Изложить действия ответственного исполнителя банка-отправителя при получении и исполнении платежных требований

Действия ответственного исполнителя при получении платёжных требований:

При поступлении платежного требования в банк-отправитель ответственный исполнитель проверяет правильность оформления платежного требования в соответствии с установленным настоящей Инструкцией порядком оформления платежного требования (заполнение обязательных реквизитов).

Платежные требования не принимаются банком-отправителем, если:

- в платежном требовании на бумажном носителе имеются исправления и подчистки;

- на платежном требовании на бумажном носителе отсутствует штамп банка-получателя;

- невозможно установить отправителя либо не подтверждены подлинность и целостность платежного требования, переданного в электронном виде;

- в платежном требовании не указаны обязательные реквизиты;

- невозможно установить плательщика.

Платежные требования, не принятые банком-отправителем, направляются в банк-получатель для возврата бенефициару. На оборотной стороне первого экземпляра платежного требования делается запись о причине его неисполнения, которая заверяется подписью ответственного исполнителя и штампом банка-отправителя.

Исполнение платёжных требований ответственным исполнителем банка – отправителя:

Платежное требование исполняется банком-отправителем на основании полученного от плательщика акцепта, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией. Акцепт оформляется заявлением на акцепт, которое представляется в банк-отправитель в двух экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления заверяются оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк-отправитель образцам подписей и оттиска печати. Форму заявления на акцепт банки разрабатывают самостоятельно.

Допускается передача заявлений на акцепт в банк-отправитель в электронном виде. Для подтверждения подлинности заявлений используются электронная цифровая подпись или тестирующие ключи.

Передача клиентом в банк-отправитель заявлений на акцепт платежных требований в электронном виде осуществляется на основании заключенного между ними договора, в котором должны быть предусмотрены: порядок подтверждения приема банком заявлений на акцепт, переданных в электронном виде; ответственность клиента за операции, производимые по счету на основании данных заявлений; для клиентов, срок обслуживания которых банком составляет менее года, - сроки и порядок представления в банк оформленных на бумажном носителе и заверенных в установленном порядке заявлений на акцепт или реестров заявлений и ответственность за нарушение сроков их представления в банк.

Срок представления в банк-отправитель заявлений на акцепт платежных требований или реестров заявлений на бумажном носителе не должен превышать десять календарных дней. Форма реестров заявлений определяется банком самостоятельно.

!!!Дополнительно:

Акцепт может быть предварительным или последующим:

· предварительный акцепт - акцепт плательщика, полученный банком-отправителем до поступления платежного требования, предполагающий оплату платежного требования в день его поступления в банк-отправитель.

При приеме заявления на предварительный акцепт ответственный исполнитель банка-отправителя проставляет на обоих экземплярах заявления дату поступления заявления в банк, свою подпись и штамп банка. Первый экземпляр заявления на предварительный акцепт хранится в банке-отправителе в отдельной папке, второй экземпляр заявления возвращается плательщику.

Подлежащие оплате с предварительным акцептом платежные требования должны содержать надпись: "Оплата в день поступления". Ответственный исполнитель сверяет с заявлением на акцепт только те платежные требования, которые содержат указанную надпись.

Банки не рассматривают споры между бенефициаром и плательщиком о причинах невключения бенефициара в заявление на предварительный акцепт.

· последующий акцепт - акцепт плательщика, полученный банком-отправителем после поступления платежного требования в течение срока, установленного настоящей Инструкцией. Последующий акцепт может быть на всю сумму платежного требования (полный) или на ее часть (частичный). Срок представления заявления на последующий акцепт составляет пять банковских дней, не считая дня поступления платежного требования в банк.

В порядке последующего акцепта подлежат оплате платежные требования:

- не содержащие надписи "Оплата в день поступления";

- содержащие надпись "Оплата в день поступления", но поступившие от бенефициаров, не указанных в заявлении на предварительный акцепт;

- содержащие надпись "Оплата в день поступления", поступившие от бенефициаров, указанных в заявлении на предварительный акцепт, но в которых указаны не соответствующие заявлению номера и / или даты договоров;

- в которых неверно указаны номера счетов или наименования плательщиков, в том числе содержащие надпись: "Оплата в день поступления", в случаях, если банк может установить плательщиков.

Перед исполнением платежных требований, включенных в заявление на предварительный или последующий акцепт, ответственный исполнитель банка-отправителя проверяет:

· в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь или нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, - правомерность осуществления дебетового перевода на основании представленных в банк-отправитель документов;

· соответствие данных платежного требования данным документов, представленных в банк-отправитель в установленных законодательством случаях.

Платежные требования, включенные плательщиком в заявление на акцепт, не подлежат исполнению в случае:

непредставления необходимых в соответствии с законодательством документов;

несоответствия данных платежного требования данным документов, представленных в банк-отправитель в установленных законодательством случаях;

отсутствие правовых оснований у плательщика на осуществление дебетового перевода, если контроль со стороны банка-отправителя за правомерностью осуществления дебетового перевода установлен законодательными актами Республики Беларусь или нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь.

Не принятые к исполнению по указанным выше причинам платежные требования считаются неакцептованными.

При этом платежные требования, поступившие для оплаты в порядке предварительного акцепта, подлежат оплате с последующим акцептом в порядке, изложенном в настоящей Инструкции.

Платежные требования, поступившие для оплаты с последующим акцептом и не принятые к исполнению, вычеркиваются из заявления на последующий акцепт. Исправление заверяется подписью ответственного исполнителя.

Платежное требование, подлежащее оплате в порядке последующего акцепта в день поступления, приходуется по внебалансовому счету "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" и помещается в картотеку к указанному счету в календарной очередности. Платежное требование учитывается по указанному счету до его исполнения (полностью или частично) или возврата без исполнения.

На всех экземплярах платежного требования в поле "Срок представления акцепта" проставляется дата последнего дня представления заявления на акцепт.

Третий экземпляр платежного требования, заверенный штампом банка направляется плательщику.

По непринятым платежным требованиям, поступившим в банк-отправитель в электронном виде, в банк-получатель может направляться сообщение о причине непринятия к исполнению с указанием номера, даты, суммы и валюты перевода платежного требования, номеров счетов и наименований плательщика и бенефициара.

Платежные требования, не принятые к исполнению, регистрируются в отдельном журнале с указанием наименования и номера счета бенефициара, номера, даты и суммы требования, наименования банка-получателя, причины возврата платежного требования. Ведение журнала может осуществляться в электронном виде при условии обеспечения сохранности сведений.

29. Изложить сущность и необходимость хеджирования и резервирования. Охарактеризовать виды кредитов в зависимости от качества обеспечения ссуд.

Хеджирование — использование одного инструмента для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену другого, связанного с первым инструмента, или на генерируемые им денежные потоки. В качестве хеджируемого актива может выступать товар или финансовый актив, имеющийся в наличии или планируемый к приобретению или производству. Инструмент хеджирования выбирается таким образом, чтобы неблагоприятные изменения цены хеджируемого актива или связанных с ним денежных потоков компенсировались изменением соответствующих параметров хеджируемого актива.

Экономическое содержание хеджирования сводится к переносу риска от хеджера на другого участника рынка, вступающего в договорные отношения с хеджером. Таким образом, хеджирование есть ограждение себя от возможных потерь. Хеджер — это юридическое или физическое лицо, которое совершает операцию по переносу риска и несет актив, находящийся в основе сделки, так называемый базисный актив. Важно также отметить, что хедж — это защита, а не страхование. Страхование подразумевает распределение потерь, чего нет в хедже.

Цель хеджера это заключение сделки с целью снижения риска, связанного с возможным движением цены. В зависимости от формы организации торговли, все инструменты хеджирования можно разделить на биржевые и внебиржевые.

Внебиржевые инструменты хеджирования — это форвардные контракты и товарные свопы. Сделки этих типов заключаются напрямую между контрагентами или при посредничестве дилера (например, дилера по свопам).

Биржевые инструменты хеджирования — это товарные фьючерсы и опционы на них. Торговля этими инструментами производится на специализированных торговых площадках (биржах); существенным моментом при этом является то, что одной из сторон в каждой сделке купли-продажи является Расчетная плата биржи, гарантирующая выполнение, как продавцом, так и покупателем своих обязательств. Основным требованием к биржевым товарам является возможность их стандартизации. К стандартизируемым товарам относятся, в первую очередь, нефть и нефтепродукты, газ, цветные и драгоценные металлы, а также продовольственные товары (зерновые, мясо, сахар, какао и т.п.)

Стратегия хеджирования — это совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для уменьшения ценовых рисков.

Все стратегии хеджирования основаны на параллельном движении цены «спот» и фьючерсной цены, результатом которого является возможность возместить на срочном рынке убытки, понесенные на рынке реального товара. Однако, как уж отмечалось это сходство не является совершенным, изменчивость базиса влечет за собой остаточный риск, не устраняемый с помощью хеджирования.

Существует 2 основных типа хеджирования: хедж покупателя и хедж продавца. Хедж покупателя используется в случаях, когда предприниматель планирует купить в будущем партию товара и стремится уменьшить риск, связанный с возможным ростом его цены. Базовыми способами хеджирования будущей цены приобретения товара является покупка на срочном рынке фьючерсного контракта, покупка опциона типа «колл» или продажа опциона типа «пут». Хедж продавца применяется в противоположной ситуации, т.е., при необходимости ограничить риски, связанные с возможным снижением цены товара. Способами такого хеджирования являются продажа фьючерсного контракта, покупка опциона типа «пут» и продажа опциона типа «колл».

Сущность программы хеджирования состоит в том, что ее целью является не полное устранение риска, а преобразование имеющегося риска из неприемлемой формы в приемлемую. Прежде чем принять решение хеджировать риск или нет, нужно оценить и проанализировать величину потенциальных потерь, которые могут возникнуть в случае отказа от хеджирования.

Весомую роль в кредитном риск-менеджменте играет такой метод управленческого воздействия на кредитные риски, как резервирование. Поскольку процесс резервирования напрямую связан с формированием банковских затрат и, следовательно, с вопросами налогообложения прибыли, постольку он строго регламентирован и поднадзорен со стороны государственных.

Резервированию предшествует классификация активов, являющаяся базой для определения адекватного уровня резервов под возможные кредитные потери. Вместе с общими резервами, которые обычно считаются капиталом 2-го уровня и не приписываются определенным активам, резервы под возможные потери формируют способность банка переносить убытки. Для определения адекватного размера резервов нужно учитывать кредитную историю, залог и все другие значимые факторы, которые влияют на вероятность погашения кредитов кредитного портфеля. Среди этих факторов качество кредитных директив и процедур, предыдущий опыт по убыткам, рост кредитного портфеля, качество и тщательность управления в областях кредитования, возврат кредитов и практика взыскания кредитов, изменения в национальной и местной экономической и конкурентной среде. При определении суммы резерва на покрытие непредвиденных расходов необходимо учитывать точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов в зависимости от этапа проекта, на котором проводилась эта оценка.

Политика по резервированию кредитных потерь может устанавливаться сверху или формироваться самим банком, в зависимости от банковской системы. Налоговый подход к резервам также варьируется в зависимости от страны, хотя многие экономисты считают, что для налогообложения резервы должны рассматриваться как операционные расходы. Однако налоговый подход не должен мешать разумной политике управления рисками. Хотя есть некоторая польза в индивидуальном анализе возможных потерь, в особенности для крупных кредитов, более практично назначить определенный уровень резервов по каждой отдельной категории активов.

Принцип обеспеченности кредита подразумевает наличие у должника юридически оформленных обязательств, гарантирующих своевременный возврат кредита: залогового обязательства, договора-гарантии, договора-поручительства.

Классификация кредита по видам зависит и от его обеспеченности. Обычно обеспеченность различают по характеру, степени (полноте) и формам. По характеру обеспечения выделяют ссуды, имеющие прямое и косвенное обеспечение. Прямое обеспечение содержат, например, ссуды, выданные под конкретный материальный объект, на покупку конкретных видов товарно-материальных ценностей. Косвенное обеспечение могут иметь, например, ссуды, выданные на покрытие разрыва в платежном обороте. Хотя ссуда и выдается на покрытие платежных обязательств заемщика, прямой оплаты товарно-материальных ценностей, которые прямо противостояли бы кредиту, может не быть, однако проявляется косвенное материальное обеспечение в форме товарных запасов, созданных за счет собственных денежных источников.

По степени обеспеченности можно выделить кредиты с полным (достаточным), неполным (недостаточным) обеспечением и без обеспечения. Полное обеспечение имеется в том случае, если размер обеспечения равен или выше размера предоставляемого кредита. Неполное обеспечение возникает тогда, когда его стоимость меньше размера кредита. Кредит может и не иметь обеспечения. Такой кредит называют бланковым. Чаще всего он предоставляется при наличии достаточного доверия банка к заемщику, уверенности банка в возврате средств, предоставляемых заемщику во временное пользование.

Обеспечение кредита можно рассматривать не только с позиции противостояния ему определенной массы стоимостей, ликвидных товарно-материальных запасов, но и определенных внешних гарантий. Помимо обычного залога товарно-материальных ценностей, имущества, принадлежащего заемщику, в группу обеспечения возврата кредита входят различного рода гарантии, поручительства третьих лиц, страхование и др.

32. Объяснить необходимость лицензирования. Назвать и охарактеризовать виды лицензий, в том числе на осуществление валютных операций. Изложить порядок получения лицензии на оказание услуг.

НБРБ выдает следующие лицензии на осуществление банковских операций:

· Общую (на оказание услуг), дающую банку право осуществлять указанные в ней операции в бел рублях; выдается банку во время его государственной регистрации НБРБ;

· Внутреннюю, дающую банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в ИВ на территории РБ. Такими операциями являются: привлечение средств ЮЛ в ИВ; предоставление кредитов в ИВ от своего имени за счет привлечения средств от ЮЛ, включая финансовый кредит; расч-кассовое обслуживание в ИВ и т.д. Выдается по заявлению банка во время или после его государственной регистрации;

· Генеральную, дающую банку право осуществлять указанные в ней операции в ИВ как на территории РБ, так и за ее пределами. Такими операциями являются: привлечение средств ЮЛ в ИВ; предоставление кредитов в ИВ от своего имени за счет привлечения средств от ЮЛ, включая финансовый кредит; расч-кассовое обслуживание в ИВ и т.д. Выдается по заявлению банка не ранее одного года после государственной регистрации.

· Разовую, дающую банку право осуществлять отдельные конкретные банковские операции в ИВ в разовом порядке; выдается по заявлению банка в случае необходимости одноразового осуществления им отдельной банковской операции.

· Лицензию на привлечение во вклады средств физ лиц, дающую банку право на осуществление следующих операций в бел рублях и ИВ:

1. Привлечение во вклады денежных средств физических лиц;

2. Открытие и ведение банковских счетов физ лиц;

3. Осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физ лиц;

Данная лицензия может быть выдана по заявлению банка не ранее двух лет с даты его государственной регистрации;

· Лицензию на осуществление операций с драгметаллами и драгкамнями, дающую право банку осуществлять указанные в ней операции с драгкамнями и металлами; выдается по заявлению банка не ранее трех лет с даты его гос регистрации.

Обе названные выше м.б. представлены только финансово устойчивым банкам. Под финансовой устойчивостью банка понимается его прибыльная деятельность, соблюдение экон нормативов, отсутствие задолженности по платежам в бюджет и гос целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

34. Охарактеризовать технические и квалификационные требования предъявляемые к КБ при решение вопроса о выдаче лицензии на валютные операции

Техническими требованиями предусматривается, что учреждение банков, осуществляющие валютные операции с иностранной валютой, должны иметь специальным образом оборудованные кассовые помещения, денежные хранилища и рабочие места кассовых работников, обязательно наличие клиентского зала. Должно быть соответствующим образом организовано унифицированное обеспечение клиентов (оборудованы табло курсов покупки и продажи иностранной валюты, объявления, правила). Банк должен располагать необходимой счетной техникой, оргтехникой и техничными средствами по контролю за подлинностью наличной иностранной валюты. У банка должны быть в наличии необходимые бланки строгой отчетности, штампы, пломбиры.

Квалификационные требования предполагают знание работниками коммерческого банка нормативных актов и иных указаний Национального банка, регулирующих в Республике Беларусь порядок проведения валютных операций, налогового законодательства, порядка открытия и ведения валютных счетов, основных положений межбанковских корреспондентских отношений, международных правил ведения банковских операций, особенностей юридического оформления кредитных сделок в иностранной валюте, особенностей международных кредитных соглашений и правил их оформления, правил ведения бухгалтерского учета и отчетности в иностранной валюте, правил ведения кассовых операций с иностранной валютой на территории Республики Беларусь, а так же внутренних положений, регламентирующих организацию осуществления и контроля валютных операций.

36. Дать понятие валютных операций; изложить их сущность, виды и классификацию.

Валютными операциями являются:

1) оп-ции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе оп-ции, связанные с использованием в качестве ср-ва платежа иностранной валюты и платёжных док-ов в иностранной валюте;

2) ввоз и пересылка РБ, а также вывоз и пересылка из РБ валютных ценностей, валюты РБ и ц/б РБ;

3) осуществление международных денежных переводов;

4) оп-ции, связанные с использованием валюты РБ при осуществлении расчётов между резидентами и нерезидентами РБ, в том числе предоставление нерезидентами РБ кредитов в валюте РБ и предоставление таких кредитов нерезидентам.

Классификация валютных операций.

Пассивные валютные оп-ции: оп-ции по открытию и ведению валютных счетов клиентов, формированию валютной части уставного фонда, привлечению инвалюты во вклады и депозиты.

Активные валютные оп-ции – это размещение ресурсов КБ в инвалюте на кредитной, депозитной и инвестиционной основах.

Посреднические валютные оп-ции: могут представлять собой различные оп-ции, проводимые КБ с инвалютой от имени и по поручению своих клиентов, а также оп-ции спекулятивного хар-ра за счёт собственных ср-в.

В соответствии с временным порядком валютного регулирования и проведения валютных оп-ций на территории РБ, все валютные оп-ции подразделяются на:

1)Текущие валютные оп-ции.

2) Валютные оп-ции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным оп-циям относятся:

- денежные переводы как в инвалюте, так и национальной валюте в РБ и из РБ для осущ. расчётов без отсрочки платежа по экспорту товаров, а также для осущ. расчётов, связанных с кредитованием экспортных оп-ций на срок не более 180 календарных дней;;

- получение и предоставление кредитов в денежной форме на срок не более 180 дней;

- переводы в РБ и из РБ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, кредитам и оп-циям, связанным с движением капитала;

- перевода неторгового хар-ра в РБ и из РБ, включая переводы на благотворительные цели, а также другие аналогичные оп-ции.

Валютные оп-ции, связанные с движением капитала, включают:

- вложения в денежной форме в уставный капитал юр. Лица-нерезидента с целью извлечения дохода и получения права на участие в управлении п/п;

- приобретение ц/б и др. инструментов денежного рынка, эмитированных нерезидентами;

- переводы, осущ. в счёт оплаты за приобретаемые в собственность здания, сооружения и др. имущество, включая землю и её недра, находящиеся за пределами РБ, и относимое к недвижимому имуществу, а также в счёт арендных и других платежей, связанных с указанным имуществом;

- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг;

- предоставление и получение кредитов, займов в денежной форме на срок более 180 дней;

- все иные валютные оп-ции, не попадающие под классификацию оп-ций текущего хар-ра.

Валютные оп-ции классифицируются:

По месту проведения:

- на территории РБ;

- за пределами территории РБ.

В зависимости от субъектов:

- с резидентами;

- с нерезидентами.

По типам контрагентов:

- с банками(в том числе с центральным);

- с юр. лицами;

- с физ. лицами.

По экономическому содержанию и в зависимости от степени сложности и рискованности проведения выделяют след. группы валютных оп-ций.

1. Открытие и ведение счетов в инвалюте белорусских, иностранных и международных орг-ций, совместных п/п, белорусских и иностранных граждан.

2. Неторговые оп-ции – оп-ции по обслуживанию клиентов, не связанные с проведением расчётов по экспорту и импорту товаров и услуг клиентов.

3. Открытие и ведение корреспондентских счетов КБ в иностранных банках, а также счетов банков-корреспондентов в КБ.

4. Проведение расчётов, связанных с экспортно -импортными оп-циями клиентов банка в ин. валютах в форме документарного аккредитива, инкассо, банк. перевода.

5. Осущ. за свой счёт или по поручению клиентов банка юр. лиц-нерезидентов оп-ций по купле-продаже инвалюты по договорным курсам в форме двухсторонних сделок на валютной бирже.

6. Привлечение и размещение на тер. РБ и за её пределами ср-в в ин. валютах в форме кредитов, депозитов, вкладов, выдача поручительств, гарантий и других денежных обязательств в пользу третьих лиц.

38. Изложить сущность форфейтирования.

Форфейтинг (от франц. a forfait — целиком, общая сумма) представляет собой специфическую форму кредитования экспортеров путем покупки у них коммерческих векселей, акцептованных импортером (или иных долговых требований по внешнеторговым сделкам), без права регрессивного требования к продавцу в случае неуплаты по векселю. Форфейтирование применяется главным образом как способ рефинансирования коммерческого кредита во внешнеэкономическом обороте, оно является формой трансформации коммерческого кредита в банковский.

Форфейтинговые операции по содержанию сходны с операциями международного факторинга. Они различаются главным образом сроками, полнотой финансирования экспортера и степенью риска для банков. Так, если факторинговое кредитование носит в основном краткосрочный характер (обычно 90—180 дней), то форфейтинг является формой среднесрочного и долгосрочного кредитования; при факторинге финансирование осуществляется обычно примерно на 80 % суммы приобретаемых долговых требований, а при форфейтинге банк приобретает векселя на всю сумму долга; в факторинговых сделках банк обычно сохраняет право регресса, в форфейтинговых — нет; при форфейтинге банк имеет возможность перепродать долговые обязательства в виде пакетов векселей на вторичном фондовом рынке. Можно отметить также, что форфейтинговая сделка носит, как правило, разовый характер и не предусматривает комплексного обслуживания экспортера.

Возникновение форфейтинга в 50-е годы XX в. обусловлено тенденциями развития мировой экономики: ростом экспортных торговых операций в связи с усилением международной интеграции и отменой многих государственных ограничений на внешнюю торговлю; превышением предложения над спросом на мировых товарных рынках, что привело к необходимости увеличения сроков коммерческого кредита по сравнению с традиционными; увеличением неудовлетворенного спроса на международные банковские кредиты; ростом рисков при осуществлении экспортных операций.

Наибольшее распространение форфейтирование получило при кредитовании экспорта в западноевропейских странах. В современных условиях его масштабы растут в связи с усилением рисков при проведении внешнеторговых операций — валютных, политических, рисков неплатежей (особенно при импорте в развивающиеся страны, испытывающие постоянную нехватку валюты для оплаты поставок).

Субъектами форфейтинговой операции являются форфейтист (экспортер, продающий свои долговые требования к импортеру) и форфейтер (банк или небанковское кредитно-финансовое учреждение, приобретающее долговое требование экспортера). В мировой банковской практике для предоставления форфейтинговых услуг банки создают специальные подразделения либо дочерние специализированные компании. В условиях Республики Беларусь в настоящее время форфейтинговые операции осуществляются по большей части отделами, осуществляющими валютное кредитование. В роли форфейтера чаще всего выступает банк поставщика. В качестве форфейтиста не могут выступать хозяйствующие субъекты, их филиалы и отделения, не имеющие статуса юридического лица, а также физические лица.

Хотя экспортер может продать на условиях форфейтинга долговое обязательство в принципе в любой форме, объектами форфейтинговой сделки, как правило, выступают коммерческие векселя (простые и переводные — тратты). Это связано с длительным мировым опытом использования векселей при расчетах и отработанностью международных норм права в отношении их обращения, что значительно упрощает операцию форфейтирования. Применение в сделке форфейтинга других долговых обязательств, как правило, требует от форфейтера гораздо большей подготовительной работы, включая консультации по юридическим нормам и деловой практике, существующим в стране импортера, тщательную разработку всех условий сделки и т.д. Усложняется и сам процесс проведения форфейтинговой операции. В частности, использование аккредитивов не позволяет форфейтеру обеспечить равномерность поступления средств в погашение долга в течение всего срока сделки (что выгодно всем ее участникам), а также существенно затрудняет для форфейтера перепродажу долговых обязательств.

Форфейтинговая сделка является по большей части среднесрочной, хотя на практике может заключаться на период от 6 месяцев до 10 лет. Срок каждой конкретной сделки устанавливается форфейтером исходя из условий кредитуемой экспортной операции. Для снижения банковских рисков прибегают к уменьшению среднего срока кредитования путем дробления долга на части, на каждую из которых оформляется вексель со своим сроком погашения, значительно меньшим, чем срок сделки. Это обеспечивает банку регулярное погашение выданного кредита частями в течение всей форфейтинговой операции.

Примерный порядок проведения форфейтинговой операции.

Экспортер до заключения внешнеторгового контракта обращается в свой банк для выяснения возможности получения кредитования на условиях форфейтинга (сделка может инициироваться также банком-форфейтером). Стороны оговаривают принципиальную возможность проведения форфейтирования, приблизительную стоимость его для экспортера и требования форфейтера по обеспечению возврата долга, в том числе требования к гарантии или авалю.

Если результаты предварительного обсуждения устраивают контрагентов, экспортер представляет в банк заявку на форфейтирование. Приняв заявку на рассмотрение, форфейтер собирает и анализирует информацию о предстоящей сделке — местонахождение экспортера и импортера, условия внешнеторгового контракта, валюту сделки, срок форфейтинга, кредитоспособность импортера и гаранта, расходы на проведение операции и т.д.

После согласования условий сделки заключается договор на форфейтинговое обслуживание (форфейтинговое соглашение), в котором оговариваются: вид и общая сумма сделки; срок отгрузки товара; документы, которыми оформляется сделка и требования к этим документам; срок предоставления документов в банк; место платежа по векселю; плата за форфейтирование; обеспечение и гарантии; права, обязанности и ответственность сторон и др.

После отгрузки товаров и получения гарантии или аваля на вексель импортера экспортер представляет вексель в банк (вместе с другими документами, которые может запросить форфейтер) и делает на нем препоручительную надпись (индоссамент) в пользу форфейтера. Последний производит оплату векселя, как правило, с дисконтом. При наступлении срока импортер погашает задолженность по векселю форфейтеру.

Доход банка при осуществлении форфейтинговых операций складывается из суммы процента за предоставленный кредит и комиссионного вознаграждения. Ставка кредитования обычно устанавливается с учетом конъюнктуры рынка ссудных капиталов, в частности, рынка евровалют, для валюты, в которой совершается форфейтинговая сделка (например, с привязкой к ставке ЛИБОР). Это связано с тем, что она отражает не только издержки форфейтера по привлечению средств, но и валютные, а также страновые риски. Процентная ставка, как правило, фиксируется на весь срок форфейтинга.

Следует отметить, что покупая долговые обязательства без права регресса, форфейтер тем самым принимает на себя все риски экспортера — политические, валютные, риски неисполнения долговых обязательств и т.д. В связи с этим при организации форфейтирования большое внимание уделяется страхованию рисков по операции. Чтобы уменьшить риск неплатежа импортера по своим обязательствам, форфейтер определяет уровень политической стабильности страны-должника, ее рейтинг на мировых финансовых рынках и проводит оценку кредитоспособности импортера. Если импортера нельзя отнести к первоклассным заемщикам, форфейтер требует обеспечения вексельного обязательства в виде аваля или банковской гарантии, желательно безусловной и безотзывной. В качестве гаранта, как правило, выступает банк-резидент страны-импортера, который проводит операции на международных финансовых рынках, известей форфейтеру и может подтвердить платежеспособность импортера. Сгруппировав по срокам форфетируемые векселя, обеспеченные банковскими гарантиями, форфейтер может перепродать пакеты этих векселей на вторичном рынке долговых обязательств.

В условиях плавающих курсов валют при проведении форфетирования особенно велики валютные риски. В целях их снижения расчеты по операциям форфейтинга проводятся чаще всего только в свободно конвертируемых валютах, курс которых достаточно стабилен и которые пользуются постоянным спросом на валютных рынках (в долларах США, марках ФРГ, швейцарских франках и т.д.).

Развивая форфейтинговые операции, банки способствуют расширению международной торговли, более полной реализации экспортных возможностей предприятий. Форфейтирование векселей покупателей позволяет экспортерам избавиться от рисков, связанных с реализацией товаров на международных рынках, улучшить ликвидность своего баланса и ускорить оборот капитала. Фиксированная процентная ставка по форфейтингу дает им возможность более точно планировать финансовые результаты своей деятельности. Для банков преимущества форфейтинговых операций заключаются в относительной простоте документального оформления и высокой доходности.

39. Дать понятие картотеки к внебалансовому счету «Расчетные документы, неоплаченные в срок»; охарактеризовать документы, подлежащие приему в эту картотеку, их учет и срок нахождения в картотеке. Изложить порядок приема, учета и оплаты документов, находящихся в картотеке. Изложить особенности частичной оплаты документов, помещенных в картотеку.

В картотеку к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок" (далее - картотека) подлежат приему:

платежные поручения (требования-поручения) при наличии договора между банком-отправителем и клиентом, предусматривающего возможность приема к исполнению платежных поручений (требований-поручений), в случае отсутствия (недостаточности) средств для их оплаты на текущем счете плательщика;

платежные требования, оформленные для осуществления переводов белорусских рублей (в том числе оформленные на основании исполнительных документов) и не оплаченные (оплаченные частично) с текущего счета клиента ввиду отсутствия (недостаточности) средств;

платежные требования, оформленные на основании исполнительных документов для осуществления переводов иностранной валюты и не оплаченные (оплаченные частично) с текущего счета клиента ввиду отсутствия (недостаточности) средств.

Помещение расчетных документов в картотеку осуществляется при:

· аресте денежных средств, находящихся на текущем счете клиента;

· приостановлении операций по счету клиента;

· накоплении денежных средств для осуществления внеочередных платежей.

Срок нахождения в картотеке расчетных документов по платежам, которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь производятся в первоочередном порядке, составляет шесть месяцев, по иным платежам - один месяц.

Более длительный срок нахождения расчетных документов в картотеке определяется в договоре между банком-отправителем и плательщиком.

Расчетные документы, подлежащие приему в картотеку, приходуются по внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок" и помещаются в картотеку к указанному счету.

Учет расчетных документов по внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок" ведется по плательщикам в разрезе открытых им счетов.

В случае изменения номера счета плательщика в период нахождения расчетного документа в картотеке к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок" ответственный исполнитель банка исправляет номер счета, указанный в расчетном документе. Исправление заверяется подписью ответственного исполнителя.

На всех экземплярах расчетного документа, помещенного в картотеку, проставляется штамп о помещении его в указанную картотеку.

По платежным поручениям на перечисление денежных средств в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и платежным требованиям, помещенным в картотеку к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок", ответственным исполнителем банка-отправителя составляются извещения о помещении расчетного документа в указанную картотеку, которые не позднее следующего рабочего дня с даты помещения расчетного документа в картотеку направляются в банк-получатель для выдачи бенефициарам (взыскателям).

В извещении указываются: дата, номер, сумма (в соответствующих случаях - сумма акцепта) расчетного документа, помещенного в картотеку; наименование и номер счета плательщика, наименование и номер счета получателя, дата помещения расчетного документа в картотеку, дата извещения, а также иная необходимая информация. Извещение заверяется подписью ответственного исполнителя и штампом банка-отправителя.

Извещения могут быть переданы в банк-получатель в электронном виде на основании договора между банками. Данные извещения заверяются электронной цифровой подписью или тестирующим ключом банка-отправителя.

По расчетным документам, оплаченным частично до помещения в картотеку, извещения не составляются.

Оплата расчетных документов, находящихся в картотеке, осуществляется по мере поступления средств на текущий счет плательщика в порядке их оприходования по внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок", если иная очередность не установлена законодательными актами Республики Беларусь.

Плательщик может предоставить право банку-отправителю начислять и уплачивать (за счет плательщика) неустойку (пеню, штраф) по расчетным документам, помещенным в картотеку, в порядке и размере, определенных в договоре между ними.

Начисление и отражение по внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок" суммы неустойки (пени, штрафа) может производиться после осуществления каждого частичного платежа или при осуществлении последнего частичного платежа по расчетному документу. Уплата всей начисленной неустойки (пени, штрафа) производится после осуществления последнего частичного платежа по расчетному документу в очередности платежа по расчетному документу, если иная очередность уплаты неустойки (пени, штрафа) не установлена законодательными актами Республики Беларусь. Расчетный документ находится в картотеке до уплаты всей начисленной неустойки (пени, штрафа).

При поступлении средств на текущий счет плательщика в сумме, не достаточной для полной оплаты расчетного документа, банк производит его частичную оплату. На сумму частичного платежа составляется мемориальный ордер, в поле "Назначения платежа" которого указываются: наименование расчетного документа, по которому производится частичная оплата, его номер, дата и сумма; назначение платежа (наименование платежа, товара, работы, услуги); наименования, номера и даты документов, служащих основанием для осуществления платежа (в случае наличия данной информации в расчетном документе); другая дополнительная информация о деталях платежа. Порядок указания в мемориальном ордере учетных номеров плательщиков должен соответствовать порядку указания учетных номеров плательщиков в расчетном документе. Количество оформляемых банком-отправителем экземпляров мемориального ордера и порядок их использования должны соответствовать количеству и порядку использования экземпляров расчетного документа, по которому производится частичная оплата.

