Римское право не выработало четкого определения юридического лица, так как предполагалось, что носителями прав могут быть только граждане. Однако заслугой римского права является создание самого понятия юридического лица.
Юридические лица в публичном праве возникали по решению государственных органов, в частном праве — по решению государственных органов или по инициативе частных лиц (не менее трех человек). Гай пишет: общины рассматриваются как частные лица (Дигесты, 50.16.16), т. е. корпорация может рассматриваться в частном праве так же, как и физическое лицо.
Уже в Законах XII таблиц упоминаются разного рода корпорации: союзы с религиозными целями и профессиональные союзы ремесленников. В период республики появились корпорации при магистратах, погребальные коллегии (членами которых были как свободные, так и рабы), коллегии предпринимателей. На определенном этапе развития появились и муниципии — муниципальные образования, за которыми были признаны также права истца и ответчика, т. е. гражданско-процессуальная правоспособность.
|
|
Со временем как некое единое целое стало рассматриваться и государственное имущество (казна), от имени которого выступает магистрат. Муниципии, а позже и корпорации (в том числе и частные) получили возможность наследования.
Римское право знало три вида юридических лиц:
* корпорации (союзы ремесленников, погребальные коллегии, религиозные союзы);
» муниципии (городские и местные общины);
» государственная казна — эрарий под контролем сената (в империи переродился в городскую кассу) и императорская казна — фиск (понимаемая как государственная).
В период империи корпорации стали вызывать подозрение у властей, и поэтому практически все они (кроме древнейших) были распущены. После этого был издан закон, существенно затруднявший создание новых корпораций, так как на их образование теперь требовалось специальное разрешение сената, а иногда еще и санкция самого императора.
Дела корпорации вели избиравшиеся для этой цели физические лица. Все имущество, закрепленное за корпорацией, принадлежало корпорации как целому, и поэтому выбывающий не имел права требовать своей доли. И только в случае прекращения деятельности имущество корпорации делилось между последним составом ее членов. Минимальное число членов корпорации четко определено не было, однако на практике их должно было быть не менее трех.
Муниципии обладали более широкой правоспособностью, чем корпорации. Так, помимо собственного имущества и органов управления муниципии изначально обладали правом получать имущество по завещательным отказам. (Корпорации же получили такое право лишь со II в. н.э.) Муниципии могли свободно назначаться наследниками, а корпорации — только при наличии специальной привилегии.
|
|
Особый (привилегированный) статус имела государственная казна (эрария, при доминате — фиск). Так, на фискальное имущество не распространялись сроки давности, исковые требования фиска имели преимущество на удовлетворение по сравнению с иными требованиями, существовали ограничения по ответственности самого фиска перед третьими лицами и т. д.
После утверждения христианства в качестве официальной государственной религии в Древнем Риме появился новый, особый вид юридического лица -учреждения. Данный статус получили церкви, а в дальнейшем — все благотворительные союзы.