их из подотчетных сумм;
Дт 10 Кт 76- получены материалы от других организаций или предприятий;
Дт 10 Кт 91.1-оприходованы излишки материалов при инвентаризации;
В конце месяца делается специальный расчет на сумму ТЗР, подлежащих к списанию.
Расчет делают по следующей форме:
1) %ТЗР=Сн.10тзр+Д.об. сч10тзр / Сн.сч10.1+Д.об.сч10.1*100%
2) Сумма отклонений = %ТЗР*стоимость потребленных материалов
Дт 20, 23, 25, 26, 28 Кт 10-списаны материалы на затраты производства;
Таким образом все полученные материалы и доля ТЗР, падающая на этот месяц списаны на затраты основного или др. производства.
Дт 91.2 Кт 10-реализованы материалы другим организациям (на сторону);
Дт 94 Кт 10-выявлена недостача материалов на производство;
На предприятиях имеющих большую номенклатуру материальных ценностей ведут номенклатуру-ценник.
При внесении материалов в качестве вклада в уставный капитал делают запись:
Дт 10 Кт 75.1-внесен вклад в уставный капитал учредителем в виде материалов;
При поступлении материалов по договору дарения или безвозмездно делают запись:
Дт 10 Кт 98.2-получены материалы безвозмездно.
Основным нормативным документом, регулирующим учет материалов, является ПБУ 5/2001 «Учет материально- производственных запасов».
Приказ Минфина РФ от 9 июня2001г.№ 44н (ПБУ 5/01).
В ПБУ 5/01 показаны способы списания материалов в производство:
1) По себестоимости каждой единицы (ювелирные изделия).
2) По методу ФИФО
3) По средней себестоимости
Каждая организация выбирает один из предложенных способов и
указывает его в учетной политике организации.
Метод ФИФО – это оценка материальных ценностей по их первоначальной стоимости.
При этой методике применяют правило «первая партия на приход – первая в расход» («первая цена в приобретении - первая в отпуске»; «первая в запас – первая в производство»).
Таблица 1