Ответственный исполнитель банка-отправителя на оборотной стороне всех экземпляров расчетного документа отдельно ведет учет сумм частичных оплат и начисленной неустойки (пени, штрафа).

При осуществлении каждого частичного платежа по расчетному документу делается запись о дате частичного платежа, сумме частичного платежа, сумме остатка к платежу, которая заверяется подписью ответственного исполнителя.

При начислении неустойки (пени, штрафа) делается запись о дате начисления и начисленной сумме, которая заверяется подписью ответственного исполнителя.

При окончательной оплате расчетного документа на всех его экземплярах сумма расчетного документа зачеркивается, рядом указывается сумма последнего платежа.

На всех экземплярах исполненных расчетных документов проставляются дата исполнения, подпись ответственного исполнителя, штамп банка-отправителя.

Суммы, в которых расчетный документ оплачивается (суммы частичных платежей по расчетному документу), отражаются по расходу внебалансового счета "Расчетные документы, не оплаченные в срок".

Платежные поручения, платежные требования (при акцептной форме инкассо), требования-поручения, находящиеся в картотеке, могут быть отозваны в полной сумме или частично по заявлению плательщика. Платежные требования (при безакцептной форме инкассо) могут быть отозваны в полной сумме или частично по заявлению взыскателя.

Исполнение платежного требования с исполнительным документом может быть приостановлено по заявлению взыскателя, по заявлению плательщика на основании документа органа, выдавшего указанный исполнительный документ (его вышестоящего органа). При этом платежное требование с исполнительным документом и документом о приостановлении взыскания из картотеки не изымается.

40. Охарактеризовать активные и пассивные операции с ценными бумагами; эмиссионные ценные бумаги и ценные бумаги неэмиссионного характера.

Пассивные операции банков с ценными бумагами

Осуществляемые коммерческими банками пассивные операции с ценными бумагами, как и иные пассивные операции бан­ков, направлены на формирование их ресурсной базы. С целью мобилизации ресурсов банки выпускают и реализуют собствен­ные ценные бумаги.

. Известно, что такие бумаги, как акции, являются долевыми ценными бумагами и порождают между эмитентом и инвестором отношения соб­ственности. Облигации, векселя, банковские сертификаты яв­ляются долговыми ценными бумагами, несущими отношения займа.

Формирование банком, организованным в виде акционерно­го общества, уставного капитала происходит посредством вы­пуска акций. Привлеченные ресурсы мобилизуются путем вы­пуска банком различного вида долговых ценных бумаг: векселей, банковских сертификатов (депозитных и сберегательных), об­лигаций.

Однако к трактовке термина "эмиссионные опера­ции" существуют различные подходы. В некоторых случаях к эмиссионным операциям банков с ценными бумагами относят лишь выпуск банком собственных акций и облигаций и не счи­тают таковыми выпуск банком векселей и оформление банков­скими сертификатами (депозитными и сберегательными) сроч­ных вкладов.

Банки могут выпускать как простые, так и привилегирован­ные акции. Максимальное количество (доля) привилегирован­ных акций в Республике Беларусь ограничена по законодательс­тву 10 % от общего! количества выпущенных акций. Доля привилегированных акций в каждом конкретном случае дол­жна оговариваться банками в условиях их выпуска.

Банки самостоятельно выбирают тип подписки на акции. Закрытая подписка предполагает размещение акций по заранее составленному учредителями списку и их свободная продажа на первичном рынке не предполагается. При открытой подписке

акции подлежат свободной реализации на первичном рынке. Акционерами банка могут стать физические и юридические ли­ца, располагающие свободным капиталом. Этот тип подписки способен обеспечить банку более широкие возможности привле­чения капитала.

Привлеченные средства банки могут формировать за счет выпуска собственных векселей.

Существующее законодательство предусматривает возмож­ность эмиссии коммерческими банками Республики Беларусь только простых векселей. Банковские векселя могут быть дис­контными. В этом случае векселя должны иметь конкретные сроки погашения. По банковским векселям может предусматри­ваться и начисление процентов. Оно производится по векселям со сроком платежа "по предъявлению" или "во время, опреде­ленное от предъявления". Ставка процента указывается на са­мом векселе. Начисление процентов, если не указана иная дата, производится со дня составления векселя.

Векселя белорусских банков могут быть номинированы как в национальной, так и в иностранной валюте.

При выпуске векселей банки уплачивают гербовый сбор. Вы­пуск векселей осуществляется на основании решения органа уп­равления банка. Банки, планирующие эмиссию векселей, должны разработать и утвердить внутренний документ, регламентирую­щий условия выпуска и обращения его векселей. Банки самос­тоятельно определяют для себя наиболее приемлемые условия, однако они не должны противоречить действующему в Респуб­лике Беларусь законодательству.

Обязательным условием при выпуске векселей банком дол­жна быть регистрация их бланков в Национальном банке. Блан­ки векселей должны обладать определенной степенью защиты.

Векселя, выпущенные банками, могут приобретать юриди­ческие лица, причем продажа векселей предусмотрена как рези­дентам, так и нерезидентам Республики Беларусь. При приобре­тении векселя между клиентом и банком должен быть заключен соответствующий договор купли-продажи. Средства на покупку векселя перечисляются только с расчетного счета покупателя.

Банк должен выписать вексель не позднее двух рабочих дней после поступления этих средств на счет банка. Именно дата пос­тупления средств банку, а не дата выписки векселя, будет яв­ляться датой составления векселя. (Эта дата имеет принципи­альное значение для начисления процентов по векселям, а также и в других случаях.)

К другим ценным бумагам, выпускаемым коммерческими банками, относятся депозитные и сб Они представляют собой письменные свидетельства банка-эми­тента о вкладе денежных средств, удостоверяющие права его предъявителю на получение по истечении уста­новленного срока суммы вклада и процентов по нему. Отличия депозитных и сберегательных сертификатов заключаются в том, что согласно законодательству Республики Беларусь пер­вые могут приобретать юридические лица и индивидуальные предприниматели, вторые — физические лица.

Активные операции банков с ценными бумагами

Размещение коммерческими банками ресурсов в ценные бу­маги является разновидностью активных операций. Осущес­твление подобных операций обеспечивает банкам определенную долю доходов и является в современных условиях для банков альтернативой ссудным операциям.

Коммерческие банки согласно белорусскому законо­дательству по ценным бумагам могут выступать одновременно как в роли рядовых участников рынка ценных бумаг, являясь при этом эмитентами собственных ценных бумаг и крупнейши­ми институциональными инвесторами, так и в качестве профес­сиональных участников, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг — посредническую, ком­мерческую и др.

Как профессиональный участник рынка ценных бумаг ком­мерческий банк может осуществлять покупку ценных бумаг выступая в роли посредника, выполняя поручения, данные ему клиентами. Кроме этого, коммерческий банк может приобре­тать ценные бумаги для себя и за свой счет в рамках коммерчес­кой деятельности.

Достаточно сложно разграничить активные операции по по­купке ценных бумаг банком для формирования своего инвести­ционного портфеля и операции по покупке ценных бумаг для осуществления коммерческой деятельности. И в том, и в другом случае банк приобретает ценные бумаги для себя, в обоих случа­ях источниками могут являться его собственные средства. При коммерческой деятельности предполагается последующая про­дажа ценных бумаг с целью извлечения доходов в виде разницы между ценой продажи и ценой покупки, однако при осущес­твлении портфельных инвестиций также не исключается воз­можность реализации какой-либо части или всего портфеля ценных бумаг банка. При этом банку не требуется иметь статус профессионального участника рынка ценных бума

Эмиссионные ценные бумаги:

Облигации, акции и другие относимые к ним законодательством. Они выпускаются на основании разработанного и согласованного проспекта эмиссии. Они обычно выпускаются сериями установленной формы с равными номиналами, обычно с одинаковыми условиями выпуска и погашения.

Неэмиссионные ЦБ:

Разовый выпуск банком собственных векселей, оформление срочных вкладов депозитными или сберегательными сертификатами.

42. Изложить сущность и виды страховых операций, совершаемых учреждениями АСБ «Беларусбанк», и порядок их совершения.

Банк имеет право выступать страховым агентом страховщика на основании договора поручения, заключаемого со страховщиком. Страховщик выдает банку доверенность на право заключения от имени страховщика договоров страхования путем выдачи физическим лицам страховых полисов. Копии заключённого договора поступают в департамент розничного бизнеса центрального аппарата для дальнейшей передачи в ОПЕРУ центрального аппарата и филиалам. К договору прилагаются нормативные документы, определяющие условия заключения договора страхования. Для осуществления страховых операций страховщик должен иметь специальное разрешение на осуществление страховой деятельности. Копии такого разрешения хранятся в учреждении банка.

Учреждение банка производит услуги страхования, а затем перечисляет страховые взносы на расчётный счёт страховщика. За совершение страховых операций банк взимает вознаграждение либо путём удержания суммы из перечисляемых страховщику взносов, либо страховщик сам непосредственно перечисляет вознаграждение банку.

Виды страхования:

1. Страхование жизни.

Страхование жизни и здоровья, прежде всего, предоставляет защиту от несчастных случаев. Белорусские страховые компании также предлагают:

· добровольное медицинское страхование всех желающих;

· добровольное репродуктивное (детородное) страхование женщин;

· медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно прибывающих в Республику Беларусь.

Страхование от несчастных случаев защищает имущественные интересы, связанные с расстройством здоровья застрахованного или его смертью в результате несчастного случая. Страховка распространяется на последствия несчастного случая, подтвержденные документами, выданными компетентными органами. К таким последствиям относятся:

Ø временное расстройство здоровья застрахованного;

Ø постоянное расстройство здоровья, повлекшее частичную или полную утрату трудоспособности застрахованного;

Ø смерть застрахованного.

Застраховаться от несчастных случаев и болезней можно и на время поездки за границу.
Одним из основных видов страхования здоровья является добровольное медицинское страхование. Здесь объект страхования - имущественные интересы застрахованного, которые связаны с его расходами, вызванными обращением в медицинское учреждение за медицинскими услугами при заболевании, травме, отравлении, ожоге, беременности и ее осложнениях.
Добровольное репродуктивное (детородное) страхование женщин предполагает страхование женщины репродуктивного возраста (15-45 лет) и ее ребенка в период новорожденности (первый месяц жизни). Страховым случаем признается:

ü внезапное расстройство репродуктивного здоровья женщины в результате развития осложнений со стороны репродуктивных органов;

ü смерть женщины в результате развития осложнений со стороны репродуктивных органов;

ü врожденные аномалии развития ребенка, травмы, полученные им при родах;

ü смерть новорожденного ребенка.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно прибывающим в Республику Беларусь, предлагаются услуги по обязательному медицинскому страхованию.

2. Страхование строений и домашнего имущества.

Страхование строений и домашнего имущества предполагает защиту имущественных интересов владельца утраченных или поврежденных объектов, в перечень которых входят:

v жилые дома, квартиры;

v садовые домики, дачи и дачные строения;

v хозяйственные постройки, гаражи;

v мебель, предметы интерьера;

v аудио-, теле- и видеотехника, бытовая техника, электроприборы;

v одежда, обувь и иные личные вещи;

v коллекции, произведения искусства;

v изделия из драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных камней.

Страхование строений и домашнего имущества распространяется на следующие страховые риски:

o пожар, удар молнии, взрыв газа;

o залив водой или иной жидкостью вследствие аварии водопроводной;

o стихийные бедствия (ураган, вихрь, смерч, град, ливень, наводнение, паводок и т.д.);

o хищение путем кражи со взломом, грабежа, разбоя;

o преднамеренные действия третьих лиц, направленные на повреждение или уничтожение застрахованного имущества;

o падение пилотируемых летательных аппаратов, падение деревьев.

3. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств включает ряд услуг. Это:

· обязательное страхование гражданской ответственности;

· добровольное страхование гражданской ответственности;

· страхование гражданской ответственности по системе "Зеленая карта";

· страхование гражданской ответственности на территории России и Украины.
Страхование гражданской ответственности охраняет имущественные интересы владельца транспортного средства, связанные с его обязанностью возместить ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате дорожно-транспортного происшествия.

При этом размер выплачиваемой страховой компанией компенсации третьему лицу не может превышать нормативно установленной суммы в размере 5 000 евро за ущерб имуществу и такой же суммы за ущерб здоровью потерпевшего.

Если причиненный третьему лицу ущерб превышает сумму 5 000 евро, возмещение оставшейся части компенсации может быть востребовано с владельца транспортного средства в судебном порядке.

В таком случае его имущественные интересы охраняет полис добровольного страхования граждан­ской ответственности, по которому сумма выплат со стороны страховой компании нормативно не ограничена.

Страховым случаем является факт причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия.

Страхование гражданской ответственности по системе "зеленая карта" обязательно для всех владельцев автотранспортных средств, выезжающих в страну, которая участвует в соглашении "зеленая карта". Оно охраняет имущественные интересы страхователя и обеспечивает возмещение ущерба, причиненного им третьим лицам во время пребывания за границей. В систему «зелёная карта» входят почти все европейские страны, страны северной Африки и ближнего Востока (Украина, Молдова, Литва, Латвия, Эстония и РБ). Минимальный срок такого страхования – 15 дней, стоимость полиса составляет 35 евро.

Владельцы транспортных средств, выезжающие в Россию либо Украину, могут приобрести полис страхования гражданской ответственности, действующий на территории данной страны. Наличие полиса обязательно для въезда в любое из указанных государств.

4. Автострахование.

