Клюнийская реформа

К X веку можно наблюдать всё возрастающее обмирщение и раздробленность католической церкви. Феодальные неурядицы часто приводили к всевозможным бедствиям на церковных землях и расхищению её имущества. В то время именно монастыри были способны максимально эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами, извлекать из своих земель и людей максимально возможный доход.

В целом, клюнийское движение, центром которого стало бенедиктинское аббатство Клюни (Бургундия, Франция), представляло по своей социальной сущности попытку приспособить церковные институты (находившиеся к X в. в глубоком упадке) к новым условиям феодальной раздробленности, было направлено к замене епископальной церкви новой, сеньориальной.

Главными требованиями клюнийцев можно считать: реформирование монастырей, введение в них сурового устава, основанного на принципах строгого аскетизма и послушания, жёсткий контроль за соблюдением Целибата (безбрачия духовенства), запрещение симонии (продажи и покупки церковных должностей), провозглашение полной независимости реформированных монастырей от какой-либо светской власти и от епископов, непосредственное подчинение их папе. Реально Клюнийская реформа изымала монастыри из-под власти епископа, но делала их зависимыми от местных светских феодалов (которые зачастую основывали эти реформированные монастыри, дарили им земли, назначали аббатов) [2].

В итоге, под главенством Клюни возникла могущественная конгрегация, включавшая сотни монастырей главным образом во Франции, а также в Германии, Англии, Северной Италии, Испании. Реформа привела к образованию могущественного слоя нового монашества, к значительному укреплению католической церкви и громадному росту папской власти в XII-XIII вв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: