В первую очередь определяется значение нажимного усилия Рн, необходимое для передачи крутящего момента:
где - коэффициент трения накладок, который зависит от материала фракционных накладок, состояния их поверхностей, относительной скорости скольжения, удельной нагрузки и температуры;
- число поверхностей трения (для однодискового сцепления );
- коэффициент запаса сцепления = 1,5;
- средний радиус трения, эквивалентный плечу приложения силы , равный сумме всех элементарных сил трения:
где D – наружный диаметр фрикционных накладок;
d – внутренний диаметр фрикционных накладок.
Наружный и внутренний диаметры фрикционных накладок выбираются в зависимости от максимального крутящего момента по ГОСТ 12238-76. Также во внимание берутся существующие конструкции сцеплений однотипных автомобилей.
Для данного автомобиля D=200 мм, d=140 мм, b=4 мм. Накладки таких размеров рекомендуется применять на автомобилях, максимальный крутящий момент которых не превышает 142 Н'м.
Тогда средний радиус трения:
По формуле (1.1) рассчитываем:
Сила прижима Рн - есть величина, которая используется для проектирования геометрических размеров упругих элементов.
На данном автомобиле используется центральная нажимная пружина тарельчатого типа. Использование пружин тарельчатого типа имеет ряд преимуществ: упрощается конструкция сцепления, уменьшаются его размеры и число деталей, обеспечивается плавное включение, равномерное давление на нажимной диск, малое изменение нажимного усилия при износе накладок.