Юридические лица (universitas)

Римское право не выработало четкого определения юридического лица, так как предполагалось, что носителями прав могут быть только граждане. Однако заслугой римского права является создание самого понятия юридического лица.

Юридические лица в публичном праве возникали по решению го­сударственных органов, в частном праве — по решению государствен­ных органов или по инициативе частных лиц (не менее трех человек). Гай пишет: общины рассматриваются как частные лица (Дигесты, 50.16.16), т. е. корпорация может рассматриваться в частном праве так же, как и физическое лицо.

Уже в Законах XII таблиц упоминаются разного рода корпорации: союзы с религиозными целями и профессиональные союзы ремесленников. В период республики появились корпорации при магистратах, погребальные коллегии (членами которых были как свободные, так и рабы), коллегии предпринимателей. На определенном этапе разви­тия появились и муниципии — муниципальные образования, за кото­рыми были признаны также права истца и ответчика, т. е. гражданско-процессуальная правоспособность.

Со временем как некое единое целое стало рассматриваться и госу­дарственное имущество (казна), от имени которого выступает магист­рат. Муниципии, а позже и корпорации (в том числе и частные) полу­чили возможность наследования.

Римское право знало три вида юридических лиц:

* корпорации (союзы ремесленников, погребальные коллегии, ре­лигиозные союзы);

» муниципии (городские и местные общины);

» государственная казна — эрарий под контролем сената (в импе­рии переродился в городскую кассу) и императорская казна — фиск (понимаемая как государственная).

В период империи корпорации стали вызывать подозрение у властей, и поэтому практически все они (кроме древнейших) были распущены. После этого был издан закон, существенно затруднявший создание новых корпораций, так как на их образование теперь требовалось спе­циальное разрешение сената, а иногда еще и санкция самого импера­тора.

Дела корпорации вели избиравшиеся для этой цели физические лица. Все имущество, закрепленное за корпорацией, принадлежало корпо­рации как целому, и поэтому выбывающий не имел права требовать своей доли. И только в случае прекращения деятельности имущество корпорации делилось между последним составом ее членов. Мини­мальное число членов корпорации четко определено не было, однако на практике их должно было быть не менее трех.

Муниципии обладали более широкой правоспособностью, чем кор­порации. Так, помимо собственного имущества и органов управления муниципии изначально обладали правом получать имущество по за­вещательным отказам. (Корпорации же получили такое право лишь со II в. н.э.) Муниципии могли свободно назначаться наследниками, а корпорации — только при наличии специальной привилегии.

Особый (привилегированный) статус имела государственная казна (эрария, при доминате — фиск). Так, на фискальное имущество не распространялись сроки давности, исковые требования фиска имели пре­имущество на удовлетворение по сравнению с иными требованиями, существовали ограничения по ответственности самого фиска перед третьими лицами и т. д.

После утверждения христианства в качестве официальной государ­ственной религии в Древнем Риме появился новый, особый вид юриди­ческого лица -учреждения. Данный статус получили церкви, а в даль­нейшем — все благотворительные союзы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: