Характеристика внешней среды(издательский рынок)

В рамках дипломного исследования внешней среды издательства будет рассмотрена в контексте общеэкономического развития и динамики книгоиздательской деятельности.

В 2010 году продолжился восстановительный рост, начавшийся во второй половине 2009 года. Хотя в III квартале 2010 г. из-за засухи и падения сельскохозяйственного производства наметилась пауза в экономическом оживлении, рост ВВП в целом за год составил, по первой оценке Росстата, 4,0 процента.

Восстановлению роста в 2010 году способствовало улучшение ситуации в мировой экономике, оживляющийся внешний спрос и рост цен на сырьевые товары российского экспорта, восстановление фондовых индексов и укрепление позиций платежного баланса. Наряду с внешним спросом, положительный вклад вносило восстановление внутреннего спроса, как инвестиционного, так и потребительского, стимулируемого антикризисными мерами, а также восстановление запасов.

Промышленное производство выросло в 2010 году на 8,2%, в том числе обрабатывающие производства - на 11,8 процента. Наиболее высокими темпами роста характеризуются производство транспортных средств и оборудования, электронного и оптического оборудования, прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий.

Возобновившийся рост экономики и обрабатывающих производств во многом обусловлен ростом инвестиционного спроса. Прирост инвестиций в основной капитал составил в 2010 году 6,0% по сравнению с 2009 годом. К концу года рост инвестиций значительно ускорился и в IV квартале составил 7,7% по отношению к III кварталу (с исключением сезонности).

Рост инвестиционной активности был поддержан ростом в строительстве. В IV квартале сезонно выровненная динамика в строительстве составила 6,9% к предыдущему кварталу. Однако это не компенсировало спад, произошедший в I квартале, и в целом за год снижение по виду деятельности «Строительство» к предыдущему году составило 0,6 процента. В жилищном строительстве в 2010 году введено жилья на 3,0% ниже, чем в 2009 году.

По итогам года оборот розничной торговли увеличился на 4,4% к уровню 2009 года. С января по июль отмечался постепенный рост помесячных объемов оборота розничной торговли (с исключением сезонности). После падения в августе-сентябре 2010 года рост потребления восстановился. Объем платных услуг увеличился в 2010 году на 1,4 процента.

Позитивные изменения в экономике позволили сохранить положительную динамику реальных доходов населения и улучшить ситуацию на рынке труда.

Рост реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам 2010 года составил 4,3%, реальная заработная плата увеличилась на 4,2 процента. По состоянию на 1 января 2011 г. по сравнению с 1 января 2010 г. по сведениям организаций (не относящихся к субъектам малого предпринимательства) на 32,7% снизилась задолженность по заработной плате.

Как следует из проведенного анализа, макроэкономические параметры развития экономики постепенно нормализуются, что создает благоприятный фон для функционирования книгоиздательской деятельности. Под термином книгоиздание понимаются составляющие книжного дела, связанные с подготовкой, производством и распространением (продажей) книг.

Формирование новой издательской системы России определялось такими мощными факторами внешней среды, как создание новой социально-политической системы, отражающей демократические преобразования в российском обществе, и переход к рыночным формам хозяйствования. Научно-технологической основой функционирования нынешней издательской системы стало широкое повсеместное использование современных информационных технологий, позволяющих коренным образом трансформировать как редакционно-издательский процесс, так и все остальные сферы книжного дела – полиграфию, книгораспространение, библиографию, библиотечное дело.

В настоящее время книгоиздание, как самостоятельная область деятельности, включает в себя многие тысячи издательских, полиграфических и книготорговых организаций, имеющих разнообразную организационно-правовую форму, ведомственную или иную принадлежность и форму собственности. Каждое из них, выполняя свою конкретную функцию, взаимодействует в то же время с другими субъектами книжного дела.

Издательское дело представляет собой вид производительной деятельности, характеризующейся: [1]

1. целевым характером;

2. наличием средств производства, которыми обрабатывается объект производства — книга;

3. взаимодействием производителя и покупателя товара в рамках модели «книгоиздатель — читатель».[2]

Особенности издательского рынка определяются макроэкономическими тенденциями в экономике России. Хотя первые признаки влияния кризиса на состояние книжной отрасли начали ощущаться в самом конце 2008 года, статистические результаты ее деятельности еще не давали повода для серьезного беспокойства и волнений: динамика выпуска книг и брошюр продолжала оставаться весьма убедительной. В 2008 г. в стране был зарегистрирован выпуск изданий общим тиражом более 760 млн экз. (рост на 14,3% к уровню 2007 г.), и это был самый высокий результат за все постсоветские годы после обвального падения, начавшегося еще в 1989 г. и закончившегося на отметке в 400 млн экз. в середине 1990-х (см. рис. 4 и 5)[3].

Рис. 2.4 - Динамика выпуска изданий по числу названий в 1988-2009 гг.

Рис. 2.5 - Динамика тиража книгоиздания в 1988-2009 гг. (тираж, млн экз.)