Автострахование условно можно разделить на два вида: обязательное и добровольное. К первой категории относится, прежде всего обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Здесь автолюбитель страхует не свои интересы, а интересы третьих лиц, т.е. пострадавших по вине автолюбителя. За ущерб, причиненный имуществу, и ущерб, причиненный здоровью, такой пострадавший может получить по 10 тыс. евро.

Стоимость страховки зависит от:

- страны-производителя транспортного средства;

- объема двигателя;

- места регистрации ТС.

Добровольные виды автострахования.

Самая известная из добровольных страховых услуг – страхование транспортных средств (КАСКО). Страховой полис этого вида покрываются страховые риски, влекущие утрату и повреждение транспортного средства в результате:

- дорожно-транспортного происшествия;

- пожара, взрыва, самовозгорания;

- воздействия природных сил и стихийных бедствий, а также падения на застрахованное транспортное средство предметов со зданий и сооружений;

- противоправных действий третьих лиц, в том числе хищения транспортного средства.

Страховая компания оплачивает необходимые работы по восстановлению транспортного средства и стоимость запасных частей в пределах суммы, на которую застраховано это транспортное средство. При его угоне или хищении размер выплат также определяется в пределах этой суммы. Кроме того, клиенту возмещаются расходы, которые он понес, чтобы уменьшить повреждения транспортного средства, если такие расходы были необходимы или производились для выполнения указаний страховой компании – даже если принятые меры оказались безуспешными.

Страховая сумма устанавливается в пределах действительной стоимости транспортного средства на день заключения договора страхования. Она может равняться полной стоимости транспортного средства и определенной ее части. Если страховая сумма установлена ниже действительной стоимости транспортного средства, то компенсация высчитывается, исходя из отношения страховой суммы к действительной стоимости транспортного средства на момент заключения договора страхования.
Размер страхового тарифа при заключении договора автокаско зависит от:

- марки и модели транспортного средства;

- года его выпуска;

- наличия противоугонных систем;

- водительского стажа владельца;

- территории действия договора страхования;

- срока страхования;

- количества страхуемых рисков;

- варианта оплаты страхового взноса и от других факторов.

Автокаско дает возможность клиенту застраховать не только сам автомобиль, но и его дополнительное оборудование: автомагнитолу, внешние антенны, систему сигнализации, противоугонные устройства, радиотелефон, газобаллонное оборудование и прочее.

Автокаско производит несколько видов программ:

µ Классический автокаско – максимальная защита от всех рисков в любое время суток в любом месте на территории РБ и за его пределами;

µ «Новое авто» - страхование автомобиля при покупке в автомобильных салонах. Могут быть застрахованы с последующим возмещением ущерба без учёта износа;

µ «Летний» - срок действия не менее 6 месяцев в период с 1 апреля по 31 декабря. Оно удобно, если в течение остального периода времени автомобиль находится в гараже;

µ «На выходной день» - в первый год автомобиль застрахован с 12:00 пятницы по 00:00 воскресенья, а также с 00:00 по 24 часа в праздничные дни.

К добровольным видам автострахования относится также добровольное страхование водителей транспортных средств и пассажиров от несчастных случаев. Здесь страховыми случаями являются смерть, постоянное или временное расстройство здоровья застрахованного лица, находившегося в момент дорожно-транспортного происшествия в транспортном средстве.
Договор страхования может быть заключен:

- по системе мест, когда страховая сумма устанавливается для каждого места, а в страховом полисе указывается количество страхуемых мест и страховая сумма для каждого места;

- по паушальной системе, когда общая страховая сумма устанавливается для всех лиц, находящихся в транспортном средстве (их количество не должно превышать максимальное количество мест, указанное в техпаспорте транспортного средства).

В последнем случае каждый из пассажиров и водитель считаются застрахованными в определенной доле от общей страховой суммы, указанной в договоре страхования. Если в момент наступления страхового случая в транспортном средстве находится:

- один человек, то он считается застрахованным в размере 40% от общей страховой суммы;

- два человека, то каждый из них считается застрахованным в размере 35% от общей страховой суммы;

- три человека, то каждый из них считается застрахованным в размере 30% от общей страховой суммы.

При нахождении в транспортном средстве более трех человек, страховая сумма распределяется пропорционально их количеству: например, при четырех пострадавших размер страховой выплаты каждому составляет 25% от общей страховой суммы, при пяти – 20% и т.д.

Порядок совершения страховых операций.

Страховщик обеспечивает изготовление бланков страховых полисов и непосредственно их доставляет в учреждение банка. Приём бланков страховых полисов осуществляется по пачкам и надписям на накладках с проверкой целостности пломб и чёткости оттиска клише. Если при проверке обнаружены излишки или недостачи бланков страховых полисов либо отсутствует печать страховщика на бланке, то составляется акт в двух экземплярах, один из которых вместе с дефектными бланками страховых полисов не позднее следующего рабочего дня направляется страховщику. Второй экземпляр акта вместе с приходным внебалансовым ордером подшивается в кассовые документы дня.

Все бланки страховых полисов хранятся в кладовой учреждения банка. Без полистного пересчёта они хранятся не более 10 рабочих дней, после чего должны быть вскрыты и пересчитаны полистно. При этом обязательно проверяется соответствие серии и номера страхового полиса серии и номеру копии страхового полиса. В учреждении банка должны храниться необходимые запасы бланков страховых полисов по каждому виду страхования.

Заключение договоров страхования осуществляется со страхователями. ОКР заключает договор страхования от имени страховщика, при этом отражает операцию в операционном дневнике с указанием суммы страхового взноса, серии и номера выписанного страхового полиса, фамилии и инициалов страхователя. ОКР должен:

1. Истребовать у страхователя документы, удостоверяющие и подтверждающие личность страхователя и лица, в пользу которого заключается договор страхования;

2. Заполнить реквизиты страхового полиса (информировать страхователя, что он лично несёт ответственность за достоверность сообщаемых сведений);

3. Истребовать подпись страхователя на каждом листе страхового плиса;

4. Подписать каждый лист бланка полиса с расшифровкой фамилии, поставить печать учреждения банка на каждом листе полиса;

5. Принять от страхователя денежные средства в размере страхового взноса;

6. Заверить своей подписью приходные кассовые или валютные ордера, поставить печать на 2-ом экз. ордера и выдать его клиенту;

7. Отделить копию бланка страхового полиса для передачи в бухгалтерию филиала;

8. Оставшийся первый лист бланка страхового полиса (и вторую копию при её наличии), выдать страхователю;

9. Возвратить страхователю документы, удостоверяющие и подтверждающие личность;

10. Записать операцию в реестр приема страховых взносов с указанием суммы страхового взноса, серии и номера выписанного страхового полиса, фамилии и инициалов страхователя;

11. Отразить в отчёте о заключенных договорах страхования данные выданных физ. лицам страховых полисов и об испорченных бланках страховых полисо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: