Западное монашество по большей части развивалось из подражания Восточному, по причине уважительного отношения к аскетизму у Западных христиан во II, III веках н.э.
На Запад монашество проникло двумя способами:
1) благодаря чтению произведений Восточных авторов Западными христианами;
2) при устной передаче традиций Восточными христианами на Западе (и наоборот).
Со второй половины IV века Западные христиане организовывали общежития аскетов в городах и их окружении. По мнению А.И. Сидорова, такие общежития были чем-то средним между древнехристианским аскетизмом и монашеством.
Отдельного упоминания заслуживает личность св. Бенедикта из Нурсии (480-547 г.г.) — авторе «устава св. Бенедикта» — важнейшего из монашеских уставов латинской традиции.
Пожалуй, главным отличием Западного монашества от Восточного было активное участие в миссионерской деятельности. Ярким представителем этого явления можно назвать св. Патрика, который, ради упрочнения позиций Христианства в Ирландии, основал там ряд монастырей, так называемых "Школ для народа”.