В первом полугодии 2009 г. рост выпуска изданий по числу названий по сравнению с показателями первого полугодия 2008 г. составил почти 11%, а тираж за это же время увеличился на 10,3%, однако статистические данные за 9 месяцев 2009 г. отчетливо показали, что кризисные явления в сфере книгопроизводства уже дали о себе знать. По числу названий, выпущенных за этот период, было зафиксировано повышение всего на несколько процентных единиц, а по тиражному показателю – вообще отмечено снижение, хотя и небольшое, выражающееся в долях процента.

В целом, по данным Российской книжной палаты, в прошедшем году российскими издательствами было выпущено 127596 названий книг и брошюр совокупным тиражом 716,55 млн экз. В сравнении с 2008 годом рост числа выпущенных названий в 2009 году составил всего лишь 3,5%; ситуация же с тиражами выглядит хуже: впервые за последние три года в стране наметилось падение совокупных тиражей (от чего многие уже отвыкли), которое составило сразу 5,8%[4].

Рис. 2.6 - Структура выпущенных изданий по виду (по числу названий)

Как показывает анализ рис. 6, прирост выпуска названий в 2009 году произошел, в основном, не за счет книг, а за счет брошюр: их число по сравнению с 2008 годом увеличилось на 13,73% (см. рис. 6), в то время как прирост выпуска собственно книг составил лишь 1,67%. При этом доля книг в совокупном числе издаваемых в России непериодических печатных изданий в 2009 году сократилась по сравнению с 2008-ым на 1,5%.

Рис. 2.7 - Структура выпущенных изданий по виду переплета (по числу названий)

Рис. 2.8 - Структура выпущенных изданий по новизне (по числу названий)

Рис. 2.9 - Основные характеристики выпущенных в 2009 г. книг и брошюр (по тиражам)

Еще больший разрыв в выпуске книг и брошюр наблюдается при сравнении тиражных показателей (рис. 9). Так, при общем падении тиражей всей непериодической печатной продукции на 5,8% падение тиражей собственно книжной продукции составило почти 16%, в то время как тиражи выпущенных брошюр увеличились почти на 30%. Если при этом посмотреть на распределение выпуска книг и брошюр по тиражным группам в 2008 и 2009 гг. (см. табл. 1 приложения), то видно резкое смещение выпуска печатной продукции в сторону малотиражной продукции.

В 2009 году издательская система России не претерпела существенных изменений: в 2009 году число издающих организаций, выпустивших хотя бы одну книгу за прошедший год, оказалось даже больше, чем в 2008 году – 5824 против 5702. Если говорить об издательствах, выпускающих хотя бы 1 книгу в месяц, или в среднем 12 книг в год, то их число за 2009 год также увеличилось на 25 – с 1280 до 1305.

Рис. 2.10 - Десятка издательств, выпустивших наибольшее количество названий книг в 2008 и 2009 гг.

Обострилась конкуренция между двумя гигантами российской книжной индустрии, с большим отрывом опережающими все остальные издательства. Если в 2008 году абсолютным лидером как по числу выпущенных названий, так и по тиражу, было издательство «Эксмо» (10439 названий книг тиражом 99,7 млн экз.), то в 2009 году пальму первенства по количеству выпущенных наименований перехватила издательская группа «АСТ», преодолев планку в 10 тысяч наименований книг (10163), хотя и не побив рекорд издательства «Эксмо» 2008 года (10439 названий).

Общая доля двух лидеров российского книгоиздания по числу выпущенных названий по стране в 2009 году снизилась, составив 15,2% против 16,5% в 2008 году.

Другой проблемой на книжном рынке является кризис перепроизводства. Книжные сети работают на пределе своих возможностей и не в состоянии пропустить через себя больший объем продукции. Как следствие - затоваривание и снижение объемов выпускаемых тиражей, в то время как книжный ассортимент постоянно растет, стремясь удовлетворить потребности потребителя. В России на 55-60 тыс. населения в среднем приходится один магазин, в то время как в большинстве других европейских странах этот показатель составляет 10-15 тыс. В розничные магазины книги поступают в основном за счет оптовых компаний (60%), на долю поставок из издательств приходится 40%. Сегодня на рынке единовременно представлено примерно 60-80 тыс. наименований литературы – это выпущенные в 2008-2009 гг. наименования, пользующиеся спросом, и часть наименований предыдущих лет. По оценке экспертов, общий ассортимент, который проходит через ведущие книжные магазины в течение года, уже достигает 100-150 тыс. наименований, а единовременный ассортимент, который мог бы быть представлен – около 75-80 тыс. наименований. Однако магазинов, которые могли бы представить такой ассортимент, в российских регионах практически нет, за исключением магазинов «Литера» и крупных магазинов типа «Дом Книги» в городах-миллионниках. Имеющиеся крупные книжные магазины находятся в Москве и Санкт-Петербурге.

В целом ситуация на книжном рынке за последние несколько лет кардинальным образом не изменилась. Большинство вышеперечисленных проблем, о которых говорили участники рынка еще в 2005 году, остались нерешенными или же решаются очень медленно. [5]

На тенденции национального рынка, естественно, накладываются мировые. Одна из распространенных форм реализации печатной продукции – книжные ярмарки. Общее число издаваемых книг в мире растет и перевалило за миллион новых изданий. При этом возникли и распространяются новые виды электронных изданий. Это: звуковая книга – Audio Book, мультимедийная книга – CD-Book, сетевая книга – E-Book. Сейчас в связи с появлением е-book ведется много разговоров о будущем бумажной книги, нужна ли она вообще, каковы ее перспективы, и каково место издателя в новых условиях. Однако, усиленно развиваясь в конце 90-х годов минувшего века, они, вопреки оптимистическим прогнозам, с 2000 года стали снижать тиражи. Население планеты по-прежнему предпочитает покупать привычные бумажные книги.

По ситуации на сегодняшний день книгоиздательский бизнес преимущественно можно характеризовать как малый и средний, низкорентабельный и малобюджетный. Издательство, выпускающее более 200 оригинальных наименований книг в год (оборот 1.5-2 млн. долларов), считается крупным. Таких лишь несколько десятков. Средний срок возврата средств, вложенных издательством в производство среднестатистической книги, - более полугода. В силу отсутствия у большинства издателей своих торговых сетей, отпускная цена книги по пути от издателя к читателю в среднем утраивается. Большая часть прибыли оседает у торговцев-посредников. Налицо тенденция к формированию картельной модели книжного бизнеса, к поглощению мелких издательств более крупными, имеющими свои реализационные сети и типографские мощности.

Книгоиздательский бизнес исчерпал или исчерпывает резервы саморазвития. Связано это прежде всего с неразвитостью книготорговых сетей и сформировавшейся в России системой ценообразования на книги.

Подавляющую часть всех издательств составляют средние и преимущественно мелкие предприятия, что является отражением более обшей тенденции развития современного предпринимательства. При этом необходимо иметь в виду, что наряду с ростом числа небольших издательств и их постоянной ротацией отчетливо проявляется и противоположная тенденция концентрации книгоиздания в нескольких крупных структурах, определяющих главные направления книжного бизнеса. В руках нескольких десятков издательских домов сегодня сконцентрированы основные массы книгопроизводства и книгораспространения, причем их удельный вес как в ассортименте, так и в тиражах постоянно растет, что создает угрозу повышения степени монополизации российского книгоиздания.[6]

Тенденция книжного рынка к монополизации, превышение предложения над спросом, что не создает для издательств значительных издержек переключения (изменения пользования полиграфической базой), а также высокая конкуренция — всё это ставит типографии всё в большую зависимость от издательств. В результате на рынке полиграфических работ расширяются масштабы ценового диктата и, как следствие, нулевой рентабельности действующего производства.

Финансовый кризис отразился на книгоиздательском рынке. Сократился выпуск переводных изданий, практически прекратилось печатание тиражей на зарубежных полиграфбазах, что снизило общий уровень качества книг.

В целом, по итогам кризисного 2009 года, было отмечено проявившееся общее снижение интереса к чтению. Это наиболее значимая и глобальная проблема, которую усилил кризис. Чтение как эстетический, культурный, так и идеологический, формирующий умы и тенденции в обществе процесс постепенно теряет свое значение. И эта ситуация все больше находит свое отражение в сфере экономики книжного дела.

Важным этапом 2010 года стало начало новой волны разгосударствления редакционно-издательских организаций и полиграфических предприятий. Уход государства из этой сферы бизнеса является логическим продолжением намеченных реформ в развитии рыночных отношений. И это можно было бы приветствовать, если бы в сфере издательской и полиграфической деятельности все вопросы государственного регулирования были бы уже решены и окончательно были бы сформулированы «правила игры». Иными словами, если бы был определен статус отрасли, расставлены все точки в таможенно-тарифном и налоговом законодательстве, установлены виды печатной продукции общегосударственной значимости и объемы государственных заказов на эти виды, выданы преференции для отдельных направлений деятельности издательств и организаций распространения печатной продукции. В условиях соревнования печати и электронных средств распространения информации решение всех этих проблем является определяющим для сохранения конкурентоспособности отрасли.

Следует отметить, что перемещение рекламной базы в Интернет существенно сказалось на издательстве, так как сократился выпуск полиграфической продукции для обеспечения маркетинговых потребностей бизнеса. Однако, следует отметить, что имеющиеся мощности издательства позволяют в короткие сроки переориентироваться и дополнительно к печатной продукции создавать электронные версии. Как показывают предварительные исследования - данная продукция уже сейчас довольно широко востребована на рынке и имеет большой потенциал для развития.


[1] Эриашвили Н.Д. Книгоиздание. Менеджмент и маркетинг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 12.

[2] Эриашвили Н.Д. Ук. соч. С. 13.

[3] Анализ рынка книжной продукции России: обзор и структура книжного рынка. Аналитический отчет по маркетинговому исследованию, -М., Step by Step, 2010. С. 12-18.

[4] Статистический сборник "Печать Российской Федерации", -М., РКП, 2010. С. 15.

[5] Будущее книжного рынка // Рынок ценных бумаг. 2007. №18. С. 7.

[6] Андрей Ильницкий. Книгоиздание в современной России. // WWW: http://www.vagrius.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: