О монастырском устройстве

Согласно церковным законам, новый монастырь может быть основан только с согласия правящего епископа, который также должен его и освятить. Монастырь находится в полной зависимости от этого епископа, подлежит его надзору и суду (см. 4 прав. Халкидонского Соб.). Освященный монастырь не может быть превращен в мирское жилище, выполнять функции светского, развлекательного учреждения. Он призван всегда служить благочестивым целям.

По существующим канонам, имущество монастыря навеки должно оставаться в самом монастыре. Ряд правил угрожает тяжкими наказаниями всякому, кто осмелится нанести ущерб монастырскому достоянию. Так, 24-е правило IV Вселенского Собора гласит: "Единожды освященным, изволению епископа, монастырям пребывати монастырями навсегда: принадлежащия им вещи сохраняти, и впредь не быти оным мирскими жилищами. Попускающие же сему быти, да подлежат наказаниям по правилам."

Внутреннее управление в монастырях возглавляет настоятель, в свою очередь подчиняющийся епархиальному епископу. Первоначально настоятеля обители именовали "авва" (αββασ), "отец.". Несколько позже, настоятелей больших и особо важных монастырей именовали "архимандрит" (от απχωγ της μαυδρας - начальник пещеры); настоятелей остальных монастырей - "игумен" ("ηγουμενος"). Настоятельницы женских монастырей именуются игумениями, а на Востоке сохранялись также наименование архимандриса (αρχιμανδριτις).

Права архимандритов и игуменов идентичны. Различается лишь размер епархии.

Согласно Уставу Василия Великого и 123-й новелле (34 глава) Юстиниана, вошедшей в "Номоканон", братия может избрать настоятеля из своей среды, но если подходящего кандидата не наблюдается, то его поставляет епархиальный епископ. При этом кандидатуру настоятеля, избранного братией, так же утверждает епархиальный епископ.

Возраст избираемого настоятеля не является определяющим фактором, главными в кандидате являются его способности и заслуги. Его главной заботой является попечение о духовном преуспеянии братии и об имуществе, находящемся в распоряжении или собственности монастыря.

Среди основных обязанностей настоятеля можно выделить следующие [1, 6]:

1) наблюдение за строгим исполнением братией монашеских обетов и правил, что предусматривает посещение монашеских келий;

2) попечение о регулярном и благочинном совершении богослужений;

3) предоставлять в надлежащее время отчет епархиальному архиерею или Патриарху о поведении монахов, монастырской жизни и монастырском хозяйстве;

4) назначать должностные лица, отвечающие за те или иные стороны жизни монастыря: наместник, управляющий монастырем по благословению настоятеля и в пределах, указанных самим настоятелем; духовник, на которого возлагается обязанность исповедовать монахов; эконом, помогающий настоятелю и наместнику в заведовании монастырским хозяйством. Все они, во главе с настоятелем, образуют духовный собор, который обсуждает и решает важнейшие дела монастырской жизни.

С этими обязанностями настоятеля связаны и его особые права. Вся монастырская братия должна повиноваться ему и почитать его как отца. Ни один монах обители не смеет ему прекословить. Для исправления нерадивых и провинившихся монахов и послушников настоятель может налагать на них наказания. Во всем в монастыре настоятелю принадлежит первенство.

Если же рассматривать типологию христианских монастырей, то можно выделить следующие разновидности:

А) Аббатство — католический монастырь, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, иногда непосредственно римскому папе.

Б) Киновия — монастырь общежитского устава

В)Лавра — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей.

Г) Подворье — место проживания в городе монахов загородного монастыря, иногда с церковью при нём.

Д) Пустынь — монашеское поселение в традиции русского православия, обычно удалённый от основного монастыря.

Е) Скит — жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре уединённое жилище.

О физическом труде в монастырях стоит сказать особо. Сопровождающие молитвы труд и рукоделие с древнейших времен занимали свое важное место в монастырях как имеющие пример апостольский и святоотеческий. Послушник не может быть праздным, в идеале у него вовсе не должно быть свободного, то есть ничем полезным не занятого времени. Однако во всем требуется умеренность и благоразумие, поэтому и послушания возлагаются в соответствии с силами и способностями каждого. Да, в монастыре надо много трудиться, и у современных послушников это остается проблемой. Но и превращать обитель в некую ремесленную или сельскохозяйственную артель вовсе не годится. Ведь главной целью прихода человека в монастырь является спасение души, а не достижения в овощеводстве, скотоводстве или бесконечной вышивке гладью. Богослужение и молитва всегда должны оставаться в центре монастырской жизни, быть ее сосредоточением, а труд неизменно входит в нее, и не столько в части возведения монастырских стен и корпусов, сколько помогая послушнику избегать праздности, пустословия, неполезного общения и недобрых помыслов. И, конечно же, труд не должен изматывать, истощать и лишать сил послушника.

Список использованной литературы

1) Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — СПб.: Брокгауз и Эфрон, 1890-1907.

2) Большая Советская энциклопедия — М.: А.М. Прохоров, 1969—1978.

3) История Христианской Церкви. — М.: Е.И. Смирнов, 1900.

4) История христианской церкви — М.: Н.Д. Тальберг, 2000.

5) Древнее монашество в истории и литературных памятниках — М.: А.И. Сидоров, 1997.

6) Православная энциклопедия — М.: С.Л. Кравец, 2004.

7) Католическая энциклопедия — М.: В. Л. Задворный, 2007.

8) Церковное право— М.: В.А. Цыпин, 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: