Этноархеология

(синонимы - археологическая этнография, археология действия, живая археология) - направление исследования, появившееся на стыке археологии и этнографии и широко распространившееся в 60-70-е годы. Объектом исследования этноархеологии. служит материальная культура современных народов, а предметом - специфика отражения в ней особенностей поведения людей и их социальных взаимоотношений. Для этого проводятся этнографические наблюдения и раскопки поселков и стоянок, сравнительно недавно оставленных людьми, причем данные, полученные от информаторов, сопоставляются с материалами таких раскопок. Тем самым вскрываются взаимосвязи между материальной культурой и ее остатками, с одной стороны, и живой социальной действительностью, с другой. На этой основе строятся гипотетические модели, способные служить археологам, изучающим древние памятники, для постановки исследовательских задач и выработки соответствующей стратегии поиска. Так решается одна из задач, стоящих перед этноархеологией, - совершенствование процедуры первобытноисторических реконструкций. Другими задачами этноархеологии, по мнению некоторых авторов, являются корректировка картины, полученной путем опроса информаторов, а также изучение активной роли материальной культуры в жизни общества. Этноархеологи изучают хозяйственную, социальную, символическую и другие функции материальной культуры, характер ее пространственного распространения и влияющие на него факторы, особенности материального производства на всех его этапах, процесс "умирания" материальной культуры после ее выхода из употребления и т.д." (Шнирельман, 1988).
Возникновение этого направления, таким образом, свидетельствует о наличии двусторонних системных связей между археологией и этнографией и является результатом длительного по времени их взаимодействия. Этот факт был довольно убедительно продемонстрирован Кентом Флэннери на ряде примеров из истории американской археологии: "когда этнология была чуть больше, чем коллекционирование индейских копий, корзин и головных уборов, археология была чуть больше, чем добыча артефактов. Когда в этнологии возросло внимание к структуре общества, археология ответила исследованием поселенческой модели

ЭТНОАРХЕОЛОГИЯ - научное направление (или даже отдельная формирующаяся наука), возникшее и развивающееся в результате интеграции археологии и этнографии в ХХ веке, призванное решать круг проблем по генезису и динамике общества и культуры человечества, а также их элементов разных хронологических периодов на основе сопряжения археологического и этнографического видения этих проблем.

11. Этнолингвистика

— область языкознания, изучающая язык в его взаимоотношении с культурой. Центральными для этнолингвистики являются следующие две тесно взаимосвязанных проблемы, которые можно назвать «когнитивной» (от лат. cognitio — познание) и «коммуникативной» (от лат. communicatio — общение). Близка психолингвистике и лингвокультурологии.

12., этнофольклористика

научно обосновывает роль фольклорных материалов в качестве этнографического источника для этнологической науки

13. Этнология и социология.

Этносы как объект изучения этнологии являются результатом развития не только природных, но и социокультурных процессов. Поэтому этнология включает социологический и культурологический аспекты исследования этнических процессов и тем самым пересекается с социологией и культурологией. При этом необходимо отметить, что социология и этнология имеют общую историю и единые корни.

Изначально социология складывалась как наука о формах совместной жизни и деятельности людей, и поэтому предметом ее изучения были формы человеческой социальности: социальные группы и слои, социальная структура, социальные институты и т.д. Центральной категорией социологии является общество, обозначающее формы связей между людьми, как правило совместно живущими и действующими на общей территории. Тем самым социология ориентируется на исследование форм человеческой социальности, или социального взаимодействия. Эти элементы социальных отношений представляют научный интерес и для этнологии, так как в ее предметное поле входят вопросы устойчивых форм, образцов поведения людей в обществе. Но изучение этих вопросов этнологией осуществляется иным способом, чем в социологии.

Социология стремится преимущественно к исследованию больших и сложных общностей, всего общества как системы, социально-структурных связей, динамики социокультурных систем на макроуровне. Для этнологии же наибольший интерес представляют проблемы социальной структуры этнических общностей, социальной динамики этнических культур, социальной дифференциации этносов, этнического самосознания, этнических особенностей психики разных народов и т.д. Иными словами, этнология изучает социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Кроме того, расхождение социологии и этнологии обнаруживается в методологии. Социолог и этнолог чаще всего используют общие методы исследования (наблюдение, опрос, анализ документов и пр.). Но в использовании этих методов у каждой науки имеются свои особенности. Социолог, как правило, работает с письменными источниками и документами, а этнолог - с устными и невербальными источниками (разговорной речью, изображениями, рисунками, жестами, мимикой и пр.). При изучении документальных источников социолог обращается к типовым, стандартизированным документам, а этнолог анализирует единичные документы, имеющие биографическую ценность.

Таким образом, этнология и социология являются не только самостоятельными науками, но и теми областями социально-научного знания, которые постоянно сближаются и интегрируются в процессе поиска и обоснования адекватных моделей социального поведения человека. Близость и широта взаимных научных интересов к одним и тем же общественным явлениям у социологии и этнологии оказались настолько велики, что в 30-е годы нашего столетия на стыке этих двух наук сформировалось отдельное научное направление - этносоциология. Основоположником этносоциологии стал немецкий ученый Рихард Турнвальд, по мнению которого эта прикладная наука должна изучать взаимосвязь этнических и социальных процессов в жизни современных индустриально развитых стран.

16. Этнополитология

— дисциплина, изучающая политическую обусловленность этнических явлений и процессов.

Одними из основных категорий этнополитологии являются этнос и этничность[2]. Основные проблемы этнополитологии формируют вопросы о власти, о стремлении этнических элит к ней, о роли элит в мобилизации[

17. Примордиали́зм или эссенциали́зм

— в этнологии (этнографии), одно из научных направлений, рассматривающее этнос как изначальное и неизменное объединение людей «по крови» с неизменными признаками[1].

Является наиболее ранним направлением в этнологических исследованиях, развивавшимся на основе установок философского эссенциализма. В рамках примордиализма развивались эволюционистские представления об этносе, учение об этносе С.М. Широкогорова, дуалистическая концепция Ю. В. Бромлея, пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва и др. В настоящее время примордиалистическим представлениям противостоят направления, отрицающие изначальность этнических свойств — конструктивизм и инструментализм.

Дуалистическая теория этноса — концепция этноса, разработанная сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) во главе с Ю. В. Бромлеем. Она была призвана разрешить одну из важнейших проблем этнографии-этнологии о соотношении неизменного ядра свойств этноса и его общей способности значительно изменяться, выражающейся в различных сферах[1][2].

Дуалистическая теория выделяет стабильное ядро этноса, сохраняющееся на всем протяжении истории, ему было дано наименование этникос. К этникосу Ю.Бромлей относил совокупность культурных элементов, а именно язык, материальную культуру, нормы поведения, психический склад, самосознание и самоназвание (этноним). Важнейшей характеристистикой этникоса считается этническое самосознание.

Этнос в более широком смысле понимался уже как «этносоциальный организм (ЭСО)» как этнос, существующий в пределах государства. То есть, «ЭСО — та часть соответствующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического (потестарного) образования и представляет, таким образом, определённую социально-экономическую целостность»[2][1]. В то же время, этническая общность — шире этникоса, так как включает основные социальные группы, присущие обществу соответствующей формации (в рамках теории рассматривалась формационная периодизация общества в русле марксистской методологии)[1].

18. Пассиона́рная тео́рия этногене́за

— гипотеза Льва Гумилёва, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Была опубликована в виде статей в рецензируемых журналах, представлена в виде диссертации на соискание степени доктора географических наук (защищена, но не утверждена в ВАК) и депонирована в виде рукописи «Этногенез и биосфера Земли» в ВИНИТИ РАН, позднее издана в виде монографии в издательстве ЛГУ (1989 год).

Гипотеза Гумилева определяет и описывает понятия этноса (точнее, несколько видов этнических систем), вводит понятие пассионарности, описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов.

Пассионарная теория этногенеза не встретила понимания и поддержки ни у советской[1], и наследовавшей ей современной российской исторической науки, ни у международного научного сообщества. Пассионарная теория преподнесена в доступном (научно-популярном) изложении, доходчива[2].